Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:14, контрольная работа
1. Определите предмет регулирования административного права. Проанализируйте соотношение административного и конституционного права с точки зрения предмета регулирования.
2. Перечислите виды федеральных органов исполнительной власти, действующих в настоящее время. Сформулируйте основные различия в их административно-правовом статусе. Укажите источник правового регулирования по данному вопросу.
3. Дайте определение конфликта интересов на государственной службе. Приведите (придумайте) пример. Как действующее законодательство регулирует порядок разрешения таких ситуаций?
4. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях заполните таблицу «Процессуальный статус участников производства по делам об административных правонарушениях»:
Предметом регулирования административного права в основном являются свойства и особенности управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Способы правового регулирования:
Для определения способа правового регулирования необходимо рассмотреть:
●каково устанавливаемое юридическое положение сторон;
●с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений: с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений:
●как определяются права и обязанности субъектов правоотношений (в административном праве — в одностороннем порядке);
●как защищаются права субъектов правоотношений (для административного права — во внесудебном порядке).
Основная задача административного права — создавать благоприятные условия для нормального функционирования общества и государства, функционирующего по законам рыночной экономики.
Предметом регулирования конституционного права являются отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. Система конституционного права и объекты правового регулирования весьма близки к системе административного права.
Рассматривая конституционное и административное право мы видим немалое сходство подотраслей и институтов. Нередко приходится очень тонко разделять «слои» их правового регулирования. Есть и совпадения, например, статус органов исполнительной власти и прежде всего Правительства. В конституционном праве закреплены его основные элементы - природа органа, порядок образования, основные полномочия. В административном же праве сумма актов подробно регулирует правовое положение Правительства и его полномочия как в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», так и в тематических и иных законах. Трансформация конституционно урегулированных полномочий в соответствующие нормы текущего законодательства оказывается непростым делом.
Весьма сходны также нормы конституционного и административного права. В них одной стороной всегда выступает государственный орган либо его участие опосредовано.1
На федеральном уровне система органов исполнительной власти в настоящее время представлена следующими звеньями: Правительство РФ; федеральные министерства; государственные комитеты; федеральные комиссии; федеральные службы; российские агентства; федеральные надзоры; иные органы.
1.Правительство
Российской Федерации – высший
исполнительный орган
Правительство РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Эти органы подчинены Правительству и ответственны перед ним. Правительство утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти (кроме тех, которыми непосредственно руководит Президент РФ); назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, утверждает членов их коллегий; вправе отменять или приостанавливать действие правовых актов этих органов.
Правительство вправе учреждать координационные и совещательные органы, а также «органы при Правительстве». Так, на правах федерального органа исполнительной власти действует Государственная хлебная инспекция РФ (Росгосхлебинспекция). Не имеет подобного статуса, например, действующий при Правительстве РФ Центр экономической конъюнктуры.
2.Федеральные
министерства. Сейчас они рассматриваются
в качестве ведущих звеньев
субъектов исполнительной
Их управленческое назначение определяется следующим образом: министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Из этого определения вытекают следующие выводы. Во-первых, министерство осуществляет управление, т.е. государственно-управленческую деятельность пореализаций исполнительной власти. Во-вторых, эта его деятельность ограничена определенными рамками, т.е. установленной для него сферой деятельности. В-третьих, помимо полномочий, осуществляемых в отношении объектов, находящихся в сфере его деятельности, министерство также наделено координационными полномочиями в отношении не подведомственных ему исполнительных органов, а следовательно, и в отношении находящихся в ведении таких органов соответствующих объектов.
3. Государственные
комитеты Российской Федерации.
Это федеральные органы
4. Федеральные
комиссии России – органы
5. Федеральные
службы. России – органы
Специальный характер их функций, являющийся единственным их специфическим признаком, раскрывается следующим образом: это исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции.
Четкие правовые признаки этой группы федеральных органов исполнительной власти отсутствуют. Поэтому фактически федеральные службы занимают некое промежуточное административно-правовое положение между федеральными министерствами и государственными комитетами. А это, в свою очередь, означает, что они в различном объеме реализуют функции и полномочия, характерные для таких федеральных органов исполнительной власти.
6. Федеральные
надзоры России - органы исполнительной
власти, осуществляющие
7. Российские
агентства. Их три: по патентам
и товарным знакам; космическое
агентство; Федеральное агентство
правительственной связи и
8. Иные федеральные органы исполнительной власти.
Под этим явно неюридическим наименованием значатся: Управление делами Президента РФ; Главное управление специальных программ Президента РФ; Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.
Следует подчеркнуть, что конституционных или иных законодательных оснований для формирования подобной группы федеральных органов исполнительной власти не имеется. Президентские структуры, а именно они имеются в виду в данном случае, объединяются под эгидой Администрации Президента РФ.
Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти не отличается четким определенным статусом составляющих ее звеньев.2
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
При этом, под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых "областей регулирования", в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
выполнение иной оплачиваемой работы;
владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
получение подарков и услуг;
имущественные обязательства и судебные разбирательства;
взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
явное нарушение установленных запретов.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона N 273-ФЗ.
В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.
Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего необходимо:
использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (при наличии основания, установленного пунктом 10). В этой связи необходимо учитывать, что статьей 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;
активнее привлекать соответствующие комиссии для выработки мер по предотвращению конфликта интересов. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий государственного служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.
Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования
1. Конфликт интересов, связанный
с выполнением отдельных