Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:25, курс лекций

Описание работы

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Ответы по административному праву.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.

 

 

 

 

26. Требования, предъявляемые к административно-правовым  актам управления, последствия их  несоблюдения.

Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.

Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:1) состояние системы управления;2) ранее принятые акты;3) возможные варианты решения проблемы;4) интересы участников управленческих отношений;5) права и свободы человека;6) научно-правотворческие рекомендации.

Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.

Чтобы отвечать данному  требованию, акт:1) должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;2) соответствовать закону по существу;3) соответствовать цели закона;4) приниматься  в установленном процессуальном порядке;5) не противоречить правовым актам большей юридической силы;6) иметь соответствующую форму (акт-документ);7) в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.

Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:1) лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);2) грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);3) акт должен быть своевременно доведен до адресатов;4) иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);5) своевременно сдаваться на хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам  управления, наступает их ничтожность  или оспоримость.

Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.

Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

Существуют два способа  оспаривания правовых актов –  опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:• не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;• не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;• в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.

Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

Правительство РФ в целях  реализации своих постановлений  и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.

Органы законодательной  власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов  исполнительной власти, противоречащих законодательству.

Принесение протеста прокурором на постановление о наложении  административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий  до рассмотрения протеста.

Подача жалобы на постановление  о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.

 

 

27. Административно-правовой  договор.

Административный договор – это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признаки административного договора:

• является разновидностью правового  договора;

• основывается на нормах административного права;

• его правовая база содержится в  Конституции и действующем законодательстве;

• заключается между двумя и  большим числом субъектов;

• одним из его участников выступает  орган государственного управления либо его законный представитель;

• является результатом взаимного  согласования мнений его участников;

• рассчитан на определенный срок действия;

• заключается в соответствии с  установленной процедурой;

• не допускается в одностороннем  порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

• несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических  последствий;

• целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

• обеспечивается при помощи системы  правовых средств.

По предметному критерию среди административных договоров выделяют: договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.).

Исходя из юридических свойств можно назвать правоустановитель-ные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.

По характеру взаимоотношений  субъектов бывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленности административные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.

В зависимости от круга  субъектов договоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами.

В зависимости от числа  субъектов существуют двусторонние и многосторонние договоры.

 

 

 

 

 

28. Понятие  и виды методов государственного  управления.

Методы государственного управления способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Основные черты методов государственного управления:1) реализуются в процессе управленческой деятельности;2) органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;3) выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;4) выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;5) адресованы конкретному объекту управления;6) связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;7) являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;8) нуждаются в правовом опосредовании;9) имеют масштабную (территориальную и временную) привязку. По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.

Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.

Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды

Особенности административных методов:1) осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;2) носят императивный, директивный характер;3) однозначность (конкретность) указаний;4) широкое применение административных актов;5) реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;6) обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;7) результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;8) результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Убеждение  как метод государственного управления.

Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.

Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.

Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.

Существуют следующие средства (способы) убеждения:

• обучение – процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;

• агитация – распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;

• пропаганда – распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;

• разъяснительная работа – деятельность по разъяснению содержания чего-либо;

• критика – отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;

• осуждение антисоциального поведения – выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Поощрение  как метод государственного управления.

Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

Особенности поощрения:

1) является методом государственного  управления;

2) фактическим основанием для  применения поощрения выступает  заслуга, высокие результаты деятельности;

3) является реакцией на прошлое  поведение (деятельность) объекта  управления;

4) реализуется путем применения  конкретных мер поощрения;

5) имеет конкретного адресата;

6) осуществляется в рамках особого  административно-поощрительного производства;

7) результат применения поощрений  не может быть обжалован;

8) стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

Поощрение может применяться к  индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Понятие  административного принуждения,  его особенности, виды.

Административное  принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:• основывается на нормах административного права;• применяется как физическими, так и юридическими лицам;• применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;• закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;• применяется широким кругом уполномоченных субъектов;• система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);• применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;• порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;• применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);• законность применения обеспечивается системой гарантий;• применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Информация о работе Административное право