Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В рамках административного права сформированы целые блоки режимов, призванных регулировать ту или иную область человеческих отношений.

Содержание работы

I. Введение
II. Административное право как отрасль системы права РФ, понятие, предмет и метод правового регулирования.
III. Взаимодействие административного права с другими отраслями права
IV. Заключение
V. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

административка- конторльная.docx

— 33.80 Кб (Скачать файл)

 Однако каждая отрасль  права имеет определенное место  в системе права и административное  право в этом смысле не является  исключением. Так, система российского  права содержит в себе отрасли  так называемого публичного и  частного права. К отраслям публичного  права мы традиционно относим  те отрасли права, в основе  правового регулирования которых  лежит публичный интерес (это, прежде  всего, конституционное и уголовное  право). Частные отрасли, напротив, ориентированы  на охрану частного интереса, в их основе лежат принципы  диспозитивности и равенства  сторон (это гражданское, трудовое  право).

 Административное право  являет собой яркий пример  публичной отрасли права. В российской  правовой доктрине термин "публичное  право" долгое время не применялся  вследствие того, что деление  права на публичное и частное  противоречило идеологии социалистического  строительства, поскольку все право, в сущности, являлось публичным, глубоко и детально регулируя  все отношения субъектов права.

 Становление современной  российской системы права вновь  показывает, что часть отраслей  права непосредственно связана  с позиционированием государственного (общественного) интереса в обществе, что, однако, не препятствует другой  части отраслей права регулировать  правоотношения на уровне частного  интереса, согласовывая отдельные  воли посредством применения  диспозитивного регулирования.

 Административное право является одной из самых объемных отраслей публичного права, поскольку занимается регулированием того спектра общественных отношений, который непосредственно связан с организацией государственного управления, в том числе с функционированием исполнительной ветви государственной власти, совокупностью применяемых субъектами управления форм и методов государственного управления, а также с особенностями организации государственной службы и другими подобными вопросами. Государственное управление рассматривается в рамках административного права как процесс, нуждающийся в правовой регламентации. С другой стороны, в сферу интересов данной отрасли входит также и специфические приемы государственного управления в различных сферах и областях общественной жизнедеятельности.

 

 

    1. Взаимодействие административного права с другими отраслями права

 

Административное право, занимая свое место в правовой системе, прекрасно взаимодействует и с другими отраслями права:

 

    1. Конституционным правом, поскольку в статьях конституции закрепляются понятие исполнительной власти (ст. 10); система органов, её осуществляющих (Ст. 11, глава 6); закрепляются правовые основы взаимодействия с органами иных ветвей государственной власти (ст. 80, 83-88, 125). Кроме того, в статьях конституции закреплены права, свободы и обязанности человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется только органами исполнительной власти. Конституция РФ является основным законом, содержит исходные положения для принятия законов. Например, конституция закрепляет в ст. 5 принцип федеративного устройства, и разграничивает предметы ведения и полномочия между РФ, её субъектами, в том числе в части формирования органов исполнительной власти РФ её субъектов (Ст. 77-78). В свою очередь, нормы административного права конкретизируют нормы конституционного права, и определяют правовой механизм и правила реализации прав и свобод граждан; определяют компетенцию различных звеньев исполнительной власти в РФ. Т.е место административного права в правовой системе находится вблизи конституционного права.
    2. Административное право взаимодействует с гражданским правом

предметом изучения, которого являются имущественные и личные неимущественные отношения. Нормы Административного права регулируют порядок реализации этих отношений, определяют порядок создания и деятельность юридических лиц как государственных, так и негосударственных. Нормы административного также регулируют отношения между органами исполнительной власти по управлению государственным и муниципальным имуществом, а также порядок наделения государственных и муниципальных учреждений соответствующим имуществом. Таким образом, место административного права находится в соприкосновением с гражданским.

    1. Административное право и уголовное право. Соотношение между

ними обусловлено сходством юридического состава административно-правовых правонарушений и преступлений. Причём наиболее общим является объект посягательства, а также объективная сторона, причинно - следственной связи, в которой приводит в одном случае к административной или к уголовной ответственности. Некоторые административные наказания по кодексу об административных правонарушениях напоминают уголовные. Например, административный арест и штраф. В то же время уголовное наказание назначается только судом, а административные могут назначаться во внесудебном порядке должностными лицами органов исполнительной власти. Например, такие наказания как предупреждение и административный штраф. Уголовное осуждение порождает последствия в виде судимости, в то время как привлечение к административной не влечёт судимости, увольнение с работы или учёбы. Место административного права в правовой системе определяется вблизи с уголовным схожестью наказаний.

    1. Административное право и Трудовое право. Их взаимосвязь обусловлена сходством предмета регулирования, поскольку в трудовом праве это организационно- управленческие отношения в сфере труда, в административном отношении сфере государственного управления. А также в сходстве метода регулирования, поскольку в обеих отраслях используется метод государственно-властных предписаний. В отличие от отношений, регулируемых трудовым правом, в котором субъекты равноправны при заключении трудового договора, в административном отсутствует равенство сторон, поскольку обязательной стороной выступают органы исполнительной власти, либо его должностное лицо, применяющее государственно-властные предписания в отношении другой стороны, также обязаны исполнить требование закона. Кроме того, государственный служащий поступает на государственно-гражданскую, военную или правоохранительную службу, заключает служебный контракт, сторонами которого являются наниматель в лице руководителя государственного органа, а другой гражданин РФ, поступающий на службу. Государственные служащие в случае не исполнения своих обязанностей по должности совершает служебный проступок, ответственность за который наступает в соответствии с мерами, закреплёнными в ФЗ 2003 "О системе государственной службы в РФ. Правда, трудовым кодексом регулируются трудовые гарантии государственных служащих, страхование и пенсионное обеспечение.

Таким образом, место административного права в правовой системе определяется его взаимодействием с другими отраслями права. 

 

    1. Заключение

 

Административное право является одной из основных публичных отраслей права. Назначение административного права заключается в регулировании управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, военного управления. А также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, направленные в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).

Административное право как понятийная категория означает, прежде всего, государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права.

Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Административное право как отрасль права - это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.

Административное право как отрасль законодательства - это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.

Система российского административного права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни. В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее время правотворчества в сфере административного законодательства, его развитие, по мнению российских юристов, идет противоречиво и медленно. Оно сдерживается такими «внешними» факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию. Однако есть основания надеяться, что комплексное развитие всех сфер административно-правового регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способны приблизить эту отрасль российского права к общепринятым международным нормам, способным эффективно работать и в российских условиях.

 

 

 

 

    1. Список используемой литературы:

 

Административное право. Курс лекций. Лапина М.А. (2009, 149с.)

Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. Бородин С.С., Громыко С.С. (ГУАП, 2007, 432с.)

Административное право РФ. (Учебно-практ. пос.) Ярош Г.Ф. (МЭСИ; 2003, 159с.)

Административное право России. (Учебник) Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. (2010, 752с.)

Административное право России в вопросах и ответах. (Учебное пособие) Конин Н.М. (2010, 256с.)

Административное право России в таблицах и схемах. (Учебное пособие) Головистикова А.Н. (2006, 320с.)


 

 

 


Информация о работе Административное право