Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:25, курс лекций

Описание работы

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Ответы по административному праву.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

1. В зависимости от государственного устройства:

- ФОИВ (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);

- ОИВ субъектов Федерации.

2. По организационно-правовым формам:

- правительства, советы  министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);

- комитеты, службы, главные  управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т. д. (на различных уровнях).

3. По характеру компетенции выделяют:

- ОИВ общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);

- ОИВ отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство

путей сообщения);

- ОИВ межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);

- ОИВ внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.

4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:

- единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;

-коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Система  органов исполнительной власти  и принципы ее построения.

Система ОИВ - совокупность ОИВ и система их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции между ними. Система ОИВ строится и функционирует на основе следующих принципов: федерализма, который отражается: а) на структуре системы ОИВ, состоящей из федеральных ОИВ и ОИВ субъектов Федерации.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ ФОИВ и ОИВ субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ);

б) на юридическом положении ОИВ: - определение компетенции ОИВ основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;

- законные акты ФОИВ обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты ОИВ субъектов Федерации подлежат соблюдению ФОИВ;

-формой регулирования  взаимоотношений между ОИВ выступают административные соглашения, в результате которых ФОИВ могут передать осуществление части своих полномочий ОИВ субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;

сочетания централизации  и децентрализации, который действует на различных уровнях системы ОИВ, влияет на функционирование всей системы ИВ. Централизация - сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных вопросов:

ФОИВ (в основном по предметам  ведения РФ). Децентрализация - закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Формой децентрализации является делегирование федеральным ОИВ части полномочий территориальным органам, в результате чего центр решения общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места;

законности, которая проявляется в обязанности всех органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, НПА субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Систему ФОИВ, установление которой относится к ведению РФ, образуют:

- Правительство РФ;

- федеральные министерства (отраслевое управление);

-государственные комитеты, федеральные комиссии (межотраслевое управление);

- федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры (осуществляют специальные

функции в установленных  сферах ведения);

- иные ФОИВ (напр., Управление делами Президента РФ).

Систему ОИВ субъектов  Федерации образуют:

- высший орган ИВ  субъекта Федерации;

- иные органы ИВ, формы  которых определяются

самими субъектами Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Президент  и исполнительная власть.

Президент Российской Федерации  является главой государства (ст. 80 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Полномочия Президента РФ по отношению к органам исполнительной власти:

– назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

– принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

– представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

– по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

– формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

– утверждает военную доктрину Российской Федерации;

– формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

– назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

– издает указы и распоряжения;

– вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом и т. д.

Президент Российской Федерации  избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации  прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Во всех случаях, когда  Президент Российской Федерации  не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности  Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Административно-правовой  статус предприятий и учреждений.

Организация – коллектив людей разной численности, возглавляемый своим органом управления, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Орган управления организацией – администрация, не являющаяся субъектом внешнего управления. Административно-правовой статус организации (комплекс прав и обязанностей) определяется ее организационно-правовой формой, объемом и характером полномочий по распоряжению принадлежащим ей имуществом, целями деятельности, соотношением с органами исполнительной власти.

Разновидности организаций: предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли; учреждение – создающее социальные ценности в основном непроизводственного характера; может быть государственным и негосударственным.

Организационно-правовые формы предприятий – полное товарищество, товарищество на вере, ООО, АО и др. Виды предприятий по отраслям – заводы, кооперативы, пароходства и др. По целям деятельности различают организации: коммерческие (преследующие извлечение прибыли) и некоммерческие. Учредительный документ предприятия – устав. Предприятие подлежит госрегистрации; данные о ней включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Однако для государственных предприятий есть особые правила (только они могут осуществлять производство оружия и т.д.)

Государственные предприятия – это собственность государства; они создаются государством, которое определяет их цели и назначает руководителей.

Государственные предприятия  подразделяются на:

1) основные на праве  хозяйственного ведения – они  самостоятельно планируют свою  деятельность и перспективы развития, несут полную ответственность  за несоблюдение договоров и  расчетов;

2) основанные на праве  оперативного управления: создаются  в виде федеральных казенных предприятий; имеют меньшую степень хозяйственной самостоятельности, образуются вследствие нецелевого использования федеральных средств, отсутствия прибыли в течение двух лет и т.д. Соответствующий госорган осуществляет непосредственное управление казенным заводом с использованием директивного планирования (план-заказ). На такие предприятия не распространяются положения о ликвидации госпредприятия вследствие банкротства.

На негосударственных  предприятиях управление осуществляют учредители или уполномоченные им органы. Роль государства – установление административно-правового режима, общего для всех негосударственных предприятий, контроль за его соблюдением. Руководитель нанимается собственником по контракту. Ликвидация происходит по решению учредителей.

Учреждение  – это организация, созданная собственником для осуществления целей управленческих (аппарат законодательного органа), социально-культурных (учреждения образования), административно-политических.

Муниципальные предприятия и учреждения создаются органами муниципального самоуправления для осуществления хозяйственной деятельности.

С позиции менеджмента  предприятия, административно-правовые методы управления – это совокупность способов юридического (правового и  административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими функций.

В основе административно-правовых методов лежат: система законодательных актов страны и региона (законы, указы, постановления, госстандарты, инструкции, методики и др.); система обязательных к применению нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации; система планов, программ, заданий, срыв которых может нарушить стабильность работы всей фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Административно-правовой  статус общественных объединений.

Организация – это коллектив работников разной численности, возглавляемый органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Органы управления: единоличные (директор, ректор и т. д.); коллегиальные (совет директоров); временные (конкурсный управляющий).

Виды организаций: коммерческие; некоммерческие; предприятия; учреждения.

По видам собственности:– государственные;– негосударственные.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Признаки общественных объединений: – добровольное;– самоуправляемое;– некоммерческое;– негосударственная структура;– действует на основании устава.

Информация о работе Административное право