Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:30, лекция
Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки.
2. Основные функции исполнительной власти
3. Основные принципы организации и функционирования исполнительной власти.
4. Соотношение понятий "государственное управление" и "испол-нительная власть".
ФКЗ – федеральный конституционный закон
ФЗ – федеральный закон
м.с. – местное самоуправление
ФС – Совет Федерации
ГД – Государственная Дума
КоАП РСФСР – Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
Гос-во – государство, гос. – государственный
Н.п.а. – нормативно-правовой акт
Д-ть – деятельность
О.о. – общественные объединения
З-н – закон, з-во – законодательство
кот. – который (ая.)
х-р – характер
И.в. – исполнительная власть
Адм. – административный (ое…)
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки.
2. Основные функции
3. Основные принципы организации
и функционирования исполнитель
4. Соотношение понятий "государственное управление" и "исполнительная власть".
1. Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.
Признаки исполнительной власти:
1. Самостоятельность и
2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти.
3. Осуществляется специальными
государственными органами и
органами местного
4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.
5. Организующая деятельность и
реализация властных
6. Применение норм
7. Подготовка и издание правовых актов управления.
8. Правоприменительная и
2. Функции исполнительной власти:
1. Исполнительная, т.е. исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.
2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.
3. Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.
4. Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.
5. Правовое регулирование
6. Общее руководство и
7. Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.
8. Контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов.
9. Учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.
10. Информационное обеспечение
и информационно-аналитическая
11. Методическое руководство.
12. Кадровое, МТО, финансирование и т.д.
3. Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.
1. Принцип народовластия – народ
осуществляет свою власть непос
2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.
3. Принцип разделения и
4. Принцип разграничения
5. принцип гласности
6. Принцип приоритета и
7. Принцип федеративного
8. Принцип сочетания
Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.
Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
9. Принцип плановости выражается в развитии разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д.
10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.
4. Государственное управление – это целенаправленное организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства.
Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.
1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.
В этом понимании государственное управление – более широкое понятие, чем исполнительная власть.
2. Узкое понимание – это
В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.
Административное право как отрасль права
1. Понятие административного
2. Метод административного права.
3. Источники административного права.
4. Система административного
5. Соотношение административного права со смежными отраслями права.
1. Административное право – это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.
Административное право – это управленческое право (право управления).
Административное право – это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.
В предмет административного
1. управленческие отношения
Они встречаются в сфере
2. отношения, возникающие в
Речь идет о так называемой административной юстиции. Она представляет собой систему судебных и иных органов, рассматривающих споры между гражданами и исполнительной власти.
3. административно-
Возникают в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
4. управленческие отношения
5. отношения. которые возникают при осуществлении общественными организациями делегированными им государством специальных государственно-властных полномочий.
Для всех указанных отношения характерны является то, что они возникают в области государственного управления и местного самоуправления.
2. Метод – совокупность приемов и способов.
Выделяют следующие методы:
1. императивный (метод властных предписаний)
2. диспозитивный (взаимодействие сторон)
3. метод дозволения (разреш. вариант поведения)
4. метод запрета
Все указанные методы правового регулирования характерны для административного права.
Суть методов
1. императивный
Установление определенного
(метод предписаний)
несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма.
Новый Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные взыскания могут быть наложены не позднее 2 месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности.
2. диспозитивный (согласования)
Он проявляется в административ
3. метод дозволения - это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению – это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.
Например: при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности к нему могут быть применены различные административные взыскания либо он может быть освобожден от ответственности.
4. метод дозволения выражается
также в предоставлении возможн
5. метод запрета – запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций.
Например, запрещено направление жалоб граждан тем должностным лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности.
Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности.
3. Источники административного права – это органы законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере (управленческой деятельности) исполнительной власти.
К ним относятся:
1. Конституция Российской
2. Федеральный конституционный закон и федеральный закон, Кодекс об административных правонарушениях, федеральный конституционный закон "О правительстве" от 31 декабря 1997 г.
3. Указы Президента
4. Постановления Правительства
5. Ведомственные акты – акты
министерств и федеральных ведо
6. Законодательные и иные акты государственных органов субъектов РФ
7. Административно-правовые
8. Локальные акты, инструкции, положения
4. Система административного права – это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей.
Административное право
1. государственное управление
2. исполнительная власть
3. формы государственного
4. методы государственного
5. институт правовых актов
6. институт государственной
7. институт административного
8. институт административной
9. институт административного
В Особенную часть входят институты управления в области экономики, социально-культурной сфере, административно-политической сфере.
В административном праве выделяют следующие подотрасли:
1. Служебное право
2. Политическое право
3. Образовательное право и т.д.
5. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Административное право взаимодействует со следующими отраслями права:
1) конституционным. Оно берет начало в нормах конституционного права, регулирующих принципы организации и деятельности исполнительной власти, права и свободы граждан.
2) гражданским. Нормами
3) уголовным правом. В определенных
случаях отдельные администрати
4) финансовым, которые регулируют управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налогов.