Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:30, курсовая работа
Целью данной работы является описание сущности административной ответственности, административных правонарушений, административных наказаний.
Для достижения указанной цели в работе необходимо решение следующих задач:
–дать понятие административной ответственности, определить особенности, правовые основы административной ответственности;
– дать понятие административного правонарушения;
– рассмотреть состав административного правонарушения;
– рассмотреть классификацию видов административных наказаний.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие и особенности административной ответственности ..........................................................................................
5
Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности .......................................................
11
Глава 3. Состав административного правонарушения ...................... 15
Глава 4. Виды административных наказаний ...................................... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................... 37
Некоторые авторы, например А.Б. Агапов, выделяют и такую функцию административной ответственности, как создание предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения – ограничительная функция: она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение. Сюда же следует, пожалуй, отнести и дисквалификацию как вид административного наказания.
В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного наказания как меры этой ответственности. А данные цели имеют явную предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».
Глава 2. Административное правонарушение
как основание административной ответственности
правонарушение ответственность
Единственным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном аспекте, так и в фактическом.
В КоАП Российской Федерации, в пункте 1 статьи 2.1., дано следующее определение административного правонарушения: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Под административным правонарушением, как основанием административной ответственности понимается виновное, противоправное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Деяния, классифицированные как административные правонарушения, содержатся в следующих кодексах Российской Федерации: КоАП, Трудовой кодекс, Воздушный кодекс, кодекс торгового мореплавания и др. Текущие законы также устанавливают, какие деяния являются административными правонарушениями.
Определяют следующие признаки административного проступка:
Во-первых, это действие или бездействие. Административное правонарушение – это поведение, которое принимает форму либо действия, либо бездействия. Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта (нарушение тишины в ночное время, нарушение правил дорожного движения и т.д.). Бездействие – это пассивное поведение, выраженное в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.).
Во-вторых, это общественно опасное деяние. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любой административный проступок, посягающий на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. Причём нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил). Степень общественной опасности является единственным критерием, отграничивающим административное правонарушение от преступления, которая различна у этих видов правонарушений.
В-третьих, это противоправное деяние. Противоправность деяния заключается в том, что определённое лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. На действие либо бездействие, признанное общественно опасным, устанавливается правовой запрет на их совершение.
В-четвёртых, виновное действие либо бездействие, то есть деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (либо бездействующего) лица. Вина при совершении административного проступка может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя является важнейшим и необходимым признаком административного проступка.
В-пятых, это деяние наказуемое. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность. Для признания административного правонарушения не нужно исследовать стадии приготовления и покушения, то есть в некоторых случаях законодатель устанавливает наличие административного проступка на более ранней стадии, чем оконченное деяние. Квалификация того или иного проступка происходит посредством определения его состава (это эталон, с помощью которого происходит «кристаллизация» проступка). Состав проступка – совокупность предусмотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние как административный проступок и отграничивают его от иных правонарушений.
В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение правонарушения делятся на преступления и проступки.
По мнению ряда ученых, преступлениями называются общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, а проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий. Ряд ученых, рассматривая данный вопрос, исходили из того, что только преступление обладает свойством общественной опасности, а все прочие правонарушения таким качеством не обладают.
Отдельные специалисты полагают, что общественной опасностью обладают только преступления, а правонарушения – общественной вредностью.
В настоящее время практически общепризнанно, что главное отличие правонарушений заключается в различной степени общественной опасности, которая определяется различными обстоятельствами: характером наступивших последствий совершенного деяния; мотивами и целями совершения деяния; формой вины; неоднократностью совершения деяния.
Различие в степени общественной опасности – основной признак, по которому административное правонарушение отграничивается от преступления и других правонарушений. Он определяет социальную природу каждого вида правонарушений. Однако между указанными правонарушениями имеются и иные различия, производные от основного: по характеру противоправности и по юридическим последствиям.
Так, административное правонарушение, в отличие, например, от преступления не обладает уголовной противоправностью и характеризуется административной противоправностью, то есть нарушает нормы административного права.
Отличие административных правонарушений от иных правонарушений по их юридическим последствиям заключается в том, что преступление влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание, судимость и характеризуется личным характером, а также уголовному наказанию не могут быть подвергнуты, например, юридические лица. В отличие от этого, административному наказанию могут быть подвергнуты не только физические, но и юридические лица.
Административные деликты, обладая признаками общественной опасности, в то же время существенно отличаются от преступлений степенью вредности.
Глава 3. Состав административного правонарушения
Признаки административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.
Практическое значение состава административного проступка состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квалификации конкретных административных проступков, то есть административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние, и никакие отступления от этих требований недопустимы, то есть квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона.
В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – это внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.
В качестве родового объекта административного проступка в КоАП РФ выступают: личность, права и свободы граждан; здоровье граждан; общественная нравственность; общественная безопасность и порядок; окружающая среда; установленный порядок управления; собственность; отношения в сфере экономики.1
Правовая охрана особенной части КоАП Хабаровского края охватывает пять родовых объектов: права граждан и общественный порядок, институты государственной власти и местного самоуправления, отношения в сфере благоустройства и эксплуатации жилищного фонда, отношения в области пользования библиотеками, отношения в области охраны окружающей природной среды. Все указанные сферы находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.2
Непосредственным объектом являются общественные отношения, охраняемые отдельной нормой административного права.
Предметом административного правонарушения является материальное выражение объекта этого правонарушения (например, вещи, документы).
Объективная сторона административного правонарушения – это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение. Рефлекторные движения или непроизвольные движения свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Бездействие – это пассивное поведение, в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов.
О наличии объективной стороны административного правонарушения можно говорить только в том случае, если в основе действия или бездействия лежало сознательное поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического или психического принуждения, такого что у правонарушителя не было выбора между неправомерным и правомерным поведением.
Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате. Анализируя объективную сторону состава административного правонарушения, необходимо учитывать значительное многообразие проявления объективной стороны конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) может выражаться в нецензурной брани в общественных местах, в оскорбительном приставании к гражданам или других действиях, демонстративно нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан. К уничтожению редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красную книгу края (за исключением животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации)3, относится и их уничтожение, и действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений.
Содержание объективной стороны характеризуют и такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение.
Наличие объективной стороны административного правонарушения во многих случаях ставится в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий.
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. КоАП РФ выделяет общих, специальных и особых субъектов такого рода. Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов РФ.
Информация о работе Административная ответственность и административное правонарушение