Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 14:45, контрольная работа
Административно право – очень важная отрасль правовой системы любой страны, а особенно Российской Федерации, где имеются такие факторы, как огромная территория с местным самоуправлением, многонациональный состав населения, огромный объём государственной собственности и муниципальной собственности.
Введение
1. Предмет и метод административного права
2. Система и источники административного права
3. Место административного права в правовой системе России
Заключение
Список использованной литературы
Нормы данных правовых институтов регулируют отраслевые управленческие отношения, специфику каждой отдельной отрасли. Они образуют так называемую особенную часть административного права.
Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это обусловлено предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического сопровождения социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.
Существует значительное число исключительно административно - правовых источников. Но много “смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного).
Система источников административного права выглядит следующим образом.
Традиционно в науке административного права и процесса акты правосудия не указываются в качестве источника данной отрасли права, однако анализ специальной юридической литературы в области административного права и процесса позволяет сделать вывод, что судебная практика применяется в качестве источника административного права. <3>
Единых правил поведения не существует, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления, кроме того, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности самостоятельного регулирования общественных отношений.
Таким образом, источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).
Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученые в области административного права констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.
_________________
<3> Тоненкова О.А. Судебная практика как источник административного права // Административное право и процесс. 2010. N 2. С. 42 - 44.
3. Место административного права в правовой системе России
Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни.
Административное право играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.
Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие: а) сокращение масштабов централизованного админисртативно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной функций административного регулирования.
Во-вторых, характеризуя
служебную роль административного права,
следует принимать во внимание обстоятельства,
вытекающие из самой его природы. Так,
в связи с актуальностью проблемы правоохраны
в условиях построения правового общества,
административное право усиливает свои
собственные юридические средства защиты
от посягательств на правовой режим в
сфере действия механизма исполнительной
власти. Несоблюдение или недобросовестное
выполнение административно-правовых
норм влечет за собой приведение в действие
предупредительных, пресекательных и
карательных средств административно-
Наконец, во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует нормы административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Ими, например, определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр.).
Итак, административное право строгих границ правового воздействия не имеет. В свою очередь, сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает взаимодействие различных правовых отраслей.
Значение административного права в правовой системе Российской Федерации заключается в настоящее время в установлении новых правовых средств и инструментов, способствующих укреплению принципа и режима законности не только в сфере исполнительной власти, но и в области осуществления законотворчества (правотворчества) и судопроизводства. В будущем активность административно-правового регулирования будет, очевидно, возрастать; результатом административно-правовых элементов российской правовой системы станет укрепление порядка и режима законности в проведении необходимых мероприятий государственно-правового строительства.
Правовая система России
Значение административного права (как, впрочем, и любой иной отрасли права) в правовой системе Российской Федерации можно показать, анализируя основные характерные черты административно-правового регулирования общественных отношений. С этой точки зрения административное право играет важнейшую роль в:
- формировании правовой
государственности в России, которая,
в свою очередь, должна обеспечить
режим законности и
- установлении публично-правовых стандартов организации и функционировании исполнительной власти;
- обеспечении прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
- установлении административных
процедур осуществления
- разработке концепции и осуществлении административной реформы;
- создании эффективных судебных процедур защиты прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечении общественного порядка и общественной безопасности;
- развитии административно-деликтного права России.
Необходимо помнить, что международное право, международные договоры и соглашения, общепризнанные нормы и правовые принципы входят в правовую систему Российской Федерации. Таким образом, административное право "вынуждено" считаться с международно-правовыми стандартами и условиями. Поэтому оно должно развиваться и с учетом требований международных правовых институтов, на основе принципов "интернационализации" правовых систем мира. <7>
_________________
<7> Лебедев В.М. Выступление на конференции, посвященной десятилетию Конституции РФ // Конституция Российской Федерации: Стабильность и развитие общества / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2004. С. 25.
Заключение
Административное право как отрасль публичного права является формой юридического выражения публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти.
Иными словами, при помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.
Исходя из раскрытой структуры предмета современного административного права, следует отметить, что удельный вес общественных отношений регулируемых административным правом по сравнению с другими урегулированными правом отношениями представляется весьма внушительным, ведь они связаны с обеспечением исполнения норм большинства отраслей публичного права - конституционного, муниципального, финансового, таможенного, экологического и других отраслей, а также обеспечением исполнения отдельных норм трудового, семейного, гражданского, предпринимательского, некоторых других отраслей частного права. В этой связи данные общественные отношения невозможно урегулировать с помощью норм других отраслей права.
Без специфического воздействия норм административного права, направленного на обеспечение исполнения норм действующего федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, многие отрасли права становятся малоэффективными. Спектр деятельности отрасли административного права очень широк, поэтому его роль и значение для регулирования общественных отношений трудно преувеличить.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
3. Тоненкова О.А. Судебная практика как источник административного права // Административное право и процесс. 2010. N 2. С. 42 - 44.
4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. – М: Норма, 2004.
5. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС Консультант Плюс. 2009.
6. Административное право России: Курс лекций / Под ред. д.ю.н. И.Ш. Килясханова. М.: Изд-во БФМосУ МВД России, 2003.
Информация о работе Административное право как отрасль права