Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:30, курсовая работа
Целью данной работы является описание сущности административной ответственности, административных правонарушений, административных наказаний.
Для достижения указанной цели в работе необходимо решение следующих задач:
–дать понятие административной ответственности, определить особенности, правовые основы административной ответственности;
– дать понятие административного правонарушения;
– рассмотреть состав административного правонарушения;
– рассмотреть классификацию видов административных наказаний.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие и особенности административной ответственности ..........................................................................................
5
Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности .......................................................
11
Глава 3. Состав административного правонарушения ...................... 15
Глава 4. Виды административных наказаний ...................................... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................... 37
Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.
Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.
Содержание предупреждения как меры административного наказания выражается в официальном порицании поведения липа, совершившего административное правонарушение. Вместе с тем ст. 4.3 КоАП РФ связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к более строгой ответственности.
Предупреждение может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме.
Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Он является денежным наказанием и выражается во взыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств.
Статья 3.5. КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей15. Штраф устанавливается: для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей.
Пункт 1 статьи 3.5 КоАП РФ устанавливает, что административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной определенной сумме.
Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.16
Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на орудия совершения или предметы административного правонарушения, применяется в качестве как основного, так и дополнительного вида административного наказания. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. По смыслу этой статьи, изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.
Возмездный характер является отличительной чертой рассматриваемого вида административного наказания.
Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.17
Конфискация, применяемая в качестве меры административного наказания, состоит в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.
Конфискация, как и безвозмездное изъятие, охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.18
Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей, в качестве как основной, так и дополнительной санкций.
Административное наказание в виде лишения физического лица специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.
Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.19
Лишение специального права назначается только судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса20.
Административный арест – одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие. Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции РФ. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до тридцати суток. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества.
Административный арест не может применяться к военнослужащим, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.21
Административное выдворение – это вид административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.22
Дисквалификация устанавливается и назначается только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация
может быть применена к лицам, осуществляющим
организационно-
Еще один вид административного наказания – административное приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, включая их структурные подразделения, филиалы, производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды (экологическую безопасность), а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма24.
При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если судья сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата (п. 1 ст. 3.12. КоАП РФ).
Заключение
Проведенное исследование показало, что, несмотря на постоянное совершенствование норм об административных правонарушениях, многие вопросы так и остались не решенными в законодательстве. Кроме того, существует ряд проблем теоретического характера, которые требуют дальнейшего исследования.
Необходимо отметить наиболее важные выводы и рекомендации, сделанные в ходе работы.
Важное значение институт административной ответственности имеет как в решении общих задач охраны общественного порядка и общественной безопасности, так и в противодействии противоправным посягательствам на интересы личности, общества и государства. При этом административная ответственность не ограничивается охраной отношений, регулируемых какой-либо одной отраслью права. Она аккумулирует в себе значительный потенциал по защите отношений, регулируемых нормами ряда отраслей законодательства (конституционного, административного, налогового, бюджетного, жилищного, экологического, трудового и др.).
Административная ответственность, обладая всеми признаками юридической ответственности, имеет общие черты с другими видами ответственности – уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, а также специфические признаки, отличающие ее от перечисленных видов ответственности.
Административную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности характеризует уникальная система административных наказаний, отличающаяся широким диапазоном конкретных ее видов: от предупреждения до административного ареста гражданина или административного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, не признается судимым.
Одной из специфических особенностей административной ответственности является множественность субъектов административной юрисдикции. Процессуальный механизм административной ответственности не только понуждает предположительно виновное лицо к участию в производстве по делу об административном правонарушении, но и позволяет исключить незаконность и необоснованность выводов о виновности лица в совершении административного правонарушения, а в случае доказанности вины – назначить и исполнить административное наказание.
Административную ответственность нельзя отождествлять только со способностью лица претерпевать неблагоприятные последствия административного наказания. Производство по делу может быть прекращено в силу издания акта амнистии, если таковой устраняет применение административного наказания. В этом случае нельзя говорить о том, что институт административной ответственности не применялся, так как производство велось, лицо было признано виновным, ему назначено административное наказание, но в силу великодушия государства отбывать, то есть претерпевать неблагоприятные последствия, это лицо не будет.
С точки зрения юридической науки, институт административной ответственности представляет собой не только совокупность материальных и процессуальных правовых норм, но и обновленное доктринальное понимание принципов и правил ее регулирования. Единство доктрины, законодательства и правоприменения особенно важно сейчас, в эпоху мировой глобализации и новых вызовов.
Следует отметить следующие наиболее важные признаки административного правонарушения: оно выражается в действии либо бездействии; носит противоправный характер; носит виновный характер; оно административно наказуемо.
Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.
Понимание состава административного правонарушения важно для отграничения административного правонарушения от других видов правонарушений, в частности, от преступлений. Под составом административного правонарушения рассматривается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние определяется как административное правонарушение. Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии позволяет определять его в качестве основания наступления административной ответственности. Признаки состава административного правонарушения принято называть элементами этого состава.
К элементам состава административного правонарушения относятся: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Выстроенные в определенной последовательности эти элементы образуют структуру состава административного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов в составе административного правонарушения исключает административное правонарушение из системы правонарушений.
Административная ответственность - это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц).
Общими признаками преступлений и административных правонарушений являются вредоносность, противоправность, виновность и наказуемость. Общие черты имеют и элементы состава административного правонарушения и преступления. Грань между уголовным и административным правом весьма условна, о чем свидетельствуют постоянные процессы декриминализации и криминализации тех или иных общественно опасных деяний, ранее регулируемых уголовным либо административным законодательством.
Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Для отграничения административных правонарушений от преступлений применяется и такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Нередко критерием является и размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Административная ответственность и административное правонарушение