Административно правовое регулирование оборота оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являеться иследование правовых отношений в области реализации гражданами права на оружие.
Мной была сделана попытка решить такие задачи:
Изучить сущность оружия и его видов;
Описать основные права гражданина по отношению к оружию;
Выделить органы осуществляющие контроль над оборотом оружия;
Рассмотреть процессы реализации права на оружие;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 56.74 Кб (Скачать файл)

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

К боевому  ручному стрелковому и холодному  оружию относится оружие, предназначенное  для решения боевых и оперативно-служебных  задач, принятое в соответствии с  нормативными правовыми актами Правительства  Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке  и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Образцы боевого  ручного стрелкового оружия и  патронов к нему, конструктивные параметры  которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают  их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных  организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях9 определяется Правительством Российской Федерации.

1.2. Субъекты, имеющие право  на приобретение оружия.

Право на приобретение оружия на территории Российской Федерации  имеют:

1) государственные  военизированные организации;

2) юридические  лица с особыми уставными задачами;

3) юридические  лица - поставщики;

4) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием  или экспонированием оружия;

5) физкультурно-спортивные организации  и (или) спортивные клубы, осуществляющие  свою деятельность в соответствующих  виде или видах спорта, связанных  с использованием оружия (спортивные  организации), и организации, ведущие  охотничье хозяйство;

6) организации, занимающиеся оленеводством  и коневодством, подразделения Российской  академии наук, проводящие полевые  работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных  ресурсов в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях, юридические лица и  индивидуальные предприниматели,  осуществляющие рыболовство в  отношении морских млекопитающих,  а также специализированное предприятие,  осуществляющее гидрографическое  обеспечение судоходства на трассах  Северного морского пути;

7) образовательные  учреждения;

8) граждане  Российской Федерации;

9) иностранные  граждане.

1.3. Государственный  кадастр оружия.

Государственный кадастр  гражданского и служебного оружия и  патронов к нему  подготовлен  в соответствии с Федеральным  Законом «Об оружии» и постановлением Правительства Российской Федерации  от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию  оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Кадастр является официальным  сборником, содержащим систематизированные  сведения о гражданском и служебном  оружии и патронах к нему, разрешенных  к обороту на территории Российской Федерации.

Включение в Кадастр сведений о гражданском и служебном  оружии и патронах к нему производится на основании результатов их обязательной сертификации.

Обязательной сертификации подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на территорию Российской Федерации и вывозимые  из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и типа патронов к нему, а также конструктивно  сходные с оружием изделия, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, копий (реплик) оружия.

Кадастр состоит из следующих  разделов:

a) гражданское оружие отечественного производства и патроны к нему;     

 б) гражданское оружие иностранного производства и патроны к нему; 
в) служебное оружие и патроны к нему; 
г) оружие и патроны к нему, производимые только для экспорта; 
д) патроны испытательные, образцовые и другие для использования в              технологических целях при производстве оружия.

В Кадастр вносятся следующие  сведения об оружии и патронах:

    • наименование и обозначение модели оружия и используемых патронах;
    • основные технические показатели оружия и патронов;
    • наименование разработчиков и изготовителей.

Кадастр ведется Федеральным  агентством по техническому регулированию  и метрологии на бумажных и магнитных  носителях. Изменения в Кадастр  вносятся на основании перечней, формируемых  ежеквартально ФГУ «Федеральный центр каталогизации» и утверждаемых Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии совместно  с Министерством внутренних дел  Российской Федерации.

1.4. Лицензия и  сертификация: понятие, сущность.

Как свидетельствует  практика, легальное владение огнестрельным  оружием не является фактором, способствующим росту преступности, а наоборот - нередко ведет к ее снижению. Приобретение оружия и патронов подлежит лицензированию, за исключением приобретения государственными военизированными организациями.

Лицензия  на оружия - документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период права приобретения, хранения и ношения оружия.

Граждане Российской Федерации  имеют право приобретать оружие на основании лицензии с последующей  регистрацией в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. В лицензии допускается регистрация не более пяти единиц перечисленных выше типов оружия. Лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия. Срок действия лицензии пять лет, данный срок может быть продлен.

Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации:

  • не достигшим возраста, установленного Законом;
    • не представившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием;
    • имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
    • отбывающим наказание за совершенное преступление;
    • совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления;
    • не имеющим постоянного места жительства;
    • не представившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания, правил безопасного обращения с оружием и другие документы, указанные в Законе.

Лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации:

а) при наличии у них хронических  и затяжных психических расстройств  с тяжелыми стойкими или часто  обостряющимися болезненными проявлениями;

б) больным алкоголизмом, наркоманией  или токсикоманией;

в) имеющим остроту зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу и ниже 0,2 на другом или 0,7 на одном глазу при  отсутствии зрения на другом;

г) при наличии других оснований, предусмотренных Законом.

Вопросы о выдаче лицензий гражданам  Российской Федерации, страдающим эпилепсией или выраженными формами пограничных  психических расстройств, рассматриваются  в индивидуальном порядке Министерством  здравоохранения Российской Федерации  и Министерством внутренних дел  Российской Федерации.

Необходимость прохождения процедуры сертификации распространяется на любое оружие, импортируемое и экспортируемое из России. Необходимо сертифицировать  все модели оружия, патроны и такие  изделия, как: некоторые виды мечей, шпаг, сабель, арбалетов, луков и  др. Данную сферу регулируют такие  законодательные акты, как: Закон РФ "О защите прав потребителей, Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" и Федеральный закон "Об оружии"

Сертификация  оружия обязательна как при производстве, так и при ввозе/вывозе с территории Российской Федерации. Если говорить в общем, то процедуре сертификации подвергаются:

  • Гражданское и служебное оружие;
  • Патроны к гражданскому и служебному оружию;
  • Изделия, сходные по строению с оружием.

Сертификация  оружия является платной услугой, за которую вносится единовременная плата, установленная в Постановлении РФ №574 от 08 июня 1998 года. Правила сертификации оружия утверждены Госкомстандартом  РФ от 25 декабря 2000 года. 

Система сертификации оружия, которая действует в России, учитывает требования международных документов, в частности, Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия Брюссельской конвенции о взаимном признании испытательных клейм. После прохождения процедуры регистрации, та или иная модель оружия попадает в Государственный кадастр. Всего в кадастре, на текущий период, 1266 моделей и модификаций, из них, 790 моделей оружия и 476 патронов. Внесение в кадастр осуществляется только после успешного прохождения испытаний оружия и патронов.

Непосредственно, процедура  сертификации служебного и гражданского оружия и патронов к нему осуществляется агентством по метрологии и техническому регулированию. Позаботиться о том, чтобы оружие было внесено в кадастр  необходимо каждой организации, которая  занимается производством и реализацией, ремонтом и утилизацией оружия и  другой подобной техники.

1.5. Распоряжение  и применение оружия. Основания  для изъятия оружия.

Граждане Российской Федерации  могут применять имеющееся  у  них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности  в состоянии необходимой обороны  или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко  выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление  в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей  или может повлечь иные тяжкие последствия.  При этом применение оружия в состоянии необходимой  обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное  оружие в отношении женщин, лиц  с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда из возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Информация о работе Административно правовое регулирование оборота оружия