Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я последовательно рассмотрю понятие и содержание правонарушения, начав с определения и признаков, а также понятие и особенности административной ответственности. Для данной цели поставлены следующие задачи:

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Административное правонарушение:
1.1. Сущность и признаки административного правонарушения……...5
1.2. Понятие и юридический состав административного правонарушения................................................................................10
1.3. Виды административных правонарушений………………………...16
Глава II. Административная ответственность:
2.1. Понятие и основные черты административной ответственности….22
2.2. Освобождение от административной ответственности………........25
2.3. Административная ответственность юридических лиц………...….27
Глава III. Административное наказание:
3.1. Понятие и цели административного наказания………………….....30
3.2. Виды административных наказаний………………………………...32
3.3. Назначение административного наказания……………...................40
Заключение………………………………………………………………….44
Библиографический список………………………………………………..45
Приложение…………………………………………………………….......47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.07 Кб (Скачать файл)

Важный признак административного  правонарушения - его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением  только в том случае, если за его  совершение законодательством предусмотрена  административная ответственность.

Статьей 4.6 КоАП установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания  исполнения постановления о назначении административного наказания и  аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без особого решения или  санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока  считается не подвергнутым административному  наказанию.

Повторное совершение административного  правонарушения в состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более  сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций  и даже административного ареста.

 

1.2. Понятие и юридический состав административного правонарушения

Признаки административного  правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный  юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности  правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав - явления  не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение. С помощью признаков административного  правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

В теории административного  права под составом административного  правонарушения понимается единство установленных  Кодексом об административных правонарушениях  объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно  опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), самоуправство). К объективным элементам состава  относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная  сторона административного проступка - внешние признаки, характеризующие  противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную  связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

К субъективным элементам  состава относятся признаки, характеризующие  субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности  административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое  лицо), вина в форме умысла или  неосторожности, мотив и цель правонарушения.

Таким образом, состав административного  правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного  правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области  исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы  граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

Каждый конкретный проступок  имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство  граждан - при мелком хулиганстве).

Объективная сторона состава  характеризует правонарушение как  антиобщественный акт внешнего поведения  нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и  наступившем результате.

Анализируя объективную  сторону состава административного  правонарушения, правоприменителю необходимо учитывать значительное многообразие проявлений объективной стороны  конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство  может выражаться в: оскорбительном приставании к гражданам; нецензурной  брани, сопровождаемой скандалом и  угрозой; оскорблении граждан словами  и жестами.

Содержание объективной  стороны характеризуют такие  квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность  противоправного посягательства, длящееся правонарушение.

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение  года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание.

Неоднократностью административного  проступка признается совершение более  двух однородных правонарушений, предусмотренных  конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Признак злостности характеризует  упорство, четко выраженное нежелание  правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям. Данное обстоятельство в Кодексе отнесено к отягчающим административную ответственность.

Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение  года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. В качестве примера можно назвать систематическое  нарушение водителями Правил дорожного  движения. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию в пределах, установленных конкретной статьей  Кодекса об административных правонарушениях.

Под продолжаемым административным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности. Например, Кодекс предусматривает ответственность  за нарушение порядка объявления выходных данных тех или иных изданий. Здесь имеется в виду выпуск (изготовление), а равно распространение продукции  средств массовой информации без  указания установленных выходных данных, с неполными или заведомо ложными  выходными данными. Неоднократное  совершение таких правонарушений и  следует рассматривать как продолжаемое.

Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия. Например, это хранение и ношение охотничьего  огнестрельного ружья без соответствующего разрешения органов внутренних дел  или с разрешением, срок действия которого истек.

Анализ объективной стороны  административного правонарушения предполагает выявление причинной  связи между конкретным противоправным деянием и наступившими в результате него последствиями. Установить необходимую  причинную связь (причинно-следственную зависимость) между противоправным действием (или бездействием) и наступившим  результатом - значит проанализировать, каковы физические и общественные свойства наступившего результата; выявить все обстоятельства данного дела, условия, повлекшие наступление результата.

Субъектами административного  правонарушения являются физические и  юридические лица.

Общим субъектом административного  правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России.

Специальным субъектом административного  проступка выступают должностные  лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей  страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и  лица без гражданства.

Особым субъектом административного  правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов  внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые  за административные проступки несут  ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным  актам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения и других они несут административную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой общей нормы (ст. 2.5 КоАП) состоит в том, что к указанным лицам не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона  административного правонарушения представляет собой вину и может  выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина - это психическое отношение  правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному  действию или бездействию и наступившему результату (о понятии вины юридического лица см. выше).

Действуя с умыслом, правонарушитель  сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит  возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично - косвенный умысел.

Каждая форма вины имеет  важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных наказаний  и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, умышленное уничтожение  или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму.

При этом умышленная вина может  служить основанием для применения к правонарушителю более строгого наказания.

Содержание умышленной вины определяется характером административного  правонарушения, состав которого может  быть формальным или материальным. Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления  в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения  того или иного правила, например нарушение санитарно-гигиенических  и санитарно-противоэпидемических правил и норм.

Материальный состав административного  правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия  обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или  материального ущерба). В связи  с этим умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем  не только общественной опасности и  противоправности содеянного, но и  возможности наступления вредных  последствий его действия либо бездействия.

Административный проступок  может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в  двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в  том, что лицо предвидит возможность  наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая  на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при  сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.

Небрежность состоит в  непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах  лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где  автоинспектор обнаружил серьезные  технические дефекты.

Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным по сравнению с  правонарушением, совершенным умышленно. Так, ряд статей Кодекса об административных правонарушениях допускает обе  формы вины, и, естественно, совершение правонарушения по неосторожности может  служить основанием для назначения менее строгого наказания в пределах, установленных санкцией конкретной правовой нормы. Субъективную сторону  наряду с умыслом и неосторожностью  могут характеризовать мотив  и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи Кодекса  об административных правонарушениях  и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания  того или иного действия или бездействия  административным правонарушением.

 

1.3. Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений представляет собой  научную основу для кодификации  законодательства об административной ответственности, повышения эффективности  правоприменительной практики органов  исполнительной власти и их должностных  лиц. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Поэтому применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений.

Информация о работе Административное правонарушение