Административное право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Административно право – очень важная отрасль правовой системы любой страны, а особенно Российской Федерации, где имеются такие факторы, как огромная территория с местным самоуправлением, многонациональный состав населения, огромный объём государственной собственности и муниципальной собственности.

Содержание работы

Введение
1. Предмет и метод административного права
2. Система и источники административного права
3. Место административного права в правовой системе России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине ОСНОВЫ ПРАВА.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рязанский заочный институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

 

 

Факультет организации и управления

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Основы права»

Тема: «Административное право как отрасль права»

 

 

                                                                  Выполнила: студентка 1 курса гр. 1317

                                                                                     Митина Светлана Сергеевна

Преподаватель: доцент кафедры управления и

                                            экономики, кандидат юридических наук Ильин А.В.

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2014 г.

 

 План

 

Введение

1. Предмет и метод административного права

2. Система и источники административного  права

3. Место административного права в правовой системе России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Трудности в определении понятия административного права обусловлены прежде всего широчайшим объемом и многообразием общественных отношений, составляющих сферу действия законодательства, именуемого административным. В переводе с латыни, английского и многих европейских языков "административный" - означает "управленческий". "Административное право" понимается как "управленческое право" или "право управления". Деятельность органов государственной власти должна быть чётко урегулированы юридическими нормами, а административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной и мощной подсистемы госаппарата – органов исполнительной власти.

Административно право – очень важная отрасль правовой системы любой страны, а особенно Российской Федерации, где имеются такие факторы, как огромная территория с местным самоуправлением, многонациональный состав населения, огромный объём государственной собственности и муниципальной собственности.

Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственных органов, полномочия её структурных единиц, принципы, методы и формы их деятельности.

Административное право – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти во всех сферах экономической и социальной деятельности.

 

 

1. Предмет и метод административного права

 

Административное право России является одной из самостоятельных отраслей публичного права и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. Самостоятельность отрасли административного права означает, что оно имеет собственный предмет и метод правого регулирования, а публичность значит, что административное право регулирует общественные отношения, которые представляют в первую очередь интересы общества и государства. “Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами” - писал в 1929 г. В. Хоболевский.

Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола.

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.

 Во всех  сферах жизни общества участвуют государственные органы, а в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, культуре, транспорте, связи, энергетике – роль административного права является решающей. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами своих прав.

Следовательно, административное право это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с практической реализацией исполнительной власти.

Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

Предмет административного права это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

В самой общей форме можно сказать, что административное право - управленческое право. Оно реализует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, и             «обслуживает» сферу государственного и муниципального управления.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько связана с особым видов деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческая деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников реализует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно - процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право. Поэтому в определении предмета административного права необходимо сделать уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ.

Нужно отметить, что сфера государственного управления крайне мобильна, в ней все время происходят разные изменения, диктуемые потребностями социальной и экономической жизни общества, а административное право призвано четко реагировать на эти изменения, чтобы законодательство было актуальным его необходимо совершенствовать по мере необходимости.

 Велика роль административных средств правоохранительной направленности, т.е. контрольно - надзорной деятельности за соблюдением законности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Административное право широко использует эти средства в целях профилактики правонарушений и борьбы с ними, обеспечения должного порядка управленческих общественных отношений, охраны конституционных прав и свобод граждан.

Порой в литературе высказывается сомнение в том, следует ли вообще считать  административное право самостоятельной отраслью законодательства. Как известно, отраслям законодательства присуща известная "обозримость" нормативного материала, допускающая управление им из единого центра системы - возглавляющего отрасль закона, выступающего в качестве первичного акта. Административное же законодательство соединяет огромное число столь разнообразных по своему содержанию актов, что управление ими при помощи единого активного центра становится невозможным. В силу крайней разнородности своего предмета административное право, как уже давно установлено юридической наукой, не поддается кодификации. "То, что называется административным кодексом, - отмечает французский ученый Ж. Ведель, - представляет собой сборник законов и декретов, сгруппированных в зависимости от предмета регулирования по инициативе того или иного издателя". Административное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления. Оно является одной из ведущих отраслей публичного права России. <4>

Главные признаки метода правового регулирования: каково устанавливаемое юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений; как они защищаются. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.

_________________

<4> Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 59 - 63.

 

Методы административного права это совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения. В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный.

Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права. Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участником которых в большинстве случаев выступает орган (должное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников.

Административное право использует три метода административно-правового регулирования:

Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Это наиболее характерное средство для административно-правового регулирования общественных отношений (характерные примеры - правила дорожного движения, пожарной безопасности, СНиП и др.).

Запрет - это те же предписания, но отрицательного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой под угрозой применения мер дисциплинарного или административного принуждения (например, Дисциплинарный устав ВС России, КоАП РФ, закон Рязанской  области об административных правонарушениях).

Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению (приобрести оружие, организовать митинг, управлять автомобилем, создать общественное объединение и т.д.).

С учетом сказанного административное законодательство, являющееся основным источником формирования административного права, целесообразно считать не отраслевым, а более крупным структурным элементом российского законодательства - массивом законодательства. <5>

          В курсе лекций по административному праву России под редакцией И.Ш. Килясханова административное право формулируется как "отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов" <6>.

 

 

 

 

 

 

 

_________________

<5> Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.

<6> Административное право России: Курс лекций // Под ред. д.ю.н. И.Ш. Килясханова. М.: Изд-во БФМосУ МВД России, 2003. С. 27.

 

2. Система и источники административного права

 

Административное право как отрасль права представляет собой в общем виде огромный с множеством нормативных актов конгломерат различных правовых норм. Чтобы привести такое собрание норм в стройный порядок, наука распределяет их по группам, из которых каждая образует институт. В результате создаётся стройная система норм административного права. На сегодняшний день административное право знает две основные системы: институционную и  отраслевую.

Институционная система, представляющая собой перенос гражданско-правовой схемы в область административного права, показывает нормы, отрасли наиболее полно. Преимуществом данной системы является то, что она группирует значительную часть правовых норм вокруг главных субъектов государственно-управленческих отношений, какими являются органы исполнительной власти, граждане, общественные объединения. Образуемые в пределах институционной системы правовые институты (органы исполнительной власти, государственной службы, административного принуждения) охватывают нормы административного права, регулирующие однородные общественные отношения, которые возникают во всех или в большинстве отраслей государственного управления. Данные правовые институты образуют общую часть административного права.

Отраслевая система административного права группирует нормы административного права с учётом исключительно отраслевых аспектов государственного управления и приводит к выделению обширного ряда правовых институтов:

управление экономической сферой;

управление в социально-культурной сфере;

управление в административно-политической сфере.

Информация о работе Административное право как отрасль права