Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определяет следующие задачи:
1) изучить теоретический и практический материал по административной ответственности;
2) дать понятие административной ответственности;
3) проанализировать административную ответственность физических и юридических лиц.

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Административное законодательство, отвечающее требованиям современного уровня жизни, начало свое становление довольно давно и прошло длительный этап формирования.

В условиях новой России потребовалось создание такого федерального законодательного акта об административной ответственности, который бы отвечал требованиям Конституции РФ об обеспечении приоритета прав и свобод человека и гражданина, о защите в равной степени безопасности личности, общества, государства, всех видов собственности.

1 июля 2002 года вступил  в силу Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях. Целью написания работы является изучение современного административного законодательства, и рассмотрение проблем административной ответственности юридических и физических лиц.

Цель работы определяет следующие  задачи:

1) изучить теоретический  и практический материал по  административной ответственности;

2) дать понятие административной  ответственности;

3) проанализировать административную  ответственность физических и  юридических лиц.

В первой части работы рассмотрено  понятие и основание административной ответственности. Далее рассмотрена  административная ответственность  физических лиц, виды административных наказаний. В заключительной части  работы изучена административная ответственность  должностных и юридических лиц.

В работе использовались следующие  методы изучения: исторический метод, формально-юридический метод, метод  сравнительного исследования, анализ и синтез законодательства и практики.

При написании данной работы были проанализированы основные учебные  и научные материалы в рамках тематики работы, комментарии к действующему законодательству. Можно выделить следующих  авторов: Е.Н. Алиева, П.В. Анисимов, Д.Н. Бахрах, А.В. Бутков, Л.А. Иванов, В.Р. Кисин, Н.М. Конин, В.В. Лукьянов, Л.Л. Попов, В.Д. Сорокин, А.С. Телегин и др.

К моменту разработки проекта  Кодекса РФ об административных правонарушениях  ответственность юридических лиц (предприятий, организаций) была установлена  за широкий круг деяний в области  таможенного, налогового, земельного, природоохранного законодательства, пожарной безопасности и т.д.

Юридическая ответственность  является публично-правовым средством  обеспечения общественного интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается установленная законом обязанность  правонарушителя ответить за совершенное  им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в  виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными  органами.

Комплексного исследования административной ответственности  юридических лиц не проводилось, а отдельные статьи и небольшие  разделы монографий по данной проблеме, ввиду нестабильности и незначительного  срока существования административной ответственности данной категории  субъектов административного правонарушения, носят преимущественно обобщенный и описательный характер.

Объектом курсового исследования является законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации и её субъектов. В последнее время произошли кардинальные изменения в экономике. Наша страна перешла на рыночную систему хозяйствования. В настоящее время создается огромное количество мелких и крупных предприятий (юридических лиц) причем с различной организационно-правовой формой. В связи с этим фактом происходит рост правонарушений, свершаемых юридическими лицами. В связи с этим с одной стороны, требуется надежные гарантии защиты экономических интересов всех субъектов, а с другой - одинакового подхода к этой защите со стороны контрольных (надзорных) и правоохранительных органов.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие административно-процессуальные отношения, которые складываются в деятельности субъектов административной юрисдикции по привлечению лица к административной ответственности, а также материалы "правоприменительной практики в соответствующей области.

Возникновение административной ответственности в отношении  физических и юридических лиц  возможно в самых различных сферах как пример, при таможенных отношениях, в налогообложении, и т.д. Но при этом не возникает оснований для выделения каких-то особенных видов ответственности (таможенной, налоговой и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие и основание  административной ответственности

1.1 Понятие административной  ответственности

Административное право  это отрасль в российском праве  наряду с конституционным, уголовным  и гражданским правом, играет одну из главенствующих ролей в регулировании общественных отношений. В ведении его регулирующего действия находятся отношения, которые возникают в связи с организацией и осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти.

Эта деятельность связана  непосредственно с решением целей, задач и функций исполнительной власти, выполняющей повседневное государственное  управление обществом. Отсюда, в России, так же как и за рубежом, административное право часто называют "управленческим правом", "правом исполнительной власти", "правом государственного управления".

Одним из важнейших институтов административного права является административная ответственность. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, исходя из этого, законодатель дает ему (деянию) соответствующую юридическую оценку и соответственно осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.

Признаки административной ответственности:

1) административная ответственность  является средством охраны правопорядка;

2) она состоит и нормативно  определена в реализации и  определении санкций правовых  норм;

3) является следствием  виновного (противозаконного) деяния;

4) сопровождается государственным  и общественным осуждением правонарушителя и его деяния;

5) связана с применением  мер принуждения, которые обязан  претерпеть правонарушитель;

6) реализуется в соответствующей  процессуальной форме.

Согласно статьи 72 Конституции  РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.1 Необходимо также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.).

Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т.е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.

За совершение административного  правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях - иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами).

В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между  органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и мировыми судьями.

Имеются также особенности  наложения и действия административных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы наложения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

Основания административной ответственности - это такие условия, при наличии которых к правонарушителю применяется административно - правовое взыскание. Основания бывают:

Нормативными - нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административного права;

Фактическое - совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения;

Процессуальное - когда компетентный орган издает правоприменительный акт, определяющий административное наказание.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

– нормативное, то есть, существуют нормы, которые ее регулируют;

– фактическое, то есть должно, быть какое либо противоправное деяние какого-то конкретного субъекта, и это деяние должно нарушать правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);

– процессуальное, то есть акт  компетентного субъекта о наложении  конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для возникновения реальной ответственности требуется, чтобы  были все три основания, причем именно в указанной последовательности. В первую очередь необходима норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. Когда имеется и норма и деяние, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за правонарушение.

1.2 Субъекты административной ответственности

Субъекты административного  права - это физические и юридические  лица (организации и индивиды), которые  могут быть носителями административных прав и обязанностей и участниками административно-правовых отношений по закону.

Человек, его права и  свободы являются высшей ценностью  в Российской Федерации, а обязанностью государства - их признание, соблюдение и защита. Это обусловливает объективную  необходимость совершенствования  федерального законодательства, в том числе законодательства об административных правонарушениях, в силу обширности и распространенности административно-правовых деликтов. К сожалению, до настоящего времени отдельные положения действующего Кодекса об административных правонарушениях противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, что вызывает негативные последствия в виде нарушения прав и законных интересов граждан.

Очевидно, более всего  это касается лиц, которые привлекаются к административной ответственности. Данные лица занимают особое положение среди участников производства по делам об административных правонарушениях, так как само производство направлено на своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение вопроса о виновности конкретного лица в совершении административного правонарушения.

Вызывает определенный интерес  решение проблемы понимания юридической ответственности, юридическая ответственность - это та же обязанность, но принудительно исполняемая, если лицо (гражданин или организация), на котором эта обязанность лежит, не исполняет ее добровольно .

Некоторые авторы под юридической  ответственностью понимают государственное принуждение к исполнению требований права, содержащее осуждение деяний правонарушителя государством и обществом.

Нужно полагать, что правовая ответственность есть принуждение, основанное на санкциях, применяемых против правонарушителя. Ее сущность проявляется в применении к правонарушителю предусмотренной санкцией правовой нормы меры государственного принуждения.

Рассматривая юридическую  ответственность с таких позиций, можно было бы охарактеризовать административную ответственность как ответственность граждан и должностных лиц перед компетентными органами за виновное нарушение общеобязательных административно-правовых и иных норм, выраженную в применении к нарушителям установленных административных санкций .

Руководствуясь данными  положениями, привлечение к административной ответственности можно определить как реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) права предъявлять обвинение определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценке и, в случае отрицательной оценки, применить к виновному лицу административное взыскание.

Ответственность есть понятие  материальное, и привлечение лица к такого рода ответственности следует  рассматривать через правоотношения, которые возникают с совершением  проступка.

Административная правосубъектность  делится на две составляющие:

1) административную правоспособность - это способность приобретать  характерные обязанности административного  права, а также субъективные  юридические права, следовательно,  способность быть непосредственным  участником административно-правовых отношений. Она также является частью общей правоспособности;

2) административная дееспособность - это практическая способность  своими действиями получать субъективные  юридические права и обязанности,  использовать, и прекращать их, т.е.  использовать в рамках административных  отношений свою административную  правоспособность.

Информация о работе Административная ответственность