Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

Содержание работы

1. Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности………………………………...3
1.2. Законодательные основы административной ответственности………...5
1.3. Освобождение от административной ответственности…………………9
2. Административное правонарушение……………………………………...13
2.1. Понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности…………….13
3. Административное наказание……………………………………………..17
3.1. Понятие и виды административных наказаний………………………...17
3.2. Характеристика отдельных административных наказаний. Особенности и условия правомерности их применения……………………………………...19
Список использованных источников и литературы………………………...21

Файлы: 1 файл

Админправо.docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

Названной статьей предусмотрен и иной срок давности привлечения  к административной ответственности  за нарушение законодательства РФ о  внутренних морских водах, территориальном  море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, антимонопольного, таможенного, налогового, валютного, экологического и ряда других законодательных актов. Он составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - один год со дня его обнаружения.

Законодательство закрепляет систему "гибкого реагирования" на административные правонарушения и  не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах давностного срока. При малозначительности совершения административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности  и ограничиться устным замечанием. Главное состоит в том, чтобы  при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности  были тщательно учтены все объективные  и субъективные стороны состава  правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке  исключения не административную, а  дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел  и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут  ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность  наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП).

С учетом конкретных обстоятельств  дела и данных о лице, совершившем  административное правонарушение в  возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может  быть освобождено от административной ответственности с применением  к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП).

Специфическим временным  освобождением от административной ответственности является предусмотренная  ст. 31.5 КоАП отсрочка исполнения постановления  о назначении административного  наказания. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления  о назначении административного  наказания в виде административного  ареста, лишения специального права  или в виде административного  штрафа (за исключением взыскания  административного штрафа на месте  совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить  исполнение постановления на срок до одного месяца.

Лицо, действовавшее в  состоянии крайней необходимости, административной ответственности  не подлежит. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной  скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской  помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует  в ситуации крайней необходимости.

В соответствии со ст. 2.8 КоАП исключает административную ответственность  и невменяемость. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое  во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в  состоянии невменяемости, т.е. не могло  осознавать фактический характер и  противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия  или иного болезненного состояния  психики. 

Кодекс об административных правонарушениях исключает возможность  применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех  или иных особенностей субъекта административного  правонарушения.

Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может применяться  к беременным женщинам, женщинам, имеющим  детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться  к лицам, которые пользуются этими  средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортными средствами в состоянии  опьянения, уклонения от прохождения  в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние  опьянения, а также оставления в  нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП).

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для  которых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты  конфискации или возмездному  изъятию огнестрельного оружия и  боевых припасов.

В законодательном порядке  предусматривается ограничение  применения административных наказаний  в отношении военнослужащих и  некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом  и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Административное  правонарушение

2.1. Понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности

 

Действующие в России различные  юридически обязательные правила имеют  своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в  определенных сферах деятельности, которые  непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а  также организаций независимо от их организационной подчиненности  и формы собственности. Правила  устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей  компетенции.

Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными  санкциями, а их нарушение квалифицируется  в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

Главные признаки и юридическая  характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. В Кодексе (ст. 2.1) сформулировано официальное определение такого правонарушения:

административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом и другими  нормативными актами, наступает при  условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности.

Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого  поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или  бездействии, предусмотренном конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях. Оно включает в  себя цель, средства, результат и  сам процесс деяния, а также  охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к  содеянному.

Административное правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое  принимает форму действия либо бездействия.

Действие - это активное нарушение  установленной обязанности или  законного требования; нарушение  конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными  средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение  правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных  стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных  документов по обеспечению единства измерений).

Бездействие - это пассивное  поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно  должно было и могло совершить  в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний  федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).

Сущность административного  правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя  в нормах права обязательные правила  поведения, предусматривает возможность  применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Любое административное правонарушение, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).

С нашей точки зрения, административным правонарушениям  присуща не просто вредность или  вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак  любого правонарушения.

Вместе с тем КоАП в  ст. 2.1 "Административное правонарушение" дает новое довольно специфическое  определение вины юридического лица: "Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим  Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению".

Важный признак административного  правонарушения - его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением  только в том случае, если за его  совершение законодательством предусмотрена  административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями  применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного  наказания влечет для него состояние  административной наказанности; в его  правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности.

Статьей 4.6 КоАП установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания  исполнения постановления о назначении административного наказания и  аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без особого решения или  санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока  считается не подвергнутым административному  наказанию.

Повторное совершение административного  правонарушения в состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более  сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций  и даже административного ареста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Административное  наказание

3.1. Понятие и виды административных наказаний

 

Административные наказания  являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что  административное наказание применяется  в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая  превенция).

Административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица.

Административное наказание  является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного  деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного  права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время  особенность правонарушений в сфере  государственного управления состоит  в том, что ими причиняется, как  правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который  обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере  реализации исполнительной власти, носит  наказательный, а не восстановительный  характер, т.е. они содержат обязанность  виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно  затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Информация о работе Административная ответственность