Административно правовое регулирование оборота оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являеться иследование правовых отношений в области реализации гражданами права на оружие.
Мной была сделана попытка решить такие задачи:
Изучить сущность оружия и его видов;
Описать основные права гражданина по отношению к оружию;
Выделить органы осуществляющие контроль над оборотом оружия;
Рассмотреть процессы реализации права на оружие;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 56.74 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Существенные экономические  и социально-политические преобразования в Российской Федерации неизбежно  приводят к необходимости постоянного  совершенствования различных составляющих ее правовой системы, в том числе  правового регулирования оборота оружия.

Данная тема всегда актуальна, так как оружие своей историей неразрывно связано с историей развития человека, общества и государства. Значительность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что оружие занимает важное место в социальной жизни общества. Правоотношения по поводу оружия  охватывают значительный круг физических и юридических лиц. Так же оружие необходимо для обеспечения правопорядка, обороноспособности страны, безопасности особо важных, промышленных, природных объектов, осуществления охранных функций. Основным фактором, влияющим на особенности правового регулирования оборота оружия, является общественная опасность при неправомерном либо неосторожном использовании, поэтому должны создаваться такие условия хранения, применения и учета, при которых обеспечивалась бы безопасность общества.

На протяжении последних  лет в России на базе конституционных  положений интенсивно формировалась  и была создана достаточно стройная система законодательства об оружии. Основным правовым актом, регламентирующим оборот и право на оружие  в  Российской Федерации, является Федеральный  закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Этим законом введено новое для  российского законодательства понятие  «оборот оружия», включающее производство, продажу, передачу, приобретение, учет, хранение, ношение, транспортировку, использование, изъятие и уничтожение, экспорт  и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и  их вывоз из Российской Федерации. В  законе об оружии сформулированы соответствующие правила поведения во всех указанных сферах, уточнена структура общественных отношений, включая отношения в сфере торговли оружием, его коллекционирования, экспонирования и перевозки, за исключением экспорта и импорта оружия.

Понятия, включенные в «оборот  оружия», подразумевают хотя и взаимосвязанные, однако достаточно самостоятельные  сферы взаимодействия лица и оружия, каждая из которых нуждается в  детальном правовом регулировании  и охране. Наиболее общие вопросы  этого регулирования отражены в  законе об оружии. Так, закон устанавливает  основные категории субъектов, имеющих  право на приобретение оружия, основные требования к порядку продажи  оружия. Однако очевидно, что более  подробное правовое регулирование  этих сфер может быть осуществлено только на основе иных нормативных  актов, прежде всего применительно  к различным видам оружия и  категориям граждан, участвующим в  его обороте.

Важное значение в регулировании общественных отношений по обороту отдельных видов оружия, предметов и веществ, представляющих повышенную опасность, принадлежит указам, распоряжениям и другим актам, издаваемым Президентом Российской Федерации.

Решение конкретных вопросов определения содержания общих прав и обязанностей граждан в сфере  оборота оружия отнесены законом  об оружии к компетенции Правительства  РФ. Так, основные правила оборота  служебного и гражданского оружия, порядок ведения государственного кадастра оружия, иные вопросы правил оборота оружия регламентированы постановлениями  и другими актами Правительства  РФ.

Целью работы являеться иследование  правовых отношений в области  реализации гражданами права на оружие.

Объектом иследования  данной работы являеться правовое регулирование  оборота оружия.

Предметом работы являеться  право на оружие.

Мной была сделана попытка  решить такие задачи:

  1. Изучить сущность оружия и его видов;
  2. Описать основные права гражданина по отношению к оружию;
  3. Выделить органы осуществляющие контроль над оборотом оружия;
  4. Рассмотреть процессы реализации права на оружие;

Структура работы и ее содержание обусловлены ее предметом, целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

1.1.Понятие и  виды оружия.

Действующее законодательство, специальные и справочные издания, бытующие мнения не дают единого представления  о том, что следует рассматривать  в качестве оружия. Под таковым  рассматривают предметы, технически пригодные для нападения или  защиты, их совокупность. Оружие рассматривают  также в качестве единого обозначения  всех устройств и средств, применяемых  для уничтожения живой силы противника, его техники и сооружений.

На законодательном уровне оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов1.

Приведенное понятие в силу особого  статуса его толкователя имеет  приоритетное значение в повседневной практической деятельности государственных  органов в регулировании вопросов владения, применения, оборота оружия. Сформулированное законодателем определение  оружия положено в основу большинства  нормативных актов, регулирующих оборот оружия на территории России.

Законодатель указывает, что оружие бывает следующих видов:

    • Гражданское;
    • Служебное;
    • Боевое ручное стрелковое и холодное;

Рассмотрим более подробно каждый вид.

Гражданское оружие - огнестрельное оружие, предназначенное для использования гражданами России в целях самообороны, для занятий спортом и охоты.

В РФ гражданское  огнестрельное оружие должно исключать  ведение огня очередями и иметь  емкость магазина не более 10 патронов, или длину ствола со ствольной  коробкой менее 500 мм и общую длину  оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет  сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность  производства выстрела.

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное  для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями  и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости  магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством2  Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения - 91 Дж. Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям,3 установленным федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

    • огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;
    • огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;
    • газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами5, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
    • электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям6, установленным в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о техническом регулировании;

2) спортивное оружие:

    • огнестрельное с нарезным стволом;
    • огнестрельное гладкоствольное;
    • холодное клинковое;
    • метательное;
    • пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

    • огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;
    • огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
    • огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;
    • пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;
    • холодное клинковое;

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое оружие8, предназначенное для ношения с казачьей        формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации.

Служебное оружие - ствольное огнестрельное оружие, предназначенное для использования предприятиями, организациями и учреждениями при осуществлении возложенных на них законом задач по охране природы, природных ресурсов и т.п.

Предприятия и организации, на которые законодательством  Российской Федерации возложены  функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми  уставными задачами.

К служебному оружию относится огнестрельное  гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с  дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное  гладкоствольное длинноствольное  оружие, а также огнестрельное  оружие ограниченного поражения  с патронами травматического  действия.

Служебное оружие должно исключать ведение  огня очередями, нарезное служебное  оружие должно иметь отличия от боевого  ручного стрелкового оружия по типам  и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе, огнестрельное гладкоствольное  служебное оружие должно иметь отличия  от гражданского по следообразованию на гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

При использовании  служебного огнестрельного оружия ограниченного  поражения должна быть исключена  возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого  ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из служебного огнестрельного оружия, служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж. Служебное оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Информация о работе Административно правовое регулирование оборота оружия