Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В рамках административного права сформированы целые блоки режимов, призванных регулировать ту или иную область человеческих отношений.

Содержание работы

I. Введение
II. Административное право как отрасль системы права РФ, понятие, предмет и метод правового регулирования.
III. Взаимодействие административного права с другими отраслями права
IV. Заключение
V. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

административка- конторльная.docx

— 33.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОМСК-2015

 

План:

 

    1. Введение
    2. Административное право  как отрасль системы  права РФ, понятие, предмет и метод правового регулирования.
    3. Взаимодействие административного права с другими отраслями права
    4. Заключение
    5. Список использованной литературы

 

 

 

 

    1. Введение

 

Административное право представляет собой сложную самостоятельную отрасль права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Будучи неотъемлемой частью системы российского права, административное право тесно связано с другими отраслями российского права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

 

 

 

    1. Административное право  как отрасль системы  права РФ, понятие, предмет и метод правового регулирования.

 

 

Административное право в российской правовой доктрине традиционно рассматривается в двух основных ипостасях: как отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих более или менее однородные отношения с помощью специфического метода правового регулирования, а также как наука в системе правовых наук, занимающаяся изучением указанной совокупности норм отрасли административного права.

 Административное право - это одна из центральных отраслей современной системы права любого государства. Хотя история возникновения и становления правовых систем различных государств отдает историческое первенство таким отраслям права, как гражданское и уголовное, можно с уверенностью утверждать, что административное право в его современном понимании - это центральная отрасль материального права, наряду с гражданским, уголовным и конституционным. Не будет слишком большим преувеличением, если сказать, что все отрасли в современной системе права, так или иначе находятся в группе, либо гражданско-правовых, либо административно-правовых отраслей (исключая, разумеется, блок уголовно-правовых отраслей и конституционное право).

 Для того чтобы дать  понятие отрасли административного  права, необходимо первоначально  определить сущность отрасли, то  есть попытаться остановиться  на характерных чертах данной  совокупности норм права, определяющих  ее своеобразие в массиве правовых  отраслей.

 Сущность отрасли может  быть определена через совокупность  ее целей, задач, функций, механизма  правового регулирования, принципов. Только они в состоянии отразить  индивидуальность отрасли права, придать ей самостоятельность  и научную основу. Но, прежде всего, отрасль права должна быть  отнесена к какой-либо видовой  категории, определяющей ее принадлежность  к группе однородных отраслей.

 Административное право - это право публичное. Это обстоятельство  определяет цель, стоящую перед  исследуемой отраслью права: административное  право призвано обеспечивать  публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными  процессами. Публичность отрасли  абсолютна.

Если кто-то попытается сказать, что административное право помимо защиты публичных интересов также призвано охранять частный интерес от произвола власти в процессе государственного управления, то ему можно возразить, что публичный интерес в демократическом государстве определен конституционными принципами, среди которых есть и принцип уважения прав и свобод личности, их первичности по отношению к государству в целом. Так, ст. 2 Конституции РФ предусматривает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 Разделяя публичность с такими отраслями российского права, как, например, уголовное и конституционное право, административное право выполняет следующие задачи: обеспечение поступательного развития экономики, оптимального уровня социального обеспечения, процветания культурной сферы жизнедеятельности общества, организация внутренних дел (включая охрану правопорядка, обеспечение безопасности населения, охрану прав и свобод граждан), обеспечение обороны государства и государственной безопасности, налаживание международного сотрудничества в различных областях, обеспечение надлежащего функционирования юстиции.

 Для этого в рамках  отрасли средствами правового  регулирования: определяется статус органов государственного управления, устанавливается порядок их деятельности, конкретизируется статус; определяются основы статуса лиц, находящихся на службе государства в самом широком смысле этого слова; устанавливается правовой статус различных субъектов, на которых направлено управленческое воздействие (физических лиц и их объединений); определяются основы государственной политики в той или иной области общественной жизни, детализируется процедура реализации государственной политики, происходит формирование управленческих подходов к решению различных социальных проблем; осуществляется выбор способов и форм государственного управления в отношении тех или иных управляемых явлений или процессов и т.д. устанавливается ответственность за нарушение норм административного права; определяются основы управленческих процедур и юрисдикционных процессов и т.д.

Традиционно в административном праве выделяют две функции: охранительную и регулятивную.

 Обе эти функции  присущи практически любой отрасли  права, особенно публичной. Применительно  к административному праву регулятивная  функция заключается в установлении  взаимных прав и обязанностей  субъектов властных отношений, регулируемых  нормами административного права, а также во введении порядка  осуществления тех или иных  управленческих мероприятий.

 В рамках административного  права сформированы целые блоки  режимов, призванных регулировать  ту или иную область человеческих  отношений. Например, силами административного  права осуществляется регулирование  социальной защиты населения, в  том числе сформированы режимы  социального, пенсионного, обязательного  медицинского страхования, а также  осуществляется социальное обеспечение  инвалидов, ветеранов, сирот, безработных, других слабо защищенных категорий  населения страны. В рамках административного  права создана система обороны, мобилизационной подготовки, охраны  Государственной границы. Можно  сказать, что легче перечислить  те сферы деятельности, где административное  право не проявляет своей регулятивной  функции.

 Охранительная функция  административного права проявляется, прежде всего, в сформированном  в рамках отрасли обширном  институте административно-правовой  ответственности. Этот институт  является межотраслевым. Его нормами  пользуются практически все отрасли  современного российского права, за исключением отраслей гражданского  и уголовного права, имеющих собственные  виды ответственности. Кроме того, административное право обогатило  российскую правовую систему  институтом государственного контроля (надзора), также существующим с  благой целью предотвращения, выявления, пресечения нарушений предписаний норм административного права, а также смежных с ним отраслей. Помимо этого разрешительные административно-правовые режимы обусловливают регулирование отношений по производству и обороту отдельных видов товаров, осуществлением отдельных видов деятельности, результаты которых могут быть негативными для отдельных людей или их групп, также в охранительных целях.

Предметом отрасли административного права являются общественные отношения, урегулированные нормами права и возникающие в сфере государственного управления. Методом отрасли выступает императивный метод правового регулирования.

 Структура административного  права как один из существенных  параметров, отражающих его сущность, может быть описана традиционно - как совокупность составляющих  административное право норм, объединенных  в институты, подотрасли и части административного права.

Административное право, являясь самой обширной и многообразной по сферам регулируемых отношений отраслью, может быть представлено также как совокупность множества законченных административно-правовых режимов (под которыми целесообразно понимать группы норм административного права, обуславливающих комплексное регулирование определенной группы отношений), установленных в отношении конкретной группы регулируемых отношений. Административно-правовые режимы легко группируются по сферам регулирования и в состоянии дать довольно четкое представление о структуре отрасли, поскольку не "страдают", как институты, межотраслевым характером и более или менее вычленимы на уровне источников административного права. В этой связи легко выделить социально-экономические и административно-политические режимы; режимы нормального функционирования и чрезвычайные, режимы материальные и процессуальные и т.д.

 В современной науке  административного права существует  масса определений отрасли административного  права. Большинство из них позаимствовано  из прошлого и не отличаются  особой оригинальностью, поскольку  традиционно отсылают нас к  предмету правового регулирования. Так, начиная с профессора И.Т. Тарасова, определявшего административное  право как совокупность "правил  и норм, определяющих организацию, власть и деятельность администрации  в данном государстве, в данную эпоху".

Б.М. Лазаревым дано было следующее определение: административное право может быть определено как отрасль права, нормы которой регулируют отношения в сфере государственного управления, т.е. те отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами: государства исполнительной и распорядительной деятельности", административное право и сейчас определяется как "самостоятельная публичная правовая отрасль, которая упорядочивает общественные отношения, связанные с государственной административной деятельностью".

 Профессор Ю.М. Козлов  писал, что "административное право - отрасль российской правовой  системы, представляющая собой совокупность  правовых норм, предназначенных  для регулирования общественных  отношений, возникающих в связи  и по поводу практической реализации  исполнительной власти.

 Отступая от традиции  определения отрасли через ее  предмет, профессор Ю.А. Тихомиров  определяет административное право  как "отрасль российского права  есть система правовых норм, издаваемых  органами исполнительной власти  и другими органами для организации  и функционирования государственного  управления, регулирования функционально-юридических  режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан".

Я же попытаюсь определить административное право через совокупность хотя бы части тех признаков, о которых я говорила, раскрывая сущность административного права.

Итак, административное право - это отрасль публичного права, представляющая собой совокупность императивных норм права, призванных урегулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации государством в лице своих исполнительных и иных органов функции государственного управления процессами и явлениями общественной жизни с целью их приведения в соответствие с публичными интересами.

 Такое определение  позволяет не только раскрыть  предмет и метод отрасли, но  также проследить ее видовую  принадлежность к отраслям публичного  права и целевую направленность  на обеспеченность общественных  интересов.

 В системе отраслей  российского права административное  право прочно занимает одно  из центральных мест. Регулируемые  нормами данной отрасли права  отношения столь многообразны, а  правовое регулирование их столь  специфично, что административное  право невозможно отождествить  ни с одной из совокупностей  особенностей правового регулирования, свойственной различным отраслям  системы российского права. Как  уже отмечалось, достаточно самостоятельных  и самодостаточных отраслей в  российском праве не так много. К ним мы относим имеющие  собственные предмет и метод  правового регулирования гражданское, уголовное, конституционное и трудовое  право. К перечню указанных отраслей  может быть добавлено и административное  право, характеризующееся своеобразными  чертами правового регулирования.

 Прочие отрасли российского  права принято считать комплексными, т.е. совмещающими в себе не  только принципы и способы  правого регулирования различных  ведущих отраслей права, но и  включающих в состав своих  источников различные нормативно-правовые  акты, закрепляющие нормы отраслей  гражданского, административного, уголовного, конституционного и трудового  права.

Информация о работе Административное право