Административно-правовая доктрина и практика в зарубежных странах: опыт и актуальные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:13, реферат

Описание работы

Административно-правовая доктрина тесно связана с другими ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения и понятия, выводы и предложения общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями. В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения более старых, более специализированных наук. Несомненно, что взаимодействие всех частей большой семьи юридической науки может быть очень плодотворным как для права и науки о нем вообще, так для административного права и науки в нем в частности.

Содержание работы

Введение. 3
1.Понятие административно-правовой доктрины. Сущность, основные характеристики. 4
2. Административно-правовая доктрина и практика в зарубежных странах. 7
3. Опыт и актуальные проблемы административного-права. 13
Заключение. 15
Список используемой литературы: 16

Файлы: 1 файл

Ведение.docx

— 55.59 Кб (Скачать файл)

Министры – главные  представители государства. Они  отвечают за все в своей сфере: за собственные действия и действия подчиненных им служащих. Все претензии  к центральным правительственным  органам в конечном счете адресуются им. Перед парламентом министры несут политическую ответственность – вплоть до ухода в отставку. Перед судами они несут юридическую ответственность за незаконные действия, свои и своих подчиненных.

Характерным для источников британского права является отсутствие конституции как единого документа и большая роль освященных веками обычаев:

  а) обычного;

  б) общего права.

С учетом этого источниками  административного права Великобритании являются:

  - законы (конституционные  и обычные);

  - обычаи;

  - решения судов по  конкретным делам;

  - административные нормативные  акты.

Формально исполнительная власть в Великобритании принадлежит короне, которая номинально возглавляет весь административный аппарат страны. Этот аппарат распадается на центральные органы и органы местного самоуправления. К центральным органам относятся, помимо короны, премьер-министр, кабинет, правительство, Тайный совет, министерства, ведомства. Министерства и центральные ведомства являются отраслевыми или функциональными органами управления. Особенностью британской администрации является наличие территориальных министерств: по делам Шотландии, Уэльса и Ирландии.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО ФРАНЦИИ.

Современное французское  административное право – продукт  более чем двухсотлетнего развития систему органов госуправления. Для нее характерны традиционно сильная централизация и наличие обособленных административных судов, сыгравших решающую роль в формулировании норм административного права. Администрация в своей деятельности связана законом и несет ответственность за превышение власти и другие незаконные действия, за причиненный ею ущерб. Административному праву Франции присущи разработанность отдельных правовых норм и целых институтов, высокая правовая культура.

Административное право  Франции – отрасль права, которая  регулирует организацию и деятельность административных органов. Эти органы занимают в государстве ключевое положение. Они проводят в жизнь  политические решения, принимаемые законодателями. От результатов их деятельности во многом зависит социально-экономическое и политическое положение страны. Нормы административного права занимают важное место в правовой системе Франции.

Источниками административного права Франции являются: - Конституция и другие законы; - нормативные акты административных органов и решения судов.

Субъектами административного  права Франции являются частные  и публичные лица. К частным  относятся как физические (граждане), так юридические. Публичными лицами могут быть только юридические лица: государство, местные сообщества, публичные учреждения4.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО ГЕРМАНИИ.

Возникновение и развитие административного права в Германии как самостоятельной отрасли права приходится на первую половину 19 века. В настоящее время значение этой отрасли права в ФРГ возросло настолько, что практические все социально-экономические «управленческие» отношения в этой стране регулируются административным правом. Быстрый рост функций и полномочий исполнительных органов власти в Германии поставил на повестку дня вопрос о придании деятельности по так называемому публичному управлению четкого юридического обоснования. Эту функцию, по мнению немецких юристов, должно выполнять и в настоящее время успешно выполняет административное право.

Источники административного  права Германии как в формальном, так и материальном значении можно представить в виде определенной системы, вершину которой образует Конституция и акты высших представительных органов (бундестага и бундесрата) и нормотворчество публичной администрации, включая правительственные органы управления. Особое место в системе источников права занимают решения Федерального административного суда по некоторым вопросам и нормы международного права.

На основании Конституции  административная деятельность осуществляется на 5 ступенях. Выше было указано о верхней ступени этой деятельности, являющейся источником права, органы федерации. Это первая ступень, которая соответствует административной деятельности органов федерации, вторая ступень – деятельности земельных административных органов; третья – деятельности администрации округов, находящихся под контролем правительства земель, четвертая – деятельности администрации районов и городов на уровне районов, пятая – деятельности администрации общин. Действия названных органов, имеющие нормативное значение, представляют собой источники права.

3. Опыт и актуальные проблемы административного-права.

Состояние науки административного  права в современных условиях связано с кардинальным обновлением  административного права, происходящим в настоящее время, и прежде всего  с конституционным закреплением разделения властей, переосмыслением  и реформированием ее традиционных институтов, постановкой вопросов о  необходимости новых правовых институтов. В связи с этим возникает ряд  актуальных теоретических проблем  в науке административного права, от правильного анализа которых  зависит будущее данной отрасли  права.

Одной из ключевых проблем в науке  административного права является проблема анализа сущности государственного управления и его соотношения  с категорией исполнительной власти. Тема исполнительной власти исследована  явно недостаточно. Отсутствует интегральный взгляд на данную категорию, не выявлены особенности данной ветви власти. Для понимания соотношения категорий  «государственного управления»  и «исполнительной власти» весьма важным представляется дальнейшее научное  исследование исполнительной власти, ее сущности и основных черт.  В настоящее время требуется научный анализ полученных результатов, а также научная проработка дальнейших направлений реформирования государственного управления в Российской Федерации. 

Актуальной и сложной для  науки административного права  является проблема административно-правового  регулирования в экономической  сфере.

В современных условиях при переходе к новой экономической системе  концепция государственного управления устарела и должна быть коренным образом пересмотрена. Развитие рыночной экономики потребовало создания соответствующей правовой базы. При этом следует отметить, что современное государственное управление экономикой проявляется не столько в форме прямого командного воздействия, сколько в других формах, к которым относятся, в частности, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов; стандартизация продукции, работ, услуг; осуществление контрольно-надзорных функций.

Актуальной в административном праве остается проблема общественного  порядка, требующая в условиях функционирования все форм собственности более  глубокого понимания.

Этот порядок не возникает спонтанно, в силу одного факта существования  рыночных отношений, но устанавливается  при активной и разумной государственной  деятельности, поддержке соответствующих  органов. Предпринимательская деятельность, развитие любых форм собственности  возможны при условии, если государство  обеспечивает порядок и общественную безопасность, защищает бизнес от коррупции, рэкета, рейдерства, недобросовестной конкуренции, обеспечивает личную и имущественную безопасность и пр. 

В настоящее время актуальна  проблема административно-правового  регулирования миграционных процессов. Эта проблема требует научного осмысления. Однако специальных работ по данной проблематике написано крайне мало. Между тем в этой области немало вопросов, связанных с более точным определением таких понятий, как «беженец», «вынужденный переселенец», с контролем за миграционными процессами. Нерешенными остаются теоретические вопросы о связи миграционных процессов с правами граждан, в частности, с их правом на свободу передвижения,  выбор места жительства, и рядом других.

Заключение.

Многолетние наблюдения свидетельствуют  о широком и устойчивом развитии административного права во многих странах. Оно характерно для разных государств в силу той меры общности государственной организации и функционирования государственных институтов, которая выражена в реализации властных полномочий и единообразном регулировании общественных отношений. При этом наблюдаются и значительные различия, поскольку административное право каждого государства отражает особенность его традиций и истории, устройство, а также специфику системы права. Словом, каждое национальное административное право содержит элементы общего, особенного и единичного.

Исходя из общего анализа  национального административного  права, а также административного  права зарубежных стран, можно сделать вывод, что современная доктрина административного права заключается в обосновании: а) главных направлений развития административно-правового регулирования; б) необходимости изменения его структуры в соответствии с новыми потребностями государственно-правового и экономического строительства, а также развивающимся административным законодательством; в) установления в системе публичного управления административных процедур, правовых режимов и порядков, способствующих появлению эффективного государственного и муниципального управления, защите прав и свобод физических и юридических лиц; г) развития административного права в соответствии с традиционными международно-правовыми стандартами и его «европеизации»; д) формирования административного законодательства, отвечающего принципам и назначению современного правового государства.

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

  1. Административное право - укрепление государства и динамика социально-экономического развития (научная конференция) // Государство и право. 2002. N 8.

  1. Административное право зарубежных стран.Под редакцией:   Кикоть В. Я. Румянцев Н. В.,  Василевич Г. А.,  М.: Юнити-Дана, 2012. - 432 с.
  1. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штаниной. М.: Спарк, 2003. С. 289.

  1. Бахрах Д. Н., Казанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1999
  2. Мишин А.Л. Источники административного права зарубежных стран (США и Великобритания). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1978. С. 13; Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное законодательство. М., 1994. С. 67.
  1. Статья Актуальные проблемы административного права / А. Таранов, Д. Таранов. Опубликовано : Юрист. - 2004. - № 2

  1. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации"
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

1 По слова одного из ведущих американских административистов К.Дэйвиса, оно регулирует «полномочия и структуру административных учреждений и в особенности включает нормы, регулирующие надзор судов за деятельностью администрации». Цит. по: Shafritz J.M. The Facts of File. Dictionari of Publik Administration. – N. – Y., 1985. P.10.

2 Freund E. Cases on Administration law. – St. Paul, 1928. P.1.

3 Foulkes D. Introduction to Administrative Law – L., 1972. P. 9.

4 Общие сведения об административном праве Франции. – М., 1973. С.58.

 


Информация о работе Административно-правовая доктрина и практика в зарубежных странах: опыт и актуальные проблемы