Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа
Актуальность данной темы, ее важность в современной жизни безусловно не вызывает сомнений. Наша жизнь целиком и полностью связана с деятельностью милиции, особенно с милицией общественной безопасности (далее МОБ) которая призвана защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В связи с этим любому гражданину необходимо знать административно правовые основы деятельности МОБ. Эти знания помогут нам в будущем, во время службы.
Цель дипломной работы – комплексное структурно-логическое исследование основных направлений организации деятельности милиции общественной безопасности.
Введение......................................................................................................................... 3
Ι. Правовое положение милиции общественной безопасности
1.1 Правовой статус милиции общественной безопасности......................................6
1.2 Нормативные правовые акты о милиции общественной безопасности............10
ΙΙ. Структура милиции общественной безопасности
2.1 Организация деятельности милиции общественной безопасности................... 22
2.2 Подразделения, входящие в милицию общественной безопасности.................30
III. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности
3.1 Функции и формы административной деятельности милиции........................ 37
3.2 Методы административной деятельности милиции. Убеждение и принуждение.................................................................................................................43
3.3 Меры административного предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения, применяемые милицией......................................................................46
3.4 Административные взыскания, налагаемые работниками милиции...............49
Заключение..................................................................................................................51
Список использованной литературы........................................................................54
1) предварительное расследование уголовных дел в форме дознания;
2) пресечение преступлений независимо от степени их общественной опасности;
3) задержание подозреваемого в совершении преступления на основаниях и в порядке, предусмотренных ст. 91, 92 УПК РФ;
4) выполнение поручений следователя и прокурора по конкретным уголовным делам.
Для осуществления дознания в составе милиции общественной безопасности создаются специализированные подразделения. В не зависимости от этого производство по делу может быть поручено начальником милиции общественной безопасности любому ее сотруднику. Часто данная функция реализуется участковыми уполномоченными милиции.
Как и в случае с криминальной милицией, вся полнота уголовно-процессуальных полномочий принадлежит начальнику милиции общественной безопасности. И тогда, когда УПК РФ говорит об органе дознания, все решения, принимаемые дознавателем (сотрудником, производящим дознание), утверждаются начальником милиции общественной безопасности или его заместителем.
Деятельность милиции общественной безопасности, если судить по её задачам, в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местной администрации, то есть имеет двойное подчинение. Вместе с тем, исходя из требований закона, местная администрация не вправе вмешиваться в осуществляемое ей производство по делам об административных правонарушениях (ст. 9 Закона РФ «О милиции»).
Хотя на практике администрация способна влиять на деятельность милиции общественной безопасности, содержащейся на средства местного бюджета, путём регулирования их поступления. То что, в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О милиции» местная администрация содержит милицию общественной безопасности вполне естественно, так как МОБ решает именно те задачи, которые способствую оздоровлению криминальной и социальной обстановки на местах, повышению эффективности экономической деятельности территориального образования, к тому же, в процессе производства дел об административных правонарушениях, значительно пополняет местный бюджет. «Подотчетность милиции общественной безопасности местным органам государственной власти и управления» так же не вызывает сомнения, так как, они имеют право знать, как отрабатываются полученные средства.[1]
Что же касается двойного подчинения, то здесь у меня возникают некоторые сомнения, зачастую распоряжения глав местной администрации противоречат Законам МВД РФ, что усугубляется материальной зависимостью милиции общественной безопасности от местной администрации. В связи с чем, хотелось бы, что бы МОБ, имела возможность использовать часть материальных средств полученных в процессе административной деятельности, на свои нужды, скажем на материально-техническое оснащение. Двойное подчинение возможно, приемлемо в период постепенного перехода от милиции общественной безопасности к муниципальной. Моё же мнение – МОБ должна подчиняться либо МВД, либо быть муниципальной и подчиняться органам власти местного самоуправления. К тому же, милиция общественной безопасности со своей разветвленной, экономически ёмкой инфраструктурой вряд ли будет по карману местной администрации, к тому же при полном переходе МОБ на муниципальную основу, неизбежно снизится взаимодействие служб, которое просто необходимо, допустим ППСМ и уголовный розыск, участковые инспектора милиции и следствие и т.д.
Таким образом, деятельность милиции общественной безопасности, если судить по её задачам, в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местной администрации, то есть имеет двойное подчинение.
2.2 Подразделения, входящие в милицию общественной безопасности
В состав милиции общественной безопасности входят следующие виды подразделений:
- участковых уполномоченных милиции;
- дежурные части;
- патрульно-постовой службы;
- отряды милиции особого назначения;
- охраны и конвоирования;
- лицензионно-разрешительные и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения;
- дознания;
- по делам несовершеннолетних;
- по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;
- по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;
- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
- специальные приемники для содержания лиц, подвергнутых административному аресту;
- центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.
Численный состав милиции общественной безопасности составляет примерно 60 % от общей численности милиции.
До передачи соответствующих функций в ведение других органов в составе милиции общественной безопасности функционируют медицинские вытрезвители и приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество.
Эта структура МОБ закреплена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности"[22]. Перечень подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции):
Участковый уполномоченный (далее участковый) — ключевая фигура всей милиции. Он непосредственно реализует ее основные задачи применительно к территории обслуживаемого участка, проживающему там населению. Действующими актами установлено, что должность участкового инспектора милиции вводится для обслуживания 3-3,5 тыс. городского населения, а в сельской местности для обслуживания населения, проживающего на территории сельского поселения. Основные обязанности участковых инспекторов заключаются в следующем:
1. оказание помощи, в том числе первой доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
2. принятие при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложных мер по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, своевременному информированию об этом руководства органа внутренних дел, населения, общественности, руководителей соответствующих учреждений, предприятий, организаций;
3. контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами предприятии, учреждений и организаций установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также контроль за соблюдением законодательства о занятии частной детективной и охранной деятельностью;
4. предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление обстоятельств, способствующих их совершению, в пределах своих прав принятие мер к устранению данных обстоятельств;
5. установление среди проживающих на обслуживаемом участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перевозящих, пересылающих и сбывающих наркотические средства; лиц, предоставляющих помещения для употребления наркотиков, занятия токсикоманией, распития спиртных напитков и разврата; вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, наркоманию и преступную деятельность; принятие мер по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности;
6. контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;
7. прием заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, административных правонарушениях и других событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, незамедлительное сообщение о них дежурному по органу внутренних дел; своевременное принятие мер, предусмотренных законодательством;
8. проведение при обнаружении на участке преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, комплекса предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела;
9. проведение в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства расследования преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; осуществление досудебной подготовки материалов по протокольной форме по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции милиции общественной безопасности;
10. оказание содействия сотрудникам криминальной милиции в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления; розыске лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством и другие.
Множество различных обязанностей которые решает участковый в большинстве случаев не всегда выполняются в полном объеме, что в большей степени влияет на поставленные задачи.
Выходом из этой ситуации я вижу в более тщательном отборе сотрудников на данную должность.
Дежурные части милиции (одновременно являющиеся дежурными частями органов внутренних дел) принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую в милицию (органы внутренних дел) информацию о преступлениях, административных правонарушениях, событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, принимают по ним решения, предусмотренные законодательством, ведомственными установлениями. При дежурных частях действуют комнаты для разбирательства с доставленными и комнаты для задержанных.[23]
Подразделения патрульно-постовой службы (ППС) (полки, батальоны, роты, взводы) осуществляют непосредственную охрану правопорядка в общественных местах городов и других населенных пунктов, на объектах транспорта. Организуется эта охрана специально назначаемыми нарядами милиции. В круг их обязанностей входит:
предотвращение и пресечение преступлений;
выявление по приметам путем личного сыска в районах маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске лиц, совершивших преступления, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц;
выявление и пресечение нарушений правил торговли, мелких хищений, фактов хулиганства и других административных правонарушений;
принятие первоначальных мер при совершении дорожно-транспортных происшествий;
оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии;
принятие от граждан находок с последующей передачей дежурному по органу внутренних дел (милиции).
Отряды милиции особого назначения (ОМОН) - специализированные подразделения, созданные для усиления патрульно-постовой службы милиции при осложнении оперативной обстановки и для решения задач охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, пресечения и локализации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, проведения целевых рейдов и специальных операций по поддержанию правопорядка на улицах и в других общественных местах.
Подразделения охраны и конвоирования предназначены для охраны изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Они же осуществляют конвоирование подозреваемых и обвиняемых к следователю, прокурору, в суд.
Подразделения лицензионно-разрешительной системы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью ведают вопросами выдачи разрешений на приобретение и оборот оружия, занятие частной детективной и охранной деятельностью, регистрации средств цветного копирования, осуществляют контроль в области разрешительной системы в той части, в какой он возложен на милицию общественной безопасности.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) обеспечивает соблюдение юридическими лицами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Подразделения дознания расследуют уголовные дела, подведомственные милиции общественной безопасности.
Подразделения по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий, осуществляют выявление несовершеннолетних, объявленных в розыск, рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности несовершеннолетних и выполняют некоторые другие функции.
Подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства предупреждают и пресекают правонарушения в сфере экономической деятельности, осуществляют подготовку материалов по делам об административных правонарушениях, передачу дел в органы и должностным лицам, компетентным принимать по ним решения, организуют исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств осуществляют внешнюю охрану объектов дипломатических представительств и консульств, пресекают незаконное проникновение лиц на эти объекты.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых обеспечивают режим содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их изоляцию и выполнение задач, предусмотренных законодательством. Их правовой статус урегулирован Федеральным законом от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"[24], а также нормативными правовыми актами МВД России. Специальные приемники предназначены для исполнения административного ареста, применяемого судьей в отношении лиц, совершивших отдельные виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции и др.).
Информация о работе Административно-правовая деятельность МОБ