Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 06:09, курсовая работа
Составной частью административного законодательства является законодательство об ответственности за административные правонарушения. Разработка, принятие и введение в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было значительным шагом в осуществлении административной реформы. КоАП РФ помог ликвидировать правовые пробелы, образовавшиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Понятие и особенности административной
ответственности.
1.1. Понятие и особенности административной ответственности 5
1.2. Критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности 7
Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности.
Понятие и признаки правонарушения. 10
2.1. Правонарушение как основание административной ответственности 10
2.2. Понятие и признаки правонарушения 11
Глава 3. Состав административного правонарушения и его элементы 16
3.1 Понятие состава административного правонарушения 16
3.2. Состав административного правонарушения 16
Глава 4. Виды административных наказаний и их система 25
4.1. Понятие и сущность административного наказания 25
4.2. Виды административных наказаний 26
Заключение 34
Список нормативно-правовых актов и литературы 36
6. Административную
ответственность отличает
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Административная ответственность за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.
7. Меры административной
ответственности применяются
В Кодексе об административных правонарушениях теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.
8. Меры административной
ответственности применяются
9. Привлечение
к административной
10. Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.
11. Во всех
случаях ответственность за
12. Важная
черта административной
ГЛАВА 2. АДМИНИСТНРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
2.1. Правонарушение как основание административной ответственности
Поведение субъектов права, регламентированное нормами права, становится юридически значимым. При этом оно может быть правомерным либо противоправным.
Правомерное поведение – это «такое поведение людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права».2
К сожалению, далеко не всегда субъекты действуют правомерно. Зачастую нормы права нарушаются, совершается недопустимое, вредное для общества противоправное поведение, которое «противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинять вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом…».3
В отличие от правомерных действий, которые могут быть предусмотрены нормами права, а могут и «вытекать в общей форме из духа закона», противоправные деяния должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами.4 С этой точки зрения о правонарушении можно говорить в рамках и с позиций закона.
Таким образом, противоправное поведение, которое представляет собой действие, противоречащее нормам права можно охарактеризовать как правонарушение.
В любом обществе правонарушение – это социальный и юридический антипод правомерного поведения.
Существует множество различных определений правонарушения:
–«Родовое понятие, означающее любое деяние, которое нарушает какие-либо нормы права».5
–«Нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты»6 и др.
В обобщенном виде они сводятся к тому, что правонарушение представляет собой: общественное вредное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность.
Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное правонарушение.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действие в данном случае представляет собой акт активного противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода).
Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
Нередко одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.
Итак, единственным
основанием административной ответственности
является наличие состава
Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.
Административная
Основаниями административной ответственности являются:
Нормативное основание – нарушение административно-правового запрета.
Фактическое основание – совершение административного правонарушения.
Процессуальное основание – издание правоприменительного акта. Нормы об административной ответственности содержатся и в других нормативно-правовых актах: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» - за нарушение банковского законодательства; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании; Налоговый кодекс Российской Федерации и др.
КоАП РФ – первый нормативный акт, который назвал административно-карательные санкции «наказаниями». До этого они во всех официальных документах, в том числе и в ранее действовавшем КоАП РСФСР, в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности.
Таким образом, определив в статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие административного правонарушения, законодатель исключил возможность установления административной ответственности иными федеральными законами, помимо самого Кодекса, хотя в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации такая возможность и была предусмотрена. Поэтому впредь административная ответственность может устанавливаться на федеральном уровне только путем внесения изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
2.2. Понятие и признаки правонарушения
Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.
Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.
Сущность
административного
Любое административное правонарушение, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).
Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП РФ административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие от понятия преступления.
Тем не менее, дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается. Так, в юридической литературе высказывается мнение, согласно которому общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь "вредоносностью". С нашей точки зрения, административным правонарушениям присуща не просто вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.