Содержание
1. Понятия и основания
административной ответственности.
Отличие от других видов юридической
ответственности………………………………...3
1.2. Законодательные основы
административной ответственности………...5
1.3. Освобождение от административной
ответственности…………………9
2. Административное правонарушение……………………………………...13
2.1. Понятие и признаки
административного правонарушения
как фактического основания административной
ответственности…………….13
3. Административное наказание……………………………………………..17
3.1. Понятие и виды административных
наказаний………………………...17
3.2. Характеристика отдельных
административных наказаний. Особенности
и условия правомерности их
применения……………………………………...19
Список использованных источников
и литературы………………………...21
1. Понятия и основания
административной ответственности. Отличие
от других видов юридической ответственности
Административная ответственность
наряду с уголовной, гражданской
и дисциплинарной является одним
из видов юридической ответственности,
устанавливаемой государством путем
издания правовых норм, определяющих
основания ответственности, меры, которые
могут применяться к нарушителям,
порядок рассмотрения дел о правонарушениях
и исполнения этих мер.
В теории права юридическая
ответственность понимается как
реализация правовой санкции в случае
правонарушения, применение к правонарушителю
наказания, поскольку оно есть и
в выговоре за нарушение трудовой
дисциплины, и в административном
штрафе, и в лишении свободы, и
в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического
факта - административного правонарушения
- включается механизм санкции правовой
нормы, и санкция из потенциальной
возможности применения наказания
преобразуется в действительное
административное наказание.
В административном праве
из всех многочисленных мер административного
принуждения (досмотр, реквизиция, задержание,
изъятие и т.д.) только назначение
административного наказания влечет
наступление административной ответственности.
Следовательно, административная ответственность
- это реализация административно-правовых
санкций, применение уполномоченным органом
или должностным лицом административных
наказаний к гражданам и юридическим
лицам, совершившим правонарушение.
Административную ответственность
характеризуют некоторые признаки,
общие для всех видов юридической
ответственности.
1) Она представляет собой
государственное принуждение, поскольку
реализация властных полномочий
осуществляется через органы
государственной власти и органы
местного самоуправления.
2) Административная ответственность
применяется на основе правовой
регламентации ее объема и
пределов, нормативного установления
оснований, содержания и процессуальных
форм реализации конкретных административных
наказаний. Представляют собой
самостоятельный институт административного
права.
3) Она влечет за собой
наступление неблагоприятных последствий
для правонарушителей, предусмотренных
Кодексом об административных
правонарушениях лишении или
ограничении прав и свобод
нарушителей. Неблагоприятные последствия
для правонарушителя могут наступать
в виде лишений или ограничений
морального (предупреждение), материального
(штраф, конфискация, возмездное
изъятие) или физического характера
(административный арест).
4)В мерах административной
ответственности содержится итоговая
правовая оценка деяния и нарушителя
от имени государства. Именно
административное наказание представляет
собой "окончательную, последнюю
инстанцию" в борьбе с правонарушениями,
т.е. решение вопроса по существу,
и виновный в соответствии
с характером и общественной
опасностью совершенного подвергается
административному наказанию. Данный
признак юридической ответственности
вообще и административной ответственности
в частности наиболее ярко
выражает ее специфику, а именно:
осуждение виновного поведения
от имени государства, государственное
порицание правонарушителя.
5) Юридическая ответственность
всегда рассматривалась в качестве
результата правонарушения, т.е.
это ретроспективная, или негативная,
ответственность в отличие от
так называемой положительной
(позитивной) ответственности, которая
понимается как ответственность
за порученное дело, за выполнение
поставленной задачи, когда она совпадает
с понятием правовой обязанности или долга.
1.2. Законодательные
основы административной ответственности
1) Административную ответственность
можно рассматривать как правовую
ответственность за административные
правонарушения. При этом следует
учесть, что объектом посягательства
являются отношения в сфере
государственного управления, а
также некоторые другие. Так, административная
ответственность устанавливается
за посягательства на таможенные,
налоговые отношения, отношения,
связанные с защитой собственности,
с охраной прав граждан, природы,
здоровья населения, торговли
и т.д.
Вместе с тем административная
ответственность применяется за
нарушение не каждой нормы административного
права, а тех из них, которые содержат
указание на административную ответственность.
2) Используется как важное
средство правоохраны, борьбы
с особым видом нарушений -
административными правонарушениями,
которые хотя и не так опасны,
как преступления, но совершаются
гораздо чаще. Их опасность заключается
в значительной распространенности.
3) Отличается своим субъектным
составом. Субъектами этого вида
ответственности являются как
физические, так и юридические
лица - предприятия, организации.
4) По своей сущности
представляет собой воздействие,
оказываемое полномочным органом
государства на лицо, совершившее
административное правонарушение.
Цель этого воздействия состоит
в воспитании виновного в духе
уважения к закону и правопорядку,
а также в предупреждении совершения
новых правонарушений как лицами,
привлеченными к административной
ответственности, так и другими
гражданами.
5) Нарушение административно-правовых
норм влечет за собой применение
мер административного принуждения,
одним из видов которых являются
административные наказания. Именно
эти последние, в отличие от
мер предупреждения, пресечения
и процессуальных мер обеспечения
производства по делу, применяются
в результате привлечения к
административной ответственности.
6) Административную ответственность
отличает порядок ее установления.
В соответствии с п. "к"
ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное
и административно-процессуальное
законодательство, а, следовательно,
и установление административной
ответственности относятся к
совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов. С
учетом положений ст. 1.1 КоАП это
означает, что административная
ответственность характеризуется
множественностью органов государственной
власти, полномочных ее устанавливать.
К ним в настоящее время
относятся законодательные органы
Российской Федерации и ее
субъектов.
Кодекс об административных
правонарушениях предусматривает
установление административной ответственности
только этим Кодексом и принимаемыми
в соответствии с ним законами
субъектов РФ об административных правонарушениях.
При этом к ведению Российской
Федерации отнесено установление: общих
положений и принципов законодательства
об административных правонарушениях;
перечня видов административных
наказаний и правил их применения;
административной ответственности
по вопросам, имеющим федеральное
значение, в том числе административной
ответственности за нарушение правил
и норм, предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами РФ; порядка производства по
делам об административных правонарушениях,
в том числе установление мер
обеспечения производства по делам
об административных правонарушениях;
порядка исполнения постановлений
о назначении административных наказаний.
Значит, нормы права, содержащиеся
во вновь принимаемых федеральных
законах и вносящие изменения
или дополнения в действующий
Кодекс об административных правонарушениях,
должны в обязательном порядке вноситься
в данный Кодекс.
Административная ответственность
за правонарушения, носящие региональный
характер (нарушение правил благоустройства
населенных пунктов, общественного
порядка и т.п.), т.е. находящиеся
вне предметов ведения Российской
Федерации, может быть установлена
законами субъектов РФ, осуществляющих,
таким образом, собственное правовое
регулирование в данной сфере.
7) Меры ее применяются
широким кругом уполномоченных
органов и должностных лиц.
Все они, реализуя свои полномочия,
назначают правонарушителям административные
наказания. К ним относятся
судьи (мировые судьи), комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав, многочисленные
органы исполнительной власти. Законами
субъектов РФ к ним могут
быть отнесены административные
комиссии и иные коллегиальные
органы.
В Кодексе об административных
правонарушениях теперь расширен круг
дел, рассматриваемых судьями. Расширена
и их исключительная компетенция
за счет отнесения к их ведению
назначения, помимо административного
ареста, ряда других административных
наказаний: лишения специальных
прав, конфискации, возмездного изъятия
ряда предметов, дисквалификации, административного
выдворения иностранных граждан
и лиц без гражданства за пределы
Российской Федерации.
8)Меры административной
ответственности применяются органами
и должностными лицами в отношении
не подчиненных им по службе
нарушителей, не связанных с
ними служебно-трудовыми отношениями.
Данное обстоятельство позволяет
отличить административную ответственность
от дисциплинарной, к которой
привлекаются руководители, рабочие,
служащие и вспомогательный персонал,
как правило, в порядке подчиненности
вышестоящим органом или должностным
лицом.
9) Привлечение к административной
ответственности и назначение
административного наказания не
влечет для нарушителя судимости
и не является основанием увольнения
его с работы.
10) Административную ответственность
характеризует особый процессуальный
порядок ее реализации. Своей
относительной простотой, оперативностью
и экономичностью он отличается
от уголовного и гражданского
судопроизводства.
11)Во всех случаях ответственность
за административные правонарушения
наступает перед государством, которое
устанавливает полномочия органов
(должностных лиц) по рассмотрению
дел об этих правонарушениях
и назначению наказаний. Этим
обстоятельством административная
ответственность сходна с уголовной
и отличается от дисциплинарной,
а также гражданско-правовой. Ответственность
последних двух видов наступает,
главным образом, перед субъектом
договорных и внедоговорных гражданско-правовых
или трудовых отношений.
12) Важная черта административной
ответственности состоит в том,
что ее можно рассматривать
как совокупность материальных
и процессуальных правоотношений,
т.е. материально-деликатных, вызванных
совершением конкретного правонарушения,
и административно-процессуальных, связанных
с необходимостью собрать материалы о
правонарушении и лице, его совершившем,
рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное
и справедливое решение, обеспечить его
исполнение. Нередко при реализации административной
ответственности материальные и процессуальные
правоотношения как бы сливаются, образуя
единое целое. Например, штраф налагается
и взимается на месте совершения административного
правонарушения в порядке так называемого
усеченного процесса ввиду очевидности
и простоты самого характера административного
правонарушения.
1.3. Освобождение от
административной ответственности
Законодательство, базируясь
на принципах демократизма, гуманности,
экономии средств государственного
принуждения и последовательного
использования убеждения, предусматривает
возможность освобождения лиц, совершивших
правонарушения, от того или иного
вида юридической ответственности.
Кодекс об административных
правонарушениях (ст. 2.9) устанавливает
основания, условия и последствия
освобождения от административной ответственности
лиц, совершивших административные
правонарушения, при малозначительности
проступка. Освобождение от административной
ответственности может также
проявляться и в замене ее другим
видом ответственности (например, дисциплинарной).
По существу, в названных случаях
в том или ином виде судьей, уполномоченными
органами и должностными лицами осуществляется
освобождение от административной ответственности
тех, кто нарушил правовые предписания.
Своеобразным "освобождением"
от административной ответственности
является пропуск юрисдикционным органом
и его должностными лицами по тем
или иным причинам давностного срока
назначения административного наказания,
т.е. привлечения виновного к административной
ответственности.
Статьей 4.5 КоАП установлен
давностный срок назначения административного
наказания - постановление по делу об
административном правонарушении не может
быть вынесено по истечении двух месяцев
со дня совершения правонарушения,
а если правонарушение было длящимся
(нарушение правил воинского учета,
проживание без регистрации, уклонение
от перерегистрации охотничьего
ружья и т.д.), то не позднее двух
месяцев со дня его обнаружения.