Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:30, лекция
Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки.
2. Основные функции исполнительной власти
3. Основные принципы организации и функционирования исполнительной власти.
4. Соотношение понятий "государственное управление" и "испол-нительная власть".
контроль законодательных (представительных) органов власти.
1) Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совета Федерации и Государственной Думы образуют счетную палату, которая проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия.
ст. 103 Конституции РФ (а, б, в, г, д, н)
3. Контроль в системе
Существуют 3 вида контроля исполнительной власти:
а) общий контроль осуществляют органы исполнительной власти в общей компетенции
Правительство заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады руководителей о состоянии дел в руководимой им отрасли. Оно обладает полномочиями по отмене актов этих органов в случае противоречия их Конституции РФ и др. нормативным актам.
б) ведомственный осуществляют органы отраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов, подзаконных нормативных актов предприятиями, учреждениями, организациями.
в) специализированный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. Они контролируют деятельность органов исполнительной власти предприятий, учреждений, организаций по определенным вопросам. Между субъектами и объектами отсутствует организационная подчиненность.
3. Субъектами судебного контроля являются:
1) Конституционный Суд РФ
контрольные полномочия Конституционного Суда РФ пред. ст. 125
2) Суды общей юрисдикции
осуществляют контрольные функции в процессе рассмотрения дел
При рассмотрении гражданских дел суд, признавая акты управления незаконными, отменяет или исправляет их. Обнаружив нарушения законности в работе органов исполнительной власти, суд выносит частное определение. По делам об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, мелкое хищение) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения.
3) арбитражные суды
осуществляют судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимаемой деятельности споров либо из пр-ний в сфере управления. Специфика обеспечения арбитражным судом законности в сфере исполнительной власти заключается в том, что суд признает полностью или частично недействительным акт, не имеющий нормативного характера и принимаемое решение на основе действующего законодательства.
4. Субъектами общественного контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, а также отдельные граждане как частные лица.
Контрольные полномочия их, как правило, лишены юридически-властного характера.
Общественные объединения
Профсоюзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде. В настоящее время воссоздаются общественные пункты охраны порядка, казачьи дружины и т.д.
5. В соответствии с законом "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995г. предметом прокурорского надзора являются:
1) исполнение законов
2) соответствие актов, издаваемых этими органами, Конституция РФ, федеральный закон.
3) соблюдение прав и свобод
человека и гражданина
В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель:
1) освобождает своим
2) опротестовывает
Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшему этот акт либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представи. закон. органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме.
3) возбуждает уголовное дело или пр-во об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом, ответственности.
4) вносит представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, правомочным устранить нарушение закона.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, не позднее, чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
6. Административный надзор – это вид в правоохранительной деятельности ряда органов управления.
1) органы федерального надзора (Федеральный горный надзор, промышленный надзор).
2) государственные комитеты (по стандартам, литерологии, сертификации).
3) государственная инспекция (в
федеральном министерстве и
Компетенция органов административного надзора определяется соответствующими положениями о них:
1) полномочия по предупреждению
правонарушений позволяют орган
1) полномочия по пресечению
3) полномочия по привлечению виновных лиц к административной ответственности
Органы административного
4) полномочия по нормотворчеству
Органы административного
7. Жалобы – это обращения граждан по поводу нарушения их прав и свобод.
Предложения и заявления направлены на улучшения деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.
Существует 2 порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан:
1 – административный
2 – судебный
Административный
Гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение предприятия, учреждения, организации, к должностному лицу, государственному служащему.
Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или ответ не получен в течение 1 месяца, он вправе обратиться в суд.
Судебный
В соответствии с законом от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" жалоба подается либо в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения органа, должностное лицу, государственному служащему.
Сроки обжалования:
1) 3 месяца со дня, когда
2) 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы
3) 1 месяц после подачи жалобы, если не получен ответ
Если обжалованные действия суд признает законными, он отказывает в удовлетворении жалобы. Если суд признает обжалованные действия незаконными, он обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает права и свободы. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу и гражданину не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в 1 мес. срок со дня его получения.
1. Участковый инспектор милиции, преследуя преступника против воли граждан, проживающих в квартире, где скрылся преследуемый, взломал дверь и проник в квартиру. Рассмотрев поступившую жалобу на участкового, начальник управления внутренних дел не усмотрел в его действиях нарушения закона "О милиции". Тогда заявитель, проживавший в –квартире гражданин, считая, что положения закона "О милиции" нарушают конституционные права и свободы граждан обратился в конституционный суд РФ. Вправе ли он был это делать? В каких случаях граждане РФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ? Каков порядок обжалования, предусмотренный законом?
3. Администрация области приняла
постановление, в соответствии
с которым жители области,
В системе государственного регулирования рынка можно выделить 2 уровня: макроуровня и микроуровня. На макроуровне определяется общегосударственная федеральная экономическая политика, устанавливаются федеральные налоги и гарантии и т.д.
Объектом государственного регулирования на микроуровне являются многочисленные рынки различных видов пр-ции: промышленных, сельскохозяйственных, сферы услуг и т.д.
Государство воздействует на экономическую деятельность через свои органы:
1) Министерство экономики РФ
Функции:
а) осуществляет разработку социально-экономической политики государства
б) разрабатывает комплексных прогноз социально-экономического развития РФ, ее регионов и отраслей экономики
в) разрабатывает финансовый баланс государства, обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета
г) проводит анализ экономического состояния страны
д) формулирует предложения по основам ценовой политики и т.д.
2) Министерство топлива и
Важнейшая задача – обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в различных видах топлива. Для топливно-энергетического комплекса характерна организация крупных производственных объединений: РАО Газпром, АО "Нефтяная компания Юкос", государственная компания "Росуголь" и т.д.
3. Министерство РФ по атомной энергии (Минатом)
Основные задачи:
а) обеспечение ядерной, радиоактивной и пожарной безопасности предприятий и организаций ядерного комплекса.
б) формирование и реализация государственной политики в ядерном комплексе.
в) обеспечение координации
г) управление деятельностью предприятий ядерного комплекса.
д) осуществление учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ на предприятиях ядерного комплекса и т.д.
1. Система органов и организация гос. управления образования.
2. Система органов и организация
государственного управления в
сфере социальной защиты
1. Государственное руководство системой образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации общей и специальной компетенции:
1) Правительство РФ, ст. 114 Конституции РФ (п. в, к)
2) Министерство образования РФ
Функции:
а) разрабатывает и утверждает общегосударственные стандарты, примерные планы и учебные программы.
б) осуществляет контроль за исполнением федерального законодательства в сфере образования.
в) финансирует вузы и другие образовательные учреждения федерального значения.
г) издает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты и т.д.
3) Другие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие и специальные учебные заведения профессионального образования.
(Министерство культуры, министерство социального развития РФ и т.д.)
4) органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы отраслевой компетенции (Главное управление образования)
5) органы местного
Действует закон РФ "Об образовании" в редакции от 13.01.96 г..
Правовой статус вуза определен ФЗ от 22 августа 96 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".