9. Административные
правонарушения в области связи
и информации. Это, например, самовольное
проектирование, строительство, изготовление,
установка или эксплуатация радиоэлектронных
средств или высокочастотных
устройств; изготовление в целях
сбыта либо сбыт заведомо поддельных
государственных знаков почтовой
оплаты; незаконная деятельность в
области защиты информации; разглашение
информации с ограниченным доступом.
10. Административные
правонарушения в области предпринимательской
деятельности. Они включают: осуществление
предпринимательской деятельности
без государственной регистрации
или без специального разрешения
(лицензии); нарушение установленного
порядка сбора, хранения, защиты
и обработки сведений, составляющих
кредитную историю.
11. Административные
правонарушения в области финансов,
налогов и сборов, рынка ценных
бумаг. К ним, в частности, относятся:
нарушение срока постановки на
учет в налоговом органе; нарушение
сроков представления налоговой
декларации; непредставление сведений,
необходимых для осуществления
налогового контроля; незаконные
сделки с ценными бумагами; неисполнение
банком решения о приостановлении
операций по счетам налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового
агента; выпуск или продажа подлежащих
маркировке товаров и продукции
без маркировки; грубое нарушение
правил ведения бухгалтерского
учета и представления бухгалтерской
отчетности.
12. Административные
правонарушения в области таможенного
дела (нарушения таможенных правил).
К ним, в частности, относятся: незаконное
перемещение товаров и транспортных
средств через таможенную границу
РФ; недекларирование либо недостоверное
декларирование товаров и транспортных
средств; нарушение режима зоны
таможенного контроля; несоблюдение
правил перемещения транспортных
средств через таможенную границу
РФ; непринятие мер по таможенному
оформлению или по выпуску
находящихся на временном хранении
товаров и транспортных средств;
нарушение сроков уплаты налогов
и сборов, подлежащих уплате в
связи с перемещением товаров
через таможенную границу РФ.
13. Административные
правонарушения, посягающие на институты
государственной власти. Это невыполнение
законных требований члена Совета
Федерации или депутата Государственной
Думы; воспрепятствование деятельности
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации; неисполнение распоряжения
судьи или судебного пристава; непринятие
мер по частному определению суда или
представлению судьи; невыполнение законных
требований прокурора, следователя, дознавателя
или должностного лица, осуществляющего
производство по делу об административном
правонарушении; заведомо ложные показания
свидетеля, пояснение специалиста, заключение
эксперта или заведомо неправильный перевод;
незаконные действия по отношению к государственным
символам Российской Федерации; незаконное
ношение государственных наград; незаконное
ношение форменной одежды со знаками различия,
символикой государственных военизированных
организаций, правоохранительных или
контролирующих органов и т.д.
14. Административные
правонарушения в области защиты
Государственной границы РФ и
обеспечения режима пребывания
иностранных граждан и лиц
без гражданства на территории
Российской Федерации. К ним относятся:
нарушение режима Государственной
границы РФ; нарушение пограничного
режима в пограничной зоне; нарушение
режима в пунктах пропуска
через Государственную границу
РФ; неповиновение законному распоряжению
или требованию военнослужащего
в связи с исполнением им
обязанностей по охране Государственной
границы РФ; нарушение иностранным
гражданином или лицом без
гражданства режима пребывания
в Российской Федерации; нарушение
должностным лицом организации,
принимающей в Российской Федерации
иностранного гражданина или
лицо без гражданства, либо гражданином
РФ правил пребывания иностранных
граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации; нарушение
правил привлечения и использования
в Российской Федерации иностранной
рабочей силы; осуществление иностранным
гражданином трудовой деятельности
в РФ без разрешения на работу;
нарушение иммиграционных правил;
нарушение беженцем или вынужденным
переселенцем правил проживания; незаконная
деятельность по трудоустройству граждан
РФ за границей; незаконный провоз лиц
через Государственную границу РФ.
15. Административные
правонарушения против порядка
управления. Они включают: самоуправство;
неповиновение законному распоряжению
сотрудника милиции, военнослужащего
либо сотрудника органов уголовно-исполнительной
системы; неповиновение законному
распоряжению должностного лица
органа, осуществляющего государственный
надзор (контроль); невыполнение в
срок законного предписания (постановления,
представления) органа (должностного
лица), осуществляющего государственный
надзор (контроль); непринятие мер
по устранению причин и условий,
способствовавших совершению административного
правонарушения; невыполнение лицом,
освобожденным из мест отбывания
лишения свободы, обязанностей, установленных
в отношении него судом; заведомо
ложный вызов специализированных
служб; проживание гражданина РФ
без удостоверения личности гражданина
(паспорта) или без регистрации; умышленная
порча удостоверения личности
гражданина (паспорта) либо утрата
его по небрежности; незаконное
изъятие удостоверения личности
гражданина (паспорта) или принятие
его в залог; нарушение обязательных
требований государственных стандартов,
правил обязательной сертификации,
нарушение требований нормативных
актов по обеспечению единства
измерений; несоблюдение порядка
государственной регистрации прав
на недвижимое имущество или
сделок с ним; подделка документов,
штампов, печатей или бланков, их
использование, передача либо сбыт.
16. Административные
правонарушения, посягающие на общественный
порядок и общественную безопасность.
Это мелкое хулиганство; нарушение
установленного порядка организации
либо проведения собрания, митинга,
демонстрации, шествия или пикетирования;
демонстрирование фашистской атрибутики
или символики; нарушение требований
пожарной безопасности; нарушение требований
режима чрезвычайного положения; невыполнение
требований норм и правил по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение
правил производства, продажи, коллекционирования,
экспонирования, учета, хранения, ношения
или уничтожения оружия и патронов к нему;
нарушение сроков регистрации (перерегистрации)
оружия или сроков постановки его на учет;
стрельба из оружия в неотведенных для
этого местах; незаконная частная детективная
или охранная деятельность; нарушение
пропускного режима охраняемого объекта;
блокирование транспортных коммуникаций;
распитие алкогольной и спиртосодержащей
продукции либо потребление наркотических
средств или психотропных веществ в общественных
местах; появление в общественных местах
в состоянии опьянения.
17. Административные
правонарушения в области воинского
учета. К ним относятся: непредставление
в военный комиссариат или
в иной орган, осуществляющий
воинский учет, списков граждан,
подлежащих первоначальной постановке
на воинский учет; неоповещение
граждан о вызове их по повестке
военного комиссариата или иного
органа, осуществляющего воинский
учет; несообщение сведений о
гражданах, состоящих или обязанных
состоять на воинском учете; неисполнение
гражданами обязанностей по воинскому
учету; уклонение от медицинского
обследования; умышленные порча
или утрата документов воинского
учета.
Приведенная классификация видов административных
правонарушений позволяет органам исполнительной
власти, должностным лицам и гражданам
четко и предметно ориентироваться во
всем многообразии правовых запретов
и обязанностей в сфере реализации исполнительной
власти, нарушение или неисполнение которых
влечет административную ответственность.
На этой основе обеспечивается дальнейшее
улучшение работы по охране правопорядка,
усиление борьбы с административными
правонарушениями и укрепление законности
в стране.
3. Законодательство
РФ об административных правонарушениях
Законодательство об административных
правонарушениях состоит из Кодекса об
административных правонарушениях и принимаемых
в соответствии с ним законов субъектов
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
КоАП основывается на Конституции Российской
Федерации, общепризнанных принципах
и нормах международного права и международных
договорах Российской Федерации. Если
международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные
законодательством об административных
правонарушениях, то применяются правила
международного договора.
Соответствие законов субъектов Федерации
КоАП означает возможность их принятия
в специально предусмотренных Кодексом
случаях, указанные законы не должны противоречить
КоАП. В отличие от ч. 2 ст. 76 Конституции
РФ, предусматривающей принятие законов
и иных нормативных правовых актов, издаваемых
субъектами РФ по предметам совместного
ведения во исполнение соответствующего
федерального закона, КоАП исключает возможность
принятия субъектами Федерации подзаконных
актов.
Под «законодательством» в условиях
действия КоАП 1984 г. и советской правовой
системы в целом понимались не только
законы, но и подзаконные акты, в частности
указы, издаваемые постоянно действующими
исполнительно-распорядительными органами
соответствующего Верховного Совета,
а также постановления, принимаемые Советами
Министров Союза ССР и союзных республик.
Данные нормативные акты учитывались
в процессе кодификационной работы и подлежали
включению в Собрания действующего законодательства
Союза ССР, союзных республик.
Ныне действующая Конституция РФ не исключает
возможности издания подзаконных актов
– постановлений Правительства РФ и указов
Президента РФ, принятых во исполнение
КоАП. Подзаконные акты будут относиться
к правоустанавливающим нормативным правовым
актам только в тех случаях, когда они
содержат общеобязательные нормы и правила,
ответственность за нарушение которых
предусмотрена КоАП.
Законодательство Российской Федерации
об административных правонарушениях
состоит из КоАП и принимаемых в соответствии
с ним законов субъектов РФ об административных
правонарушениях. Таким образом, составляющей
данной отрасли законодательства всегда
является нормативный правовой акт. Согласно
п. 2 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении
дел по заявлениям прокуроров о признании
правовых актов противоречащими закону»
(в ред. Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 25 мая 2000 г. N 19) под нормативным
правовым актом понимается изданный в
установленном порядке акт управомоченного
на то органа государственной власти,
органа местного самоуправления или должностного
лица, устанавливающий правовые нормы
(правила поведения), обязательные для
неопределенного круга лиц, рассчитанные
на неоднократное применение, действующие
независимо от того, возникли или прекратились
конкретные правоотношения, предусмотренные
актом.
От нормативного правового акта административного
законодательства РФ следует отличать
ненормативные правовые акты (правовые
акты индивидуального применения), принимаемые
(выносимые) органом административной
юрисдикции, должностным лицом, в частности
постановления по делу об административном
правонарушении (см. комментарий к ст.
29.10). Согласно п. 2 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5
под правовым актом индивидуального применения
понимается акт, устанавливающий, изменяющий
или отменяющий права и обязанности конкретных
лиц.
Законы субъектов РФ об административных
правонарушениях, принимаемые в соответствии
с КоАП, не должны ему противоречить. Наличие
противоречия может быть установлено
при принятии субъектами Федерации законов
об административных правонарушениях
по полномочиям, отнесенным к предметам
ведения Российской Федерации. Разрешение
коллизий о соответствии законов субъектов
Федерации об административных правонарушениях
КоАП отнесено к ведению Конституционного
Суда РФ: указанные законы субъектов Федерации
должны соответствовать КоАП согласно
ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ. Таким образом,
во всяком случае установления противоречия
закона субъекта Федерации КоАП оспаривается
конституционность закона субъекта Федерации,
т.е. его соответствие Конституции РФ.
Законы субъектов РФ об административных
правонарушениях или их отдельные положения,
признанные неконституционными в соответствии
с постановлением Конституционного Суда
РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции
РФ).
Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ являются составной частью правовой
системы РФ, здесь же предусмотрено и верховенство
международного договора Российской Федерации
в сравнении с федеральными законами,
а следовательно и КоАП, и законами субъектов
РФ. В данном случае имеются в виду международные
договоры Российской Федерации, ратифицированные
Государственной Думой в форме федеральных
законов и одобренные Советом Федерации;
указанные федеральные законы согласно
ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному
рассмотрению в Совете Федерации. КоАП,
наряду с другими федеральными законами
и подзаконными актами, а также законы
субъектов РФ должны соответствовать
указанным в Конституции РФ предписаниям
и не могут им противоречить. При оспаривании
факта такого соответствия коллизия подлежит
разрешению Конституционным Судом РФ
(п. «а», «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных
договорах Российской Федерации» под
международным договором РФ понимается
международное соглашение, заключенное
РФ с иностранным государством (или государствами)
либо с международной организацией в письменной
форме и регулируемое международным правом,
независимо от того, содержится ли такое
соглашение в одном документе или в нескольких
связанных между собой документах, а также
независимо от его конкретного наименования.