Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:13, реферат
Административно-правовая доктрина тесно связана с другими ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения и понятия, выводы и предложения общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями. В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения более старых, более специализированных наук. Несомненно, что взаимодействие всех частей большой семьи юридической науки может быть очень плодотворным как для права и науки о нем вообще, так для административного права и науки в нем в частности.
Введение. 3
1.Понятие административно-правовой доктрины. Сущность, основные характеристики. 4
2. Административно-правовая доктрина и практика в зарубежных странах. 7
3. Опыт и актуальные проблемы административного-права. 13
Заключение. 15
Список используемой литературы: 16
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Т. Г. Шевченко
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Кафедра конституционного,
административного и
Реферат
По предмету: «Административное право».
Тема: «Административно-правовая доктрина и практика в зарубежных странах: опыт и актуальные проблемы».
Выполнила: Студентка 2-го курса 204 группы дневного отделения Специальность «юриспруденция» Тельпиз Валерия Валерьевна. |
Рецензент: Вячеслав Леонидович ПОПЕСКУЛ. |
Тирасполь 2013 г.
Содержание:
Введение. 3
1.Понятие административно-правовой доктрины. Сущность, основные характеристики. 4
2. Административно-правовая доктрина и практика в зарубежных странах. 7
3. Опыт и актуальные проблемы административного-права. 13
Заключение. 15
Список используемой литературы: 16
Административно-правовая доктрина тесно связана с другими ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения и понятия, выводы и предложения общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями. В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения более старых, более специализированных наук. Несомненно, что взаимодействие всех частей большой семьи юридической науки может быть очень плодотворным как для права и науки о нем вообще, так для административного права и науки в нем в частности.
Современное развитие науки административного права базируется на идее о том, что государство и общество не только взаимодействуют между собой, но и обслуживают друг друга (служат друг другу). Поэтому совершенствование административного права идет путем придания ему все более четких организационно-правовых форм и улучшения административных процедур. Принцип «преимущества закона» (принцип законности или оговорки закона) - основополагающий для административного права, в сфере совершения административных действий все более распространяет свое действие на правовые области. Органы управления, осуществляя нормотворческую деятельность, обязаны в первую очередь руководствоваться действующим в конкретной сфере законом, т. е. эти управленческие действия должны быть разрешены законодателем.
Другой важной тенденцией, которая развивается в последние годы особенно заметно, является постепенное вытеснение учения об особом властном отношении из административного права и замена его правоотношением между субъектами, урегулированным правовыми нормами и направленным на обеспечение правопорядка, безопасности общества и благосостояния граждан. Таким образом, акцент делается не на анализе имеющихся у органов управления властных полномочий, а на правильном, целесообразном, эффективном и законном их использовании.
Административно-правовая доктрина охватывает понимание общих идей и принципов, на которых зиждется формируемая в конкретно-исторический момент в данном обществе и государстве нормативная база, регламентирующая порядок и процедуры организации, функционирования административных институтов и механизмов, обеспечивающих осуществление государственного управления посредством исполнительно-распорядительной деятельности.
На формирование административно-правовой доктрины большое влияние оказывают постулаты конституционного права. Здесь значимо то, что конституции государств, наряду с фундаментальными правовыми принципами, часто содержат другие правовые положения и доктрины, на основе которых могут быть детально разработаны правила-нормы административного права. Например, федеральное законодательство США использует конституционное положение, гарантирующее, что «ни один человек не может быть лишен жизни, свободы или имущества без соответствующего разбирательства в соответствии с законом». На основе этого принципа федеральными судебными органами создана разветвленная система административно-процессуальных правил, обязательных к применению в вопросах, касающихся жизни, свобод или имущества человека. Европейская конвенция по правам человека, не будучи конституцией, тем не менее закрепляет право «проведения справедливого публичного слушания дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом в соответствии с законом». Наиболее значимыми конституционно воплощенными принципами и доктринами, на основе которых формируется административно-правовая база и разрабатываются конкретные правила, являются: разделение властей; законность; судебное обжалование административных действий; равенство перед законом и судом.
Фундаментальные идеи и принципы,
на которых базируется административное
право, концептуально очерчивают нормативные
границы осуществления
В концепции «закрытой» модели государственное управление – инструмент достижения целей, определяемых правящей элитой, а не интересами всего общества; формы отчетности и контроля используются формально, с преимущественной направленностью на соответствие политики правящей элиты, при этом независимость судов декларативна; отношения власти и граждан патерналистские: власть всегда знает, что «хорошо», а что «плохо» для граждан; административно-правовая регламентация упорядочивает систему сложившихся отношений по типу «власть-подчинение» без учета сути демократических ценностей; правосознание населения определяется волей правящей элиты. Концепция «открытой» модели административного права предполагает государственное управление инструментом достижения целей, определяемых через разработанные и фактически осуществляемые процедуры прямой и представительной демократии; система контроля над администрированием фактически независима от исполнительной власти; реализация материальных и процессуальных прав граждан гарантируется сетью разработанных процедур и институтов; административная практика реально строится на ценностях и принципах демократического правового государства, где человек признан высшей ценностью; управомоченное поведение администрации носит характер обеспечительный, охранительный по отношению к правам и интересам граждан.
Предметом теоретического анализа отношений в сфере действия норм административного права все чаще в настоящее время становятся главные содержательные характеристики административно-правового регулирования. Административное право как публично-правовая система формирует и поддерживает функционирование юридического механизма, созданного для осуществления исполнительной власти, обеспечения общественной безопасности, эффективности управления государственными и общественными делами, для защиты прав и свобод человека и гражданина, установления режима законности управленческих действий.
В качестве доктрины развития современного
административного права
Административное право – сравнительно молодая отрасль права. Оно появляется в западноевропейских странах в эпоху промышленных революций. Для его возникновения в качестве самостоятельной отрасли права было необходимо, чтобы управленческая деятельность подверглась действию специфических административно-правовых норм. До появления административного права управление регулировалось общеправовыми нормами, действовавшими и в отношении всех остальных субъектов права.
Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности, а также особенности исторической эволюции отдельных стран.
Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не пытала доверия.
Административное право
стран континентальной системы
представляет собой совокупность правовых
норм, которые регламентируют, прежде
всего, организацию системы
В англосаксонских странах административное право развилось в самостоятельную отрасль позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего права. С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляет аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.
В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административная статистика Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО США.
С точки зрения американских юристов административное право США регулирует полномочия и порядок деятельности административных учреждений, а также контроль судов над администрацией1.
Американцы сосредотачивают свое внимание на «внешнем административном праве», т.е. на той части отрасли права, которая регулирует взаимоотношения учреждений с частными лицами.
Американцы склонны
Американскую юриспруденцию
интересует в административном процессе
не учреждения, а главным образом частное
лицо, прежде всего его права на участие
в этом процессе и те возможности, которые
предоставляются этому лицу и его адвокату
для защиты его интересов. Поэтому вопросы
процедуры в административном праве США
являются доминирующими. Такое административное
право следует, скорее, именовать «административно-
Английские и американские юристы, участвовавшие в процессе становления и развития права, руководствовались почти исключительно интересам юридической практики. Отсюда большое уважение к обычаям (общему праву), которым эта практика закреплялась. Подходя к делу практически, они видели перед собой, прежде всего клиента, частное лицо, пострадавшее в результате того или иного действия администрации.
Источниками административного права США являются: - конституции (федеральная и штатов); - законы федерации и штатов; - судебные решения; - акты административных учреждений.
На уровне федерации в систему органов исполнительной власти входят: - президент; департаменты; - правительственные корпорации; - независимые ведомства и другие учреждения. Администрация предполагает не простое исполнение, а управление главным образом через регулирование, осуществляемое с помощью передаваемых администрации нормотворческих и судебных полномочий. Главой исполнительной власти в штате является губернатор. Как и в федерации, здесь имеются департаменты и независимые ведомства. Эти ведомства появились в штатах даже раньше, чем в федерации.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Для британского административного права характерен ряд особенностей, обусловленных спецификой системы управления. Ими являются:
- верховенство парламента;
- разделение полномочий между администрацией и судами;
- ответственность министров;
- господство права3.
Парламент – высший государственный орган Великобритании. Принимая законы, он формирует право страны, в том числе и административное. Суды не имеют и не признают за собой полномочий объявить акт парламента неконституционным, суды поэтому путем утонченного толкования закона ищут окольные пути для того, чтобы «поправить» временами законодателя, когда закон, по мнению судей, окажется сформулированным не совсем удачно.
Англичане считают, что сфера деятельности министров – это принятие и осуществление политических решений. Сфера судебной деятельности – не политика, а право. Администрация принимает политические решения, опираясь на факты, которыми она располагает. При этом она должна руководствоваться законами, действовать в их рамках. Суд, проверяя по жалобе потерпевшего административные действия, уделяет основное внимание правовой стороне спора, контролирует то, как действия администрации вписываются в нормы права.