Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа
Актуальность данной темы, ее важность в современной жизни безусловно не вызывает сомнений. Наша жизнь целиком и полностью связана с деятельностью милиции, особенно с милицией общественной безопасности (далее МОБ) которая призвана защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В связи с этим любому гражданину необходимо знать административно правовые основы деятельности МОБ. Эти знания помогут нам в будущем, во время службы.
Цель дипломной работы – комплексное структурно-логическое исследование основных направлений организации деятельности милиции общественной безопасности.
Введение......................................................................................................................... 3
Ι. Правовое положение милиции общественной безопасности
1.1 Правовой статус милиции общественной безопасности......................................6
1.2 Нормативные правовые акты о милиции общественной безопасности............10
ΙΙ. Структура милиции общественной безопасности
2.1 Организация деятельности милиции общественной безопасности................... 22
2.2 Подразделения, входящие в милицию общественной безопасности.................30
III. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности
3.1 Функции и формы административной деятельности милиции........................ 37
3.2 Методы административной деятельности милиции. Убеждение и принуждение.................................................................................................................43
3.3 Меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения, применяемые милицией......................................................................46
3.4 Административные взыскания, налагаемые работниками милиции...............49
Заключение..................................................................................................................51
Список использованной литературы........................................................................54
55
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Ι. Правовое положение милиции общественной безопасности
1.1 Правовой статус милиции общественной безопасности..................
1.2 Нормативные правовые акты о милиции общественной безопасности............10
ΙΙ. Структура милиции общественной безопасности
2.1 Организация деятельности милиции общественной безопасности..................
2.2 Подразделения, входящие в милицию общественной безопасности.................3
III. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности
3.1 Функции и формы административной деятельности милиции.......................
3.2 Методы административной деятельности милиции. Убеждение и принуждение...................
3.3 Меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения, применяемые милицией......................
3.4 Административные взыскания, налагаемые работниками милиции...............49
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путём на базе согласия всех основных слоёв общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). [1]
Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав и эта обязанность возлагается на правоохранительные органы в том числе на милицию общественной безопасности.
Актуальность данной темы, ее важность в современной жизни безусловно не вызывает сомнений. Наша жизнь целиком и полностью связана с деятельностью милиции, особенно с милицией общественной безопасности (далее МОБ) которая призвана защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В связи с этим любому гражданину необходимо знать административно правовые основы деятельности МОБ. Эти знания помогут нам в будущем, во время службы.
Свою дипломную работу я разбил на три основные части (главы). Первая – посвящена правовому положению МОБ. Первая глава структурно состоит из 2-х частей (параграфов). 1-й параграф посвящен правовому статусу МОБ, 2-й нормативным правовым актам о МОБ. Вторую основную часть я посвятил структуре МОБ. Основные направления деятельности МОБ, на основе которых она организует свою деятельность я раскрыл в 1-ом параграфе и раскрыл подразделения входящие в МОБ во 2-м параграфе. В третьей главе рассмотрена административно-правовая деятельность МОБ, ее функции, формы и методы.
В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Объектом дипломной работы является изучение общественных отношений в сфере организации деятельности милиции общественной безопасности.
Предмет дипломной работы нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности милиции общественной безопасности.
Цель дипломной работы – комплексное структурно-логическое исследование основных направлений организации деятельности милиции общественной безопасности.
Задачи дипломной работы:
1. Разобраться с правовым статусом милиции общественной безопасности.
2. Изучить нормативные правовые акты о милиции общественной безопасности.
3. Проанализировать организацию деятельности милиции общественной безопасности.
4. Рассмотреть подразделения, входящие в милицию общественной безопасности.
5. Раскрыть функции, формы и методы административно-правовой деятельности милиции общественной безопасности.
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения дипломной работы:
1. Деятельность милиции общественной безопасности в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местной администрации, то есть имеет двойное подчинение.
2. Характер задач, решаемых милицией общественной безопасности как особой структурой исполнительной власти, во многом придает правовому регулированию ее деятельности такую специфическую черту, как множественность его субъектов и источников.
3. Сфера деятельности милиции в полном объеме охватывается предметами исключительного ведения Российской Федерации и предметами совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Ι. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Правовой статус милиции общественной безопасности
Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации(далее МВД). Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов Российской Федерации.
В последнее время из числа подразделений, входящих в структуру МВД РФ, сформированы: Служба криминальной милиции, Служба общественной безопасности, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, Служба тыла и Федеральная миграционная служба, возглавляют которые заместители министра.
В Службу общественной безопасности (милиция общественной безопасности - далее МОБ) входят: Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП), Главное управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГУГИБДД), Главное управление внутренних дел на режимных объектах (ГУВДРО), Главное управление вневедомственной охраны (ГУВО) и др. В целях оптимизации организационного построения центрального аппарата МВД России и совершенствования управления органами внутренних дел в соответствии с приказом министра внутренних дел России от 30 июля 2003 г. № 589 входившие до этого в Службу общественной безопасности МВД РФ Главное управление внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам (ГУВДТиС) и Паспортно-визовое управление (ПВУ) были выведены из состава данной службы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»[1] и принятым во исполнение его постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2001 г. № 558[2] были образованы семь Главных управлений МВД России по федеральным округам (Центральному, Северо-Западному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному), на которые возложены задачи, касающиеся координации, контроля и анализа деятельности органов внутренних дел в этих округах; организации деятельности органов внутренних дел округов по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер; организации взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента Российской Федерации в этих округах.
Правовая основа деятельности милиции общественной безопасности - это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и касающихся в той или иной мере содержания, конкретных субъектов и объектов, условий, средств и пределов осуществления, гарантий законности и других аспектов деятельности милиции.
Характер задач, решаемых МОБ как особой структурой исполнительной власти, во многом придает правовому регулированию ее деятельности такую специфическую черту, как множественность его субъектов и источников.
Правовой основой деятельности МВД и МОБ являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.
Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализации межправительственных соглашений о развитии международного автомобильного сообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств, выдаче удостоверений на право управления автомототранспортом; руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).
По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД, а именно МОБ налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежных государств. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД.
Одним из основных структурных подразделений органов внутренних Дел является МОБ, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Российской Федерации. Правовой основой ее деятельности является принятый 18 апреля 1991 г. Закон РФ «О милиции»[3]. В этом Законе впервые комплексно урегулирован правовой статус милиции, определены ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве. На уровне нормативного акта высшей юридической силы получили правовое регулирование общественные отношения, касающиеся правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, а также интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. С принятие этого Закона в деятельности правоохранительных органов, и прежде всей милиции, произошел ряд кардинальных изменений. Принятие Закона милиции, можно сказать, означает, что «процессы демократизации привели, наконец, к широкому осознанию давно уже признанного международным сообществом положения, в соответствии с которым должностные лица, стоящие на страже закона, должны быть свободны в своей деятельности от политических пристрастий, сохраняя при любых условиях "политический нейтралитет" и служа лишь закону и народу»[4].
Таким образом, принятый 18 апреля 1991 г. Закон РФ «О милиции», впервые комплексно урегулировал правовой статус милиции, определил ее организационную структуру, а также место и роль милиции в обществе и государстве.
1.2 Нормативные правовые акты о милиции общественной безопасности
Естественно, что ядро правовой основы деятельности милиции составляет Конституция Российской Федерации, которая "имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации как основной закон государства устанавливает важнейшие "правила поведения" силовых структур. Милиция в своей деятельности должна исходить из того, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции Российской Федерации); все органы государственной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), и т.д.
Основополагающее значение для деятельности милиции имеют те положения Конституции Российской Федерации, которые устанавливают запреты на осуществление определенных действий. В соответствии с ними со стороны милиции запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19); пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (ч. 2 ст. 21); сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24); пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29); проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25) и некоторые другие подобные действия.
Конституция Российской Федерации закрепляет также общие полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность милиции (ст. 76, 90, 104, 105, 115).
Вторым в числе нормативных актов, составляющих правовую основу деятельности милиции общественной безопасности, после Конституции Российской Федерации в комментируемой статье назван Закон о милиции, а именно статья 9 Закона «Милиция общественной безопасности».
Информация о работе Административно-правовая деятельность МОБ