Администранивная отвтетственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).
Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта – это совокупность прав и обязанностей субъекта, т. е. правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Изначальными являются основные права и обязанности, непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.

Файлы: 1 файл

VG.docx

— 45.19 Кб (Скачать файл)

1.Международная правосубъектность государств.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в  международно-правовом смысле и субъектом  международного права (например, колониальные страны и другие геополитические  единицы).

Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта – это совокупность прав и обязанностей субъекта, т. е. правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Изначальными являются основные права и обязанности, непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.

Основные  обязанности государства определяются содержанием основных принципов  международного права и включают сотрудничество с другими государствами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой  или ее применения и т. д. Наиболее важными признаками государства  являются суверенитет, территория, население  и власть.

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

 

Суверенитет — это юридическое выражение  самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости  и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет  государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

 

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что  международное право рассматривает  в качестве своего субъекта и участника  международных отношений не государственные  органы или отдельные должностные  лица, а государство в целом. Все  международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются  совершенными от имени этого государства.

 

Внутренний  аспект суверенитета предполагает территориальное  верховенство и политическую независимость  государственной власти внутри страны и за рубежом.

 

Основу  международно-правового статуса  государства составляют права (право  на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных  организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов  международного права). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство  обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).

 

Из  суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена  на государство без его на то согласия.

Правосубъектность имеет два аспекта: правоспособность (способность иметь права и обязанности по международному праву) и дееспособность (способность независимо осуществлять права и обязанности по международному праву). В принципе международная правоспособность и дееспособность неразделимы. Но бывают ситуации, когда, сохраняя статус субъекта международного права, государство оказывается полностью или частично недееспособным. В годы Второй мировой войны оккупированные гитлеровской Германией государства сохранили свою правоспособность, а дееспособность в ограниченной мере осуществлялась правительствами в эмиграции. Аналогичная ситуация имела место в наше время в период оккупации Кувейта Ираком

2.Государственная юрисдикция:

Суверенитет и равенство государств.

Суверенитет - это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что МП рассматривает в качестве субъекта МП и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства. Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом. Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов МП). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы МП (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.). Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия. юрисдикция государства действует не только в пределах его территории, т.е. в пределах его территориального верховенства. Она действует также на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, а именно в морских пространствах за пределами территориальных вод, в Антарктике и в космическом пространстве.

При этом налицо существенная разница между юрисдикцией в  пределах государственной территории и юрисдикцией за ее пределами.

Первая — территориальная  юрисдикция, полновластие государства  в пределах своей территории, —  будучи правовой категорией, проистекает  не из права, а из присущего государству  свойства, выражаемого понятием «суверенитет». Международное право лишь исходит  из этого свойства и утверждает его, возводя уважение суверенитета государства  в норму межгосударственных взаимоотношений.

Вторая — юрисдикция вне  государственной территории — существует лишь в силу разрешительной международно-правовой нормы, естественно, исходящей из взаимных интересов государств и международного сообщества государств в целом.

Соответственно объем и пределы такой юрисдикции определяются нормами современного международного права. Специфичен и иммунитет в этой пространственной сфере от иностранной юрисдикции.

Вытекая из основных принципов  международного права — уважения суверенитета и суверенного равенства  государств, принцип иммунитета государства  от юрисдикции любого другого государства тем не менее не перестает быть самостоятельным принципом общего международного права и в этом качестве общепризнанной международноправовой нормой.  Иными словами, речь идет о взаимном обязательстве государств воздерживаться от осуществления своей власти в отношении любого другого государства в пределах своей территории, а также пространствах вне государственной территории, на которые распространяется юрисдикция данного государства. Тем самым государства на взаимной и равноправной основе подчиняют себя действию этой нормы, так же как и международному праву в целом. 

Юрисдикционная компетенция.

Государство осуществляет некоторые властные функции  и на иностранной территории. Его

органы  за рубежом защищают интересы государства, его граждан и организаций, контролируют в

определенной  мере их деятельность. Дипломатические  представительства и консулы  следят за

соблюдением их гражданами и юридическими лицами отечественных законов, а также  за тем, чтобы

эти субъекты не ущемлялись в своих правах, наблюдают за осуществлением страной  пребывания

договоров с представляемым государством, ведут  учет военнообязанных, осуществляют акты

бесспорной  юрисдикции (акты гражданского состояния, нотариальные действия и др.).

Помимо  министерства иностранных дел все  большее число иных ведомств осуществляет

властные  функции за рубежом. Немало новых  моментов вносит практика стран СНГ. Так,

многосторонняя  Конвенция о правовой помощи 1993 г. предусматривает, что стороны имеют  право

«допрашивать  собственных граждан через свои дипломатические представительства  или консульские

учреждения»1.

Особым  случаем являются соглашения о пребывании на территории государства иностранных

вооруженных сил, которые распространяют почти  полную юрисдикцию иностранного государства  на

часть территории страны.

Привилегии и иммунитеты иностранных государств.

Принцип иммунитета государства  от иностранной юрисдикции, т.е.  от  юрисдикции любого другого государства, является общепризнанным принципом  международного права: он настолько  укоренился в международном праве, что безоговорочно признается всеми  государствами, соблюдается в практике их взаимоотношений и утверждается в международно-правовой доктрине.

Термин «принцип», как  и в других аналогичных случаях, означает юридическую норму общего характера, в концентрированном  виде выражающую существо соответствующих  правоотношений.

Поскольку об иммунитете государства  речь идет как о международно-правовом принципе, то он должен быть соответствующим  образом выражен, в частности  потому, что является прежде всего обычно-правовой нормой.

   Однако этот принцип  лежит ныне в основе ряда  кодификационных  универсальных  конвенций. В их числе Венская  конвенция о дипломатических  сношениях 1961 г., Венская конвенция  о специальных миссиях 1969 г., Венская  конвенция о представительстве  государств в их   отношениях  с международными организациями  универсального характера 1975 г., Венская конвенция о консульских  сношениях 1963 г. (подробнее см. гл. XV). Следовательно, принцип иммунитета  государства от иностранной юрисдикции  может быть сформулирован также  исходя из изложенных в этих  конвенциях международно-правовых  норм.

Представляется, что принцип  иммунитета может быть сформулирован  следующим образом: «Каждое государство  пользуется иммунитетом от юрисдикции другого государства».

Таким образом, принцип иммунитета также означает, что каждое государство  пользуется иммунитетом от законодательной, административной и судебной юрисдикции другого государства.

Принцип иммунитета как право  каждого государства на изъятие  из юрисдикции других государств и  одновременно как международно-правовая обязанность не подчинять своей  юрисдикции другие государства является обычноправовой нормой общего международного права, т.е. нормой, установленной и признанной международным сообществом государств. И в качестве таковой она не нуждается в специальном обосновании. Однако это обычно делается, что позволяет лучше уяснить как юридическую природу этого принципа, так и возможные пределы его действия.

Принцип иммунитета в общей  форме означает, как уже говорилось,  обязательство любого государства  воздерживаться от осуществления   своей   юрисдикции, понимаемой как  совокупность властных прерогатив или  властной компетенции, в отношении  любого другого государства. Этому  обязательству соответствует право  других государств на иммунитет.

Государство может в порядке  исключения отказаться в одностороннем  порядке от части своих прав, проистекающих  из принципа иммунитета. Однако обязанное государство не может, естественно, в одностороннем порядке ввести какие-либо ограничения прав другого или  других государств. С его стороны возможно осуществление лишь тех   исключений из этих прав, которые установлены по общему международному праву или по специальному соглашению с управомоченным  государством. В таком соглашении речь может идти об отказе от иммунитета лишь в отношении конкретных ситуаций либо на взаимной  основе, либо в одностороннем порядке.  

Иммунитет от иностранной  юрисдикции вовсе не означает, что  государство, пользующееся иммунитетом  в сфере юрисдикции другого государства, может не считаться с правопорядком  этого другого государства. Наоборот, оно обязано его соблюдать. В частности, оно может совершать только такие действия в сфере правопорядка другого государства, которые допускаются последним. Все это служит цели уважения суверенитета государства, предоставляющего иммунитет, а соблюдение иммунитета иностранного государства -  делу уважения суверенности этого государства.

В международном праве  выделяют дипломатические привилегии, иммунитеты дипломатического представительства  и дипломатических агентов. Иммунитеты и привилегии предоставляются с  целью создания благоприятных условий  деятельности дипломатических представительств. Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства  и членов их семей.

В состав дипломатических  иммунитетов и привилегий членов дипломатического персонала входят: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества  и средств передвижения, корреспонденции  и архивов; фискальный иммунитет; право  на беспрепятственные сношения представительства  со своим центром и другими  представительствами своего государства, привилегии; таможенные привилегии и  др.

В состав дипломатических  иммунитетов и привилегий членов семей дипломатического персонала  входят: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной  юрисдикции государства пребывания и др.

 

 

3 вопрос

Как известно из общей теории государства и права, государства в зависимости от своего внутреннего устройства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федерации). Простое государство представляет собой единое государственное образование с единой системой органов государственной власти и с единой правовой системой. Его административно-территориальные единицы какой-либо самостоятельностью в международныхотношениях не обладают, и не возникает вопроса об их международной правосубъектности.

В международных отношениях только само государство выступает в качестве субъекта международного права.

Сложные государства — это федерации. Федерации создавались суверенными государствами, как правило, на основе международного договора. Члены (субъекты) федерации сохранили в определенной степени свою самостоятельность в рамках федеративного государства, но в то же время утратили международную правосубъектность. Федерация как государство приобрело свойство субъекта международного права.

В международном праве нет норм, в соответствии с которыми члены федерации обладали бы правосубъектностью.Внутреннее государственное устройство входит в число вопросов внутренней компетенции государства. Общеемеждународное право не проводит различия между унитарными и федеративными государствами. Поэтому только федеративное государство в целом обладает международной правосубъектностью.

Конституции некоторых федеративных государств, например ФРГ, предусматривают возможность субъектов федерации заключать с суверенными государствами международные договоры по узкому кругу вопросов, как правило, относительно культурного, научного, технического сотрудничества. Однако такие международные договоры заключаются только с согласия соответствующих федеративных государственных органов. Из этого можно сделать вывод, что в целом обязательства, предусмотренные такими договорами, принимают на себя федеративныегосударства, а не их субъекты. И ответственность за нарушение заключаемых субъектами федерациймеждународных договоров будет возлагаться на федеративные государства в целом.

История знает и такие образования, как конфедерации.

Конфедерация — это временный  союз суверенных государств, который создается на основе международногодоговора для осуществления общей деятельности, обычно в области обороны и внешней политики.

Члены конфедерации сохраняли свою международную правосубъектность. Следовательно, конфедерация не наделялась свойствами субъекта международного права.

После достижения целей, для которых  создавались конфедерации, эти союзы государств либо распадались, либо превращались в федерации. В прошлом существовали такие конфедерации, как Нидерланды (1580—1795 гг.), Соединенные Штаты Америки (1778—1787 гг.), Швейцарская Конфедерация (1291—1798 гг.; 1815—1848 гг.), Германский Союз (1815—1866 гг.). Как известно, северо-американ- ская, швейцарская и германская конфедерации превратились в соответствующие федерации. В настоящее время конфедераций не существует, хотя формально Швейцария продолжает именоваться конфедерацией.

Информация о работе Администранивная отвтетственность