Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Административно-правовой статус
иностранных граждан…………6
1.1 Правовое положение иностранных граждан
в России………….………....8
1.2 Категории иностранных
граждан, находящихся на территории Российской
Федерации………………………………………………………….12
1.3 Особенности административно-правового
статуса иностранных граждан и лиц без
гражданства……………………………………………………………..15
Глава 2. Порядок въезда в Российскую
Федерацию и выезда из Российской Федерации
иностранных граждан………………………………………………24
2.1 Особенности визового режима……………………………………...………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………...…………....34
Введение
Административно-правовой статус иностранных
граждан объединяемых иногда в литературе
термином «иностранцы», является (ч.3 ст.62
Конституции РФ): иностранные граждане
пользуются в РФ правами и несут
обязанности наравне с ее гражданами,
кроме случаев, установленных федеральным
законом или международным договором
РФ.
Нормами административного права
также устанавливается статус различных
категорий иностранцев и лиц
без гражданства в нашей стране:
беженцев, дипломатов и других категорий
пребывающих на территории нашей
страны иностранных граждан.
Правовое положение иностранных
граждан в РФ регулируется Конституцией
РФ, ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда
в РФ» и ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в РФ»
от 25.07.2002 г., который дает следующие
понятие, необходимое для уяснения
правового статуса рассматриваемого
субъекта. Иностранные граждане - это
физическое лицо, не являющееся гражданином
РФ и имеющее доказательства наличия
гражданства иностранного государства.
Административно - правовой статус иностранных
граждан представляет собой совокупность
их прав и обязанностей, закрепленных
нормами права и гарантированных
государством.
Актуальность темы исследования. В
настоящий период российская политика
ориентирована на достижение мирового
консенсуса, приоритет общечеловеческих
ценностей, отход от конфронтации к диалогу,
расширение сотрудничества государств
в сфере экономики, права, науки, культуры
и других областях общественной жизни.
С приведением законодательства в соответствие
с международными стандартами, расширением
международных контактов, упрощением
порядка въезда и выезда из России постоянно
возрастает число иностранцев, прибывающих
в нашу страну. Но, независимо от целей
посещения России не гражданином, каждого
из них касаются вопросы правил пребывания,
объема прав, свобод и обязанностей, юридической
ответственности.
Кроме того, существует очевидная
взаимосвязь между проблемой
административно-правового статуса
иностранных граждан и лиц
без гражданства и вопросом о
защите прав человека. Нарушение прав
человека является одной из причин
такой значительной проблемы, как
рост беженцев и вынужденных переселенцев.
В современный период существует
обеспокоенность международного сообщества
и активизируется деятельность международных
организаций по делам данной категории
лиц. На сегодняшний день одним из
первых вопросов в ООН, связанных
с защитой прав человека, является
судьба беженцев, перемещенных лиц, репатриантов,
вынужденных в результате войн покидать
места своего проживания и нуждающихся
в помощи. Для России наиболее актуальной
проблемой является вопрос о выработке
действенных мер по предупреждению
незаконной иммиграции иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Целью данной работы является изучение основных
аспектов административно-правового статуса
иностранных граждан.
Для достижения этой цели необходимо
поставить следующие задачи:
-Рассмотреть административно-правовой
статус иностранных граждан.
-Анализ категории иностранных граждан,
находящихся на территории РФ
-Изучение особенностей административно-правового
статуса иностранного гражданина.
-Порядок въезда иностранных
граждан в Российскую Федерацию
и выезда из Российской Федерации.
-Особенности визового
режима.
Объектом исследования является административно-правовой
статус иностранных граждан в Российской
Федерации.
Степенью научной разработанности темы
послужили монографии, диссертационные
исследования и научные труды ряда российских,
ученых, принадлежащих к различным научным
направлениям. Это работы: О.В. Абрамовой,
С.С. Алексеева, Л.Н. Анисимова, Е.В.Атутова,
Е.В. Балацкого, Н.А. Баринова, Ю.Р. Боярса,
Е.В. Виноградова, Г.В. Витковской, И.В. Витрука,
ДА. Гайдукова. Л.Н. Галенской, Ж.А. Зайончковской,
В.А. Ионцева, В.И. Каинова, А.Н. Каменского,
Н. Касаткиной, С.С. Кишкина, Е.И. Козловой,
-Е.С. Красинца, О.Б. Кутафина, В.В. Комарова,
К.А. Корсика, С.К. Косакова, Л.В. Лазарева,
Е.А. Лукашева, И.И. Лукашука, Г.В. Мальцева,
Н.И. Марышевой, ВВ. Мещярекова, А В Мицкевича,
О.О.Миронова. Л.А. Николаевой, И.В. Пантелеева,
Ю.А. Петрова, С.И. Русиновой, В.П. Сальникова,
В.Д. Сорокина, Б.Н. Топорнина, A.M. Турубинера,
М.А. Федотова, С.В. Черниченко, М.А. Шафира,
B.C. Шевцова и др.
Структура работы соответствует целям и задачам
курсового исследования и состоит из введения,
двух глав, включающих четыре параграфов,
заключения и библиографии.
Глава 1. Административно-правовой
статус иностранных граждан
Правовое положение иностранных
граждан регламентируется Конституцией
Российской Федерации, международными
договорами, Правилами пребывания иностранных
граждан в СССР. Согласно Конституции
РФ (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и
лица без гражданства пользуются
в Российской Федерации правами
и несут обязанности наравне
с гражданами Российской Федерации,
крoме случаев, установленных федеральными
законами или международными договорами
РФ.
Находящиеся на территории Российской
Федерации иностранные граждане и лица
без гражданства подлежат административной
oтветственности на общих основаниях с
гражданами РФ. Вопросы об ответственности
за административные правонарушения,
совершенные на территории Российской
Федерации иностранными гражданами, которые
согласно действующим законам и международным
договорам пользуются иммунитетом от
административной юрисдикции Российской
Федерации, разрешаются дипломатическим
путем. Законодательство различает иностранных
граждан, постоянно проживающих и временно
пребывающих на территории Российской
Федерации, а также проезжающих через
территорию РФ транзитом. Иностранные
граждане, нахoдящиеся на территории Российской
Федерации, если они имеют разрешение
и вид на жительство, выданное органами
внутренних дел, – постоянно проживающие.
Иностранные граждане, находящиеся на
территории РФ на иных законных основаниях,
– временно пребывающие. Осoбенности правосубъектности
лиц, находящихся на территории Российской
Федерации и не являющихся ее гражданами:
иностранные граждане и лица без гражданства
не могут быть государственными служащими,
занимать некоторые должности, работать
в органах внутренних дел; иностранные
граждане и лица без гражданства не допускаются
к деятельности, связанной с государственной
тайной; на иностранных граждан и лиц без
гражданства не распространяется воинская
обязанность;
за ряд правонарушений к ответственности
могут привлекаться только иностранные
граждане и лица без гражданства; только
к иностранным гражданам и лицам без гражданства
применяется такое административное наказание,
как выдворение; иностранные граждане
и лица без гражданства могут въезжать
на территорию РФ при наличии разрешения;
иностранные граждане и лица без гражданства
прoживают и осуществляют свою деятельность
на основании специальных документов;
для иностранных граждан могут быть установлены
ограничения в передвижении и выборе места
жительства (например, Постановлением
Правительства РФ от 4 июля 1992 года № 470,
в ред. от 30 октября 2001 года, утвержден
Перечень территорий Российской Федерации
с регламентированным посещением для
иностранных граждан); по территории, открытой
для иностранцев, они могут свободно перемещаться
при условии уведомления об этом органов
внутренних дел. По прибытии в пункт назначения
они должны зарегистрировать свое временное
пребывание; при наличии обстоятельств,
установленных законодательством, выезд
из России может быть не разрешен.
1.1 Правовое положение иностранных граждан
в России
Россия - многонациональная
страна. Кроме того, определенную ее
часть составляют иностранцы, лица
без гражданства. Среди юридических
лиц также немало иностранных
компаний. Российское законодательство
определяет правовой статус иностранцев
и лиц без гражданства принципом национального
режима. В соответствии с этим они пользуются
правами и несут обязанности наравне с
гражданами РФ, кроме случаев, установленных
федеральными законами или международным
договором (Конституция РФ). Правила, установленные
гражданским законодательством, регулируют
отношения с иностранными юридическими
лицами, если иное не предусмотрено федеральным
законом. Правовой режим недвижимого имущества
определяет отечественное законодательство.
Иностранные граждане или лица без гражданства
имеют право приобретать в частную собственность
квартиры, дома и иные жилые помещения
на территории РФ. При этом для них установлен
такой же порядок регистрации договора
купли-продажи и перехода права собственности,
как и для граждан РФ, но с некоторыми особенностями
документации. В соответствии с Законом
об иностранных инвестициях граждане
другой страны или лица без гражданства
могут покупать предприятия, комплексы,
здания на территории РФ при условии, что
обладают таким же правом по законодательству
их места жительства. Законодательные
ограничения в отношении иностранных
граждан, лиц без гражданства и иностранных
юридических лиц существуют в области
приватизации государственного и муниципального
имущества. По общему правилу покупателями
могут быть любые физические и юридические
лица, в том числе иностранные. Однако
нельзя приобретать те государственные
и муниципальные унитарные предприятия,
учреждения, а также юридические лица,
в уставном капитале которых доля Российской
Федерации, субъектов РФ и муниципальных
образований составляет более 25 %. Кроме
того, действует запрет на использование
иностранных инвестиций при приватизации
государственных и муниципальных предприятий,
расположенных в пределах закрытой территории,
кроме случаев, предусмотренных постановлениями
Правительства РФ (ст. 8 Закона "О закрытом
административно-территориальном образовании").В
земельном законодательстве есть ограничения
на приобретение участков в собственность,
а также их аренду. Например, Земельный
кодекс запрещает иностранным гражданам
и юридическим лицам, лицам без гражданства
покупать на праве собственности землю
в приграничных территориях, перечень
которых устанавливает Президент РФ в
соответствии с Законом о государственной
границе. Земельный кодекс не допускает
предоставление участков, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности, на бесплатной основе.
По общему правилу собственники сооружений
имеют преимущественное право покупки
или аренды земли, на которой расположена
данная недвижимость. Президент РФ может
установить перечень строений, на которые
это правило не распространяется. В Законе
о крестьянском (фермерском) хозяйстве
содержатся ограничения, по которым иностранцы
и лица без гражданства не имеют права
создавать хозяйство, а следовательно,
получать землю для этих целей. Законодательство
РФ также запрещает указанным лицам иметь
на праве собственности участки недр,
континентального шельфа, лесного фонда.
Данные объекты можно только арендовать
при условии, что арендаторы вправе заниматься
соответствующим видом деятельности.
Таким образом, земельные участки на территории
РФ приобретают в результате гражданско-правовых
сделок, в том числе путем наследования
и приватизации, кроме случаев, представленных
выше. А теперь о предъявляемых законодательством
РФ требованиях к иностранным и составленным
за границей документам. Бумаги, выданные
и имеющие юридическую силу на территории
иностранного государства, используют
после соответствующего удостоверения,
если иное не предусмотрено международными
договорами, участниками которых являются
государства. Удостоверение осуществляют
посредством консульской легализации
или проставлением апостиля. Иностранные
документы, предназначенные для использования
в России, могут быть легализованы как
на территории того государства, где они
выданы, так и непосредственно в России.
В первом случае их сначала заверяют в
Министерстве иностранных дел или ином
уполномоченном органе государства, затем
легализуют в консульском учреждении
РФ. Во втором случае документ заверяют
в дипломатическом представительстве
и консульском учреждении того государства,
где он был выдан, и легализуют в Департаменте
консульской службы России. И в том и в
другом случае должен быть приложен нотариально
заверенный перевод на русский язык. Чтобы
упростить процесс признания иностранных
документов, заключили Гаагскую конвенцию.
Россия присоединилась к ней 31 мая 1992 года.
Согласно договору на документах, совершенных
компетентными органами одного государства
и предназначенных для использования
в другом, проставляют штамп (апостиль).
Он удостоверяет подлинность подписи,
печати или штампа, а также качество, в
котором выступало лицо, подписавшее бумагу.
Как правило, апостиль проставляют на
отдельном листе, сшивают с документом
и скрепляют печатью учреждения. Такой
документ применяют без легализации в
любой из стран - участниц Гаагской конвенции
(Австралия, Австрия, Армения, Бельгия,
Великобритания, Венгрия, Израиль, Испания,
Италия, Германия, США, Франция, Япония).
Таким образом, бумага, составленная на
территории данных государств, должна
содержать: - текст иностранного правоустанавливающего
документа; - апостиль на языке государства,
на территории и в соответствии с законодательством
которого подготовлен документ; - перевод
текста на русский язык; - перевод текста
апостиля на русский язык, - а также иметь
следующие обязательные реквизиты: - подпись,
ФИО и должность уполномоченного иностранного
должностного лица (например, секретарь
штата, департамента, суда; регистратор
компании; иностранный нотариус, засвидетельствовавший
верность копии документа до его апостилирования);
- печать или штамп иностранного учреждения,
скрепляющие подпись должностного лица;
- штамп апостиля; - удостоверительная
надпись нотариуса РФ, свидетельствующая
подлинность подписи лично известному
нотариусу переводчика, осуществившего
перевод текстов документа и апостиля
на русский язык. Все листы апостилированной
и переведенной бумаги прошивают и скрепляют
печатью нотариуса. Легализация и проставление
апостиля не требуется, если международным
соглашением предусмотрены отмена или
упрощение этих процедур. Так, двусторонним
договором о взаимной правовой помощи
и Конвенцией о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам от 22 января 1993 года (в
России вступила в силу 10 декабря 1994 года)
предусмотрено, что документы, которые
на территории одной из договаривающихся
сторон изготовлены или засвидетельствованы
учреждением или специально уполномоченным
органом в пределах их компетенции и по
установленной форме скреплены официальной
печатью, не требуют на территории другой
стороны какого-либо удостоверения (легализации).
Российская Федерация имеет двухсторонние
договоры о правовой помощи с Азербайджаном,
Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом,
Грецией, Грузией, Ираком, Китаем, Кыргызстаном,
Латвией, Литвой, Молдовой, Польшей, Эстонией
и многими другими странами. Участниками
Конвенции о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам являются Армения, Беларусь,
Казахстан, Украина, Узбекистан, Таджикистан,
Туркменистан, Россия.
1.2 Категории иностранных
граждан, находящихся на территории Российской
Федерации.
Закон формально не отменяет,
но практически сводит на «нет» режим безвизового въезда
и пребывания на территории РФ. Для безвизового
въезда, так же как для въезда по визе,
необходимо наличие приглашения. При этом
лица, въехавшие в страну в безвизовом
порядке, оказываются в худшем положении,
чем обладатели визы. Если срок пребывания
иностранного гражданина, въехавшего
в РФ по визе, определяется сроком действия
выданной ему визы, то для тех, кто въехал
в безвизовом порядке (граждане СНГ, кроме
Грузии, и лица без гражданства - граждане
бывшего СССР, проживающие на их территории)
зафиксирован предельный срок пребывания
- 90 суток, с возможностью его продления
в случае заключения трудового договора
не более чем на один год с момента въезда
(п.5 ст.5). По истечении этого срока лицо
может быть депортировано.
Все иностранцы, въехавшие
на территорию РФ, подразделяются на три
категории: временно пребывающие, временно
проживающие (до 3 лет) и постоянно проживающие.
Срок временного пребывания
определяется сроком действия выданной
иностранному гражданину визы. В случае,
если иностранный гражданин прибыл
в Российскую Федерацию в порядке,
не требующем получения визы, то
срок его пребывания не может превышать
90 суток, за исключением случаев, предусмотренных
Законом. Например, в случае заключения
им трудового договора или гражданско-правового
договора на выполнение работ (оказание
услуг), срок пребывания иностранного
гражданина продлевается на срок действия
такого договора, но не более чем
на 1 год со дня въезда иностранного
гражданина на территорию России (п. 5 ст.
5 Закона).
По окончании срока
действия визы (иного срока, установленного
Законом) иностранный гражданин
обязан выехать из Российской Федерации
либо получить разрешение на продление
срока пребывания или разрешение
на временное проживание.
Решение о продлении либо
сокращении срока временного пребывания
иностранного гражданина в Российской
Федерации принимается федеральным
органом исполнительной власти, ведающим
вопросами иностранных дел, или
федеральным органом исполнительной
власти, ведающим вопросами внутренних
дел, или его территориальными органами.
Временное проживание
Временно проживающим
считается иностранный гражданин,
которому выдано разрешение на временное
проживание. Данное разрешение подтверждает
право лица временно проживать на
территории России до получения вида
на жительство.
Срок действия разрешения
составляет 3 года и выдается в пределах
квоты на выдачу разрешений, ежегодно
утверждаемой Правительством РФ по предложениям
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
с учетом демографической ситуации
в соответствующем субъекте Российской
Федерации и возможностей данного
субъекта по обустройству иностранных
граждан. На 2003 г. общая квота на выдачу
иностранным гражданам разрешений
на временное проживание составляет
439080 разрешений, из которых на Санкт-Петербург
приходится 1000 разрешений (Постановление
Правительства РФ №790 от 1.11.02 г. "О
квотах на выдачу иностранным гражданам
и лицам без гражданства разрешений
на временное проживание в Российской
Федерации").