Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:42, контрольная работа
Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).
Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта – это совокупность прав и обязанностей субъекта, т. е. правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Изначальными являются основные права и обязанности, непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.
1.Международная правосубъектность государств.
Под государством
в международном праве
Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта – это совокупность прав и обязанностей субъекта, т. е. правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Изначальными являются основные права и обязанности, непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.
Основные
обязанности государства
Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.
Суверенитет
— это юридическое выражение
самостоятельности государства, верховенства
и неограниченности его власти внутри
страны, а также независимости
и равноправия во взаимоотношениях
с другими государствами. Суверенитет
государства имеет
Международно-правовой
аспект суверенитета означает, что
международное право
Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.
Основу
международно-правового
Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.
Правосубъектность имеет два аспекта: правоспособность (способность иметь права и обязанности по международному праву) и дееспособность (способность независимо осуществлять права и обязанности по международному праву). В принципе международная правоспособность и дееспособность неразделимы. Но бывают ситуации, когда, сохраняя статус субъекта международного права, государство оказывается полностью или частично недееспособным. В годы Второй мировой войны оккупированные гитлеровской Германией государства сохранили свою правоспособность, а дееспособность в ограниченной мере осуществлялась правительствами в эмиграции. Аналогичная ситуация имела место в наше время в период оккупации Кувейта Ираком
2.Государственная юрисдикция:
Суверенитет и равенство государств.
Суверенитет - это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что МП рассматривает в качестве субъекта МП и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства. Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом. Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов МП). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы МП (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.). Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия. юрисдикция государства действует не только в пределах его территории, т.е. в пределах его территориального верховенства. Она действует также на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, а именно в морских пространствах за пределами территориальных вод, в Антарктике и в космическом пространстве.
При этом налицо существенная разница между юрисдикцией в пределах государственной территории и юрисдикцией за ее пределами.
Первая — территориальная юрисдикция, полновластие государства в пределах своей территории, — будучи правовой категорией, проистекает не из права, а из присущего государству свойства, выражаемого понятием «суверенитет». Международное право лишь исходит из этого свойства и утверждает его, возводя уважение суверенитета государства в норму межгосударственных взаимоотношений.
Вторая — юрисдикция вне государственной территории — существует лишь в силу разрешительной международно-правовой нормы, естественно, исходящей из взаимных интересов государств и международного сообщества государств в целом.
Соответственно объем и пределы такой юрисдикции определяются нормами современного международного права. Специфичен и иммунитет в этой пространственной сфере от иностранной юрисдикции.
Вытекая из основных принципов международного права — уважения суверенитета и суверенного равенства государств, принцип иммунитета государства от юрисдикции любого другого государства тем не менее не перестает быть самостоятельным принципом общего международного права и в этом качестве общепризнанной международноправовой нормой. Иными словами, речь идет о взаимном обязательстве государств воздерживаться от осуществления своей власти в отношении любого другого государства в пределах своей территории, а также пространствах вне государственной территории, на которые распространяется юрисдикция данного государства. Тем самым государства на взаимной и равноправной основе подчиняют себя действию этой нормы, так же как и международному праву в целом.
Юрисдикционная компетенция.
Государство осуществляет некоторые властные функции и на иностранной территории. Его
органы за рубежом защищают интересы государства, его граждан и организаций, контролируют в
определенной мере их деятельность. Дипломатические представительства и консулы следят за
соблюдением их гражданами и юридическими лицами отечественных законов, а также за тем, чтобы
эти субъекты не ущемлялись в своих правах, наблюдают за осуществлением страной пребывания
договоров с представляемым государством, ведут учет военнообязанных, осуществляют акты
бесспорной юрисдикции (акты гражданского состояния, нотариальные действия и др.).
Помимо министерства иностранных дел все большее число иных ведомств осуществляет
властные функции за рубежом. Немало новых моментов вносит практика стран СНГ. Так,
многосторонняя Конвенция о правовой помощи 1993 г. предусматривает, что стороны имеют право
«допрашивать
собственных граждан через свои
дипломатические
учреждения»1.
Особым случаем являются соглашения о пребывании на территории государства иностранных
вооруженных сил, которые распространяют почти полную юрисдикцию иностранного государства на
часть территории страны.
Привилегии и иммунитеты иностранных государств.
Принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции, т.е. от юрисдикции любого другого государства, является общепризнанным принципом международного права: он настолько укоренился в международном праве, что безоговорочно признается всеми государствами, соблюдается в практике их взаимоотношений и утверждается в международно-правовой доктрине.
Термин «принцип», как и в других аналогичных случаях, означает юридическую норму общего характера, в концентрированном виде выражающую существо соответствующих правоотношений.
Поскольку об иммунитете государства речь идет как о международно-правовом принципе, то он должен быть соответствующим образом выражен, в частности потому, что является прежде всего обычно-правовой нормой.
Однако этот принцип
лежит ныне в основе ряда
кодификационных
Представляется, что принцип иммунитета может быть сформулирован следующим образом: «Каждое государство пользуется иммунитетом от юрисдикции другого государства».
Таким образом, принцип иммунитета также означает, что каждое государство пользуется иммунитетом от законодательной, административной и судебной юрисдикции другого государства.
Принцип иммунитета как право каждого государства на изъятие из юрисдикции других государств и одновременно как международно-правовая обязанность не подчинять своей юрисдикции другие государства является обычноправовой нормой общего международного права, т.е. нормой, установленной и признанной международным сообществом государств. И в качестве таковой она не нуждается в специальном обосновании. Однако это обычно делается, что позволяет лучше уяснить как юридическую природу этого принципа, так и возможные пределы его действия.
Принцип иммунитета в общей
форме означает, как уже говорилось,
обязательство любого государства
воздерживаться от осуществления
своей юрисдикции, понимаемой как
совокупность властных прерогатив или
властной компетенции, в отношении
любого другого государства. Этому
обязательству соответствует
Государство может в порядке исключения отказаться в одностороннем порядке от части своих прав, проистекающих из принципа иммунитета. Однако обязанное государство не может, естественно, в одностороннем порядке ввести какие-либо ограничения прав другого или других государств. С его стороны возможно осуществление лишь тех исключений из этих прав, которые установлены по общему международному праву или по специальному соглашению с управомоченным государством. В таком соглашении речь может идти об отказе от иммунитета лишь в отношении конкретных ситуаций либо на взаимной основе, либо в одностороннем порядке.
Иммунитет от иностранной юрисдикции вовсе не означает, что государство, пользующееся иммунитетом в сфере юрисдикции другого государства, может не считаться с правопорядком этого другого государства. Наоборот, оно обязано его соблюдать. В частности, оно может совершать только такие действия в сфере правопорядка другого государства, которые допускаются последним. Все это служит цели уважения суверенитета государства, предоставляющего иммунитет, а соблюдение иммунитета иностранного государства - делу уважения суверенности этого государства.
В международном праве
выделяют дипломатические привилегии,
иммунитеты дипломатического представительства
и дипломатических агентов. Иммунитеты
и привилегии предоставляются с
целью создания благоприятных условий
деятельности дипломатических
В состав дипломатических иммунитетов и привилегий членов дипломатического персонала входят: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром и другими представительствами своего государства, привилегии; таможенные привилегии и др.
В состав дипломатических иммунитетов и привилегий членов семей дипломатического персонала входят: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания и др.
3 вопрос |
Как известно из общей теории государства и права, государства в зависимости от своего
внутреннего устройства подразделяются
на простые (унитарные) и сложн В международных отношениях только само государство выступает в качестве субъекта международного права. Сложные государства — это федерации. Федерации создавались
суверенными государствами, как правило, на основе международного договора В международном праве нет норм, в соответствии с которыми
члены федерации обладали бы правосубъектностью.Внутренн Конституции некоторых федеративных государ История знает и такие образования, как конфедерации. Конфедерация — это временный союз суверенных государств, который создается на основе международногодоговора для осуществления общей деятельности, обычно в области обороны и внешней политики. Члены конфедерации сохраняли свою международную правосубъектность. Следователь После достижения целей, для которых создавались конфедерации, эти союзы государств либо распадались, либо превращались в федерации. В прошлом существовали такие конфедерации, как Нидерланды (1580—1795 гг.), Соединенные Штаты Америки (1778—1787 гг.), Швейцарская Конфедерация (1291—1798 гг.; 1815—1848 гг.), Германский Союз (1815—1866 гг.). Как известно, северо-американ- ская, швейцарская и германская конфедерации превратились в соответствующие федерации. В настоящее время конфедераций не существует, хотя формально Швейцария продолжает именоваться конфедерацией. |