Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 06:09, курсовая работа
Составной частью административного законодательства является законодательство об ответственности за административные правонарушения. Разработка, принятие и введение в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было значительным шагом в осуществлении административной реформы. КоАП РФ помог ликвидировать правовые пробелы, образовавшиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Понятие и особенности административной
ответственности.
1.1. Понятие и особенности административной ответственности 5
1.2. Критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности 7
Глава 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности.
Понятие и признаки правонарушения. 10
2.1. Правонарушение как основание административной ответственности 10
2.2. Понятие и признаки правонарушения 11
Глава 3. Состав административного правонарушения и его элементы 16
3.1 Понятие состава административного правонарушения 16
3.2. Состав административного правонарушения 16
Глава 4. Виды административных наказаний и их система 25
4.1. Понятие и сущность административного наказания 25
4.2. Виды административных наказаний 26
Заключение 34
Список нормативно-правовых актов и литературы 36
4. Системе административных наказаний, как и любой системе, свойственна целостность, самодостаточность. Это означает, что ст. 3.2 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень наказаний. Самодостаточность предполагает, что субъекты административной или административно-судебной юрисдикции не вправе применять те наказания и до тех пор, пока в нее не будут внесены официальные изменения или дополнения федеральным законом.
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующий вариант
понятия системы административных наказаний.
Система административных наказаний -
это установленный законом императивный
и исчерпывающий перечень видов административных
наказаний, закономерно расположенных
по степени их сравнительной тяжести,
обладающих относительной стабильностью,
единством оснований и правил назначения,
преследующих карательно-профилактическую
цель применения к конкретным субъектам
административно-
Согласно официальной классификации административные наказания делятся по юридическим свойствам на два вида: основные и дополнительные.
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ).
Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ позволяет административные наказания классифицировать по порядку их установления. В соответствии с этим критерием меры наказания подразделяются на устанавливаемые: централизованно, т.е. на федеральном уровне и децентрализованно, т.е. законами субъектов РФ могут устанавливаться только предупреждение и административный штраф.
Различаются административные наказания и по субъектам их применения. Здесь юридически и практически значимыми являются как минимум два фактора: во-первых, административные наказания в отличие от уголовных применяются множеством субъектов. Преимущественное большинство среди них - это органы функциональной исполнительной власти. Во-вторых, обильное внедрение в сферу административной ответственности наказаний, которые могут назначаться исключительно судьей.
Существенно отличает одни административные наказания от других их содержание. Если взять за основу классификации этот фактор, то в системе административных наказаний можно обнаружить: морально-правовые меры, имущественные, ограничивающие личные свободы человека и гражданина, организационные.
Разнообразие системе административных наказаний придает реальная продолжительность их действия. С рассматриваемой позиции они могут быть единовременными и длящимися. К первой группе можно отнести предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискацию, административное выдворение. Ко второй - лишение специального права, административный арест, дисквалификацию, административное приостановление деятельности.
Можно использовать и такое основание, как "самобытность наказания", его неповторимость в других правовых институтах юридической ответственности. Административные наказания в этом смысле можно поделить на: уникальные (например, предупреждение, административное выдворение) и популярные, имеющие место в системе, скажем, уголовных наказаний (штраф, арест).
Рассмотрим виды административных наказаний более подробно.
Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.
Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера.
От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.
Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП, но и законодательными актами субъектов РФ.
Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, они выражаются в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда без учета районных коэффициентов, установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом РФ.
Во-вторых, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения. Так, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости похищенного, утраченного и поврежденного имущества. Например, ст. 7.27 КоАП устанавливает, что мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда (МРОТ).
В-третьих, штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.
В-четвертых, размеры
штрафов в сфере таможенного
регулирования определяются в величинах
кратного размера стоимости товаров
и (или) транспортных средств, явившихся
предметами административного
Кодексом установлено, что размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц - 50 МРОТ, на юридических лиц - 1 тыс. минимального размера оплаты труда.
Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.
Возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного
а) принудительном изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя;
б) последующей его реализации;
в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Возмездное изъятие
как вид административного
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.
Кодекс устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений. Так, могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограниченна.
Исходя из ч. 3 ст. 35 Конституции
РФ, установившей, что "никто не может
быть лишен своего имущества иначе
как по решению суда", конфискацию
как вид административного нака
Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается и устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.
В настоящее время КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного ареста за совершение 10 видов административных правонарушений. К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т.д. В частности, это оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (часть 2 статьи 12.27. КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (статья 19.3.); мелкое хулиганство (статья 20.1.); неуплата административного штрафа в необходимый срок (статья 20.25.) и др.
Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. Отбывание административного ареста, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могу быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Статья 3.10. КоАП РФ, устанавливающая возможность административного выдворения за пределы Российской Федерации, является статьёй федерального закона, в соответствии с ней только иностранные граждане и лица без гражданства могут быть подвергнуты такому административному наказанию, как выдворение за пределы Российской Федерации.
Подобное наказание предусмотрено КоАП РФ за нарушение режима Государственной границы РФ (часть 2 статьи 18.1.); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.); нарушение иммиграционных правил (статья 18.11.). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием – административным штрафом.
Содержание административного выдворения за пределы Российской Федерации достаточно специфично. Оно состоит в контролируемом перемещении лиц, не являющихся гражданами России, с ее территории через Государственную границу РФ. Перемещение может производится принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств Федерального бюджета.
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем его официальной передачи представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации12.
Дисквалификация – новый вид административного наказания, которого не было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (статья 47 Уголовного кодекса РФ). Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, - определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.
Дисквалификация устанавливается КоАП РФ и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений: