Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:42, контрольная работа
Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В рамках административного права сформированы целые блоки режимов, призванных регулировать ту или иную область человеческих отношений.
I. Введение
II. Административное право как отрасль системы права РФ, понятие, предмет и метод правового регулирования.
III. Взаимодействие административного права с другими отраслями права
IV. Заключение
V. Список использованной литературы
План:
Административное право представляет собой сложную самостоятельную отрасль права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Будучи неотъемлемой частью системы российского права, административное право тесно связано с другими отраслями российского права.
Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.
Административное право в российской правовой доктрине традиционно рассматривается в двух основных ипостасях: как отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих более или менее однородные отношения с помощью специфического метода правового регулирования, а также как наука в системе правовых наук, занимающаяся изучением указанной совокупности норм отрасли административного права.
Административное право - это одна из центральных отраслей современной системы права любого государства. Хотя история возникновения и становления правовых систем различных государств отдает историческое первенство таким отраслям права, как гражданское и уголовное, можно с уверенностью утверждать, что административное право в его современном понимании - это центральная отрасль материального права, наряду с гражданским, уголовным и конституционным. Не будет слишком большим преувеличением, если сказать, что все отрасли в современной системе права, так или иначе находятся в группе, либо гражданско-правовых, либо административно-правовых отраслей (исключая, разумеется, блок уголовно-правовых отраслей и конституционное право).
Для того чтобы дать
понятие отрасли
Сущность отрасли может
быть определена через
Административное право
- это право публичное. Это обстоятельство
определяет цель, стоящую перед
исследуемой отраслью права: административное
право призвано обеспечивать
публичный интерес, регулируя отношения,
связанные с управлением
Если кто-то попытается сказать, что административное право помимо защиты публичных интересов также призвано охранять частный интерес от произвола власти в процессе государственного управления, то ему можно возразить, что публичный интерес в демократическом государстве определен конституционными принципами, среди которых есть и принцип уважения прав и свобод личности, их первичности по отношению к государству в целом. Так, ст. 2 Конституции РФ предусматривает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Разделяя публичность с такими отраслями российского права, как, например, уголовное и конституционное право, административное право выполняет следующие задачи: обеспечение поступательного развития экономики, оптимального уровня социального обеспечения, процветания культурной сферы жизнедеятельности общества, организация внутренних дел (включая охрану правопорядка, обеспечение безопасности населения, охрану прав и свобод граждан), обеспечение обороны государства и государственной безопасности, налаживание международного сотрудничества в различных областях, обеспечение надлежащего функционирования юстиции.
Для этого в рамках отрасли средствами правового регулирования: определяется статус органов государственного управления, устанавливается порядок их деятельности, конкретизируется статус; определяются основы статуса лиц, находящихся на службе государства в самом широком смысле этого слова; устанавливается правовой статус различных субъектов, на которых направлено управленческое воздействие (физических лиц и их объединений); определяются основы государственной политики в той или иной области общественной жизни, детализируется процедура реализации государственной политики, происходит формирование управленческих подходов к решению различных социальных проблем; осуществляется выбор способов и форм государственного управления в отношении тех или иных управляемых явлений или процессов и т.д. устанавливается ответственность за нарушение норм административного права; определяются основы управленческих процедур и юрисдикционных процессов и т.д.
Традиционно в административном праве выделяют две функции: охранительную и регулятивную.
Обе эти функции
присущи практически любой
В рамках административного
права сформированы целые
Охранительная функция
административного права
Предметом отрасли административного права являются общественные отношения, урегулированные нормами права и возникающие в сфере государственного управления. Методом отрасли выступает императивный метод правового регулирования.
Структура административного
права как один из
Административное право, являясь самой обширной и многообразной по сферам регулируемых отношений отраслью, может быть представлено также как совокупность множества законченных административно-правовых режимов (под которыми целесообразно понимать группы норм административного права, обуславливающих комплексное регулирование определенной группы отношений), установленных в отношении конкретной группы регулируемых отношений. Административно-правовые режимы легко группируются по сферам регулирования и в состоянии дать довольно четкое представление о структуре отрасли, поскольку не "страдают", как институты, межотраслевым характером и более или менее вычленимы на уровне источников административного права. В этой связи легко выделить социально-экономические и административно-политические режимы; режимы нормального функционирования и чрезвычайные, режимы материальные и процессуальные и т.д.
В современной науке
административного права
Б.М. Лазаревым дано было следующее определение: административное право может быть определено как отрасль права, нормы которой регулируют отношения в сфере государственного управления, т.е. те отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами: государства исполнительной и распорядительной деятельности", административное право и сейчас определяется как "самостоятельная публичная правовая отрасль, которая упорядочивает общественные отношения, связанные с государственной административной деятельностью".
Профессор Ю.М. Козлов
писал, что "административное право
- отрасль российской правовой
системы, представляющая собой
Отступая от традиции
определения отрасли через ее
предмет, профессор Ю.А. Тихомиров
определяет административное
Я же попытаюсь определить административное право через совокупность хотя бы части тех признаков, о которых я говорила, раскрывая сущность административного права.
Итак, административное право - это отрасль публичного права, представляющая собой совокупность императивных норм права, призванных урегулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации государством в лице своих исполнительных и иных органов функции государственного управления процессами и явлениями общественной жизни с целью их приведения в соответствие с публичными интересами.
Такое определение
позволяет не только раскрыть
предмет и метод отрасли, но
также проследить ее видовую
принадлежность к отраслям
В системе отраслей
российского права
Прочие отрасли российского
права принято считать