Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:20, лекция

Описание работы

«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях».[6] Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.[7]

Файлы: 1 файл

Админ 7 сем.docx

— 79.08 Кб (Скачать файл)

Согласно ст.23 ФЗ «Об общественных объединениях» в государственной  регистрации общественного объединения  может быть отказано по следующим  основаниям:

1.если устав общественного  объединения противоречит Конституции  Российской Федерации и законодательству  Российской Федерации;

2.если необходимые для  государственной регистрации документы,  предусмотренные настоящим Федеральным  законом, представлены не полностью,  либо оформлены в ненадлежащем  порядке, либо представлены в  ненадлежащий орган;

.если выступившее в  качестве учредителя общественного  объединения лицо не может  быть учредителем в соответствии  с ограничениями ФЗ «Об общественных  объединениях»;

.если ранее зарегистрированное  общественное объединение с тем  же наименованием осуществляет  свою деятельность в пределах  той же территории;

.если установлено, что  в представленных учредительных  документах общественного объединения  содержится недостоверная информация;

.если наименование общественного  объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства  граждан.

 

.3 Государственный контроль  и надзор за деятельностью  общественных объединений

 

В соответствии со статьей 38 ФЗ «Об общественных объединениях»  надзор за соблюдением законов общественными  объединениями осуществляет прокуратура  Российской Федерации. Орган, принимающий  решения о государственной регистрации  общественных объединений, реализует  контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

1.запрашивать у руководящих  органов общественных объединений  их распорядительные документы;

2.направлять своих представителей  для участия в проводимых общественными  объединениями мероприятиях;

.не чаще одного раза  в год проводить проверки соответствия  деятельности общественных объединений,  в том числе по расходованию  денежных средств и использованию  иного имущества, их уставным  целям в порядке, определяемом  федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции  по нормативно-правовому регулированию  в сфере юстиции;

.запрашивать и получать  информацию о финансово-хозяйственной  деятельности общественных объединений  у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной  власти, уполномоченного по контролю  и надзору в области налогов  и сборов, и иных органов государственного  надзора и контроля, а также  у кредитных и иных финансовых  организаций;

.в случае выявления  нарушения общественными объединениями  Конституции Российской Федерации  и законодательства Российской  Федерации или совершения ими  действий, противоречащих их уставным  целям, органом, принимающим решения  о государственной регистрации  общественных объединений, может  быть вынесено руководящим органам  данных объединений письменное  предупреждение с указанием конкретных  оснований вынесения предупреждения  и срока устранения указанного  нарушения, который составляет  не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области  налогов и сборов, федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями  денежных средств и использования  иного имущества уставным целям  и сообщают о результатах в  орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

3) Понятие и виды предприятий, учреждений 

 

 

   Предприятия и учреждения  — разновидности организаций,  осуществляющих, в отличие от  органов исполнительной власти, не руководство, а экономические,  социально-культурные и иные функции  в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически властными полномочиями и не являются субъектами управления.

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация.* Она занимается производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

________________________

* Коммерческой признается  организация, преследующая извлечение  прибыли в      качестве основной цели своей деятельности. 

 

Учреждение — некоммерческая организация,** выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.). Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, в научно-исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и другие заводы, различные производственные подразделения).

___________________

* Некоммерческой признается  организация, не имеющая извлечение  прибыли в  качестве активной цели своей деятельности и не распределяющая полученную    прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ)

 
 

 

В Гражданском кодексе  Российской Федерации обозначены «государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организационно-правовых форм юридических лиц — субъектов гражданского права.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут  создаваться также в таких  организационно-правовых формах как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. В отличие от унитарных, они относятся к корпоративным организациям (см. главу 4 ГК РФ). С точки зрения ГК эти организации не являются предприятиями, хотя реально в соответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подобные организации сферы производства и обращения.

Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно  не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество с вытекающими из этого определенными законом последствиями. Имущество же иных коммерческих организаций принадлежит им на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом.

Унитарные предприятия могут  учреждать в качестве юридических лиц дочерние предприятия.

В ГК РФ предприятие рассматривается  также как определенный имущественный  комплекс, используемый для осуществления  предпринимательской деятельности (ст. 132) — объект гражданского права.

Следовательно, понятие предприятия  по ГК РФ является сугубо специальным, основанным на особенностях гражданско-правового  режима имущества, закрепленного за ним собственником, и на признании предприятием определенного имущественного комплекса.

Однако коммерческие организации  являются субъектами и объектами других отраслей права (административного, финансового, трудового и др.). Поэтому в правовых актах термин «предприятие» часто употребляется в качестве родового понятия, охватывающего все виды коммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм как юридических лиц.* Но уже имеются акты, в которых отражена дифференциация организаций, данная в ГК РФ.

______________________

*Термин «предприятие»  относится также ко всем коммерческим  организациям, если иное не вытекает из текста. 

 

Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они подразделяются в зависимости от:

а) видов собственности — на частные, государственные и муниципальные. Государственные предприятия могут быть федеральными и субъектов Российской Федерации; муниципальные — районного, городского, поселкового и сельского значения;

б) от организационно-правовых форм коммерческих организаций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества; государственные и муниципальные предприятия; производственные кооперативы.

При этом унитарными могут  быть только государственные и муниципальные  предприятия. Они в зависимости от объема и характера полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом подразделяются на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, являющиеся федеральными казенными предприятиями..

Многообразны виды предприятий, определяемые их отраслевой производственно-технологической  специализацией. Различают:

промышленные  предприятия — заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.

сельскохозяйственные  предприятия — кооперативы, совхозы, акционерные общества и др;

строительные  предприятия — строительные управления, кооперативы, мостостроительные поезда и др;

транспортные  предприятия — железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо и другие предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты и другие предприятия водного транспорта; объединения, аэропорты и другие предприятия гражданской авиации; автопредприятия, автокомбинаты автомобильного транспорта; территориальные управления трубопроводного транспорта и т.д.;

предприятия связи  — узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.;

торговли — универмаги, гастрономы, различные специализированные магазины;

жилищно-коммунальные предприятия — жилищно-эксплуатационные конторы, ремонтно-эксплуатационные управления, теплоемкости, энергосети и др.

В зависимости от организационно-правового  статуса можно различать предприятия, входящие и не входящие в систему органов управления, других образований.

По общему правилу, предприятия  не входят в систему каких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев  их единых организационных систем.

Исключения составляют предприятия  отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе. Например, предприятия железнодорожного транспорта основной деятельности находятся в иерархическом подчинении органов системы Министерства путей сообщения, осуществляющих по определенным вопросам оперативное руководство этими предприятиями.

Принудительное включение  предприятий, не подпадающих под  установленные исключения, в какие-либо организационные системы, противоречит закону.

ГК РФ разрешает коммерческим организациям по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций в Целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

В зависимости от принципа, положенного в основу организации  управления предприятием, можно различать  предприятия, управляемые непосредственно собственником и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками. Например, согласно п. «г» ст. 114 Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью. В свою очередь Правительство Российской федерации своим постановлением от 10 февраля 1994 года «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности»* делегировало ряд указанных полномочий Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и органам, осуществляющим координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления.

________________________

* 1   Собрание актов Президента и Правительства Российской Aедерации. 1994. № 8. Ст 593. 

 

Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, рассредоточены по правовым актам, регулирующим отношения в отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-политической деятельности — здравоохранения, образования, культуры, иностранных дел и т.д. Например, в Законе Российской федерации от 10 июля 1995 года «Об образовании»,* Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года,*** Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года ****и др.

Учреждения   могут  быть   частными,   государственными, муниципальными. Они, как правило, специализируются на выполнении определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования и т.д.).

____________________

*   Российская газета. 1996. 23 января.

**   Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1993. № 33. Ст. 1318.

Информация о работе Административное право