Административно-правовой статус государственных служащих: понятие и признаки
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 07:59, лекция
Описание работы
Государственные и муниципальные служащие по действующему законодательству — граждане России, осуществляющие профессиональную служебную деятельность (исполняющие профессиональные обязанности) по занимаемым должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должности муниципальной службы является обязательным и определяющим признаком понятия, соответственно, государственного или муниципального служащего.
Административно-правовой статус государственных
служащих: понятие и признаки
Государственные и муниципальные служащие
по действующему законодательству — граждане России, осуществляющие профессиональную
служебную деятельность (исполняющие
профессиональные обязанности) по занимаемым
должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это
денежное содержание (вознаграждение,
довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной
должности государственной службы или
муниципальной должности муниципальной
службы является обязательным и определяющим
признаком понятия, соответственно, государственного
или муниципального служащего.
Если строго следовать положениям Федерального
закона «О системе государственной службы
Российской Федерации», то государственный
служащий — это лицо, профессионально
осуществляющее служебную деятельность
на должностях государственной службы
по обеспечению исполнения полномочий
Российской Федерации и ее субъектов,
государственных органов, а также лиц,
занимающих государственные должности
Российской Федерации и субъектов РФ,
а также получающее денежное содержание
(вознаграждение, довольствие) за счет
средств федерального бюджета или бюджета
соответствующего субъекта РФ. Несколько
иное определение государственного служащего
дает Федеральный закон «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»:
гражданский служащий — это гражданин
РФ, взявший на себя обязательства по прохождению
гражданской службы. Гражданский служащий
осуществляет профессиональную служебную
деятельность на должности гражданской
службы в соответствии с актом о назначении
на должность и со служебным контрактом
и получает денежное содержание за счет
средств федерального бюджета или бюджета
субъекта РФ.
Российская Федерация является нанимателем федерального
государственного служащего, а соответствующий
субъект РФ — нанимателем государственного
гражданского служащего субъекта РФ.
В узком понимании государственный служащий
— это лицо, занимающее должность государственной
службы, т. е. должность в системе структурных
подразделений государственной администрации,
и выполняющее на возмездных началах (за
вознаграждение, заработную плату, денежное
содержание) функции этого государственного
органа (управленческие, властные, правоохранительные,
обеспечивающие осуществление судебной
власти).
Итак, понятие «государственный служащий»
можно определить следующими признаками.
Во-первых, государственный служащий
— это физическое лицо, гражданин РФ не
моложе 18 лет, владеющий государственным
языком, имеющий профессиональное образование
и соответствующий квалификационным требованиям,
установленным соответствующим федеральным
законом. Государственный служащий является
одной из сторон государственно-служебного
правоотношения. Между государственным
органом и служащим заключается трудовой
договор, согласно которому служащий выполняет
полномочия государственного органа,
государственные функции, решает специальные
задачи для достижения определенной цели
государственного строительства, а государство
(государственный орган), в свою очередь,
имеет обязанности перед служащим: устанавливает
и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые
гарантии, ответственность, обязуется
выплачивать денежное содержание и т.
д.
Во-вторых, государственный служащий
должен отвечать требованиям законодательства
о государственной службе, т. е. положениям
конкретного закона о соответствующем
виде государственной службы. .
В-третьих, государственный служащий
занимает оплачиваемую должность государственной
службы в установленном законом порядке.
Специальные федеральные законы определяют
содержание деятельности служащего, его
правовое положение, цели, задачи и основные
направления деятельности, права, обязанности,
ограничения, запреты, ответственность,
гарантии и т. д. Должности государственной
службы могут занимать только государственные
служащие.
В-четвертых, государственному служащему
присваивается в установленном законом
порядке классный чин, дипломатический
ранг, воинское и специальное звание.
В-пятых, государственный служащий выполняет
государственные функции, полномочия
государственных органов, решает государственные
задачи в экономической, социальной, административно-политической
сфере (финансовая деятельность государства,
развитие культуры, обеспечение общественного
порядка и безопасности, таможенное и
банковское дело, налогообложение, борьба
с правонарушениями, внутренние дела,
внешнеполитическая деятельность и т.
д.).
В-шестых, государственный служащий совершает
во многих случаях действия (например,
принимает управленческие решения, налагает
взыскания), которые вызывают определенные
юридические последствия.
В-седьмых, деятельность государственных
служащих носит, как правило, непроизводственный
характер. Она воздействует на сознание
людей, влияет на экономическую жизнь,
на технологические процессы производства,
организацию и деятельность трудовых
коллективов.
Совокупность упомянутых признаков позволяет
сформулировать следующее определение. Государственным
служащим является гражданин РФ, занимающий
в установленном федеральным законодательством
и законодательством субъектов Федерации
порядке включенную в штат должность в
структуре государственной администрации
(исполнительной, законодательной и судебной
власти), имеющий классный чин, дипломатический
ранг, воинское или специальное звание,
заключивший с государственным органом
служебный контракт (принявший присягу
на верность Российской Федерации), осуществляющий
от имени государства предоставленные
ему функции и полномочия (в том числе
и государственно-властные), получающий
денежное содержание (заработную плату)
и имеющий гарантированный государством
социально-правовой статус.
Государственный служащий имеет определенное
правовое положение (правовой статус).
Для него определены особые условия поступления
на государственную службу, прохождения
и прекращения службы.
Государственным гражданским служащим,
замещающим должности без ограничения
срока полномочий, в соответствии с замещаемой
должностью в пределах группы должностей
гражданской службы и по результатам квалификационного
экзамена присваиваются классные чины
гражданской службы. При этом замещающим
должности федеральной гражданской службы высшей
группы присваивается классный чин гражданской
службы действительный государственный
советник Российской Федерации 1, 2 или
3-го класса; замещающим должности федеральной
гражданской службы главной группы присваивается классный чин гражданской
службы государственный советник Российской
Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим
должности гражданской службы ведущей
группы присваивается классный чин гражданской
службы советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го
класса;замещающим должности гражданской
службы старшей группы присваивается классный чин гражданской
службыреферент государственной гражданской
службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го
класса; замещающим должности гражданской
службы младшей группы присваивается классный
чин государственной гражданской службы секретарь
государственной гражданской службы Российской
Федерации 1, 2 или 3-го класса.
Классный чин гражданской службы действительный
государственный советник Российской
Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается
Президентом РФ. В федеральных органах
исполнительной власти классный чин федеральной
гражданской службы государственный советник
Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
присваивается Правительством РФ. В иных
федеральных государственных органах
указанный классный чин присваивается
руководителем федерального государственного
органа. Предусмотренные законом иные
классные чины по всем другим группам
должностей государственной гражданской
службы присваиваются представителем
нанимателя. А гражданским служащим» замещающим
должности гражданской службы субъекта
РФ высшей и главной групп, классные чины
гражданской службы субъекта РФ присваиваются
в соответствии с законом субъекта РФ.
Порядок присвоения и сохранения классных
чинов федеральной гражданской службы,
соотношение классных чинов федеральной
гражданской службы и воинских и специальных
званий, классных чинов правоохранительной
службы, а также соотношение классных
чинов федеральной гражданской службы
и классных чинов гражданской службы субъектов
РФ определяется указом Президента РФ.
В число установленных федеральным законом
квалификационных требований к должностям
гражданской службы входят требования
к уровню профессионального образования,
стажу гражданской службы (государственной
службы иных видов) или стажу (опыту) работы
па специальности, профессиональным знаниям
и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей (ст. 12). Квалификационные
требования устанавливаются в соответствии
с категориями и- группами должностей
гражданской службы. В число квалификационных
требований к должностям категорий «руководители»,
«помощники (советники)», «специалисты»
всех групп должностей гражданской службы,
а также категории «обеспечивающие специалисты»
главной и ведущей групп должностей входит
наличие высшего профессионального образования,
а в число квалификационных требований
к должностям категории «обеспечивающие
специалисты» старшей и младшей групп
должностей гражданской службы – наличие
среднего Профессионального образования,
соответствующего направлению деятельности.
Квалификационные требования к стажу
гражданской службы государственной службы
иных видов) или стажу (опыту) работы по
специальности для федеральных гражданских
служащих устанавливаются указом Президента
РФ, для гражданских служащих субъекта
РФ — законом субъекта РФ.
Квалификационные требования к профессиональным
знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей, устанавливаются
нормативным актом государственного органа
с учетом его задач и функций и включаются
в должностной регламент гражданского
служащего.
По роду своей профессиональной работы
и сферам деятельности все служащие делятся
на занятых в сфере экономической, социально-культурной
и административно-политической деятельности.
В служебно-дисциплинарных административно-правовых
отношениях, связанных с применением к
служащим мер поощрения и ответственности
за служебные проступки, должностным лицом
выступает не непосредственный начальник,
а наниматель, т. е. руководитель, который
наделен правом назначения этого служащего
на должность и его увольнения. Начальников
и руководителей у служащего может быть
несколько, а должностное лицо, пользующееся
правом применения мер поощрения и дисциплинарной
ответственности, одно.
Во внеслужебных отношениях с гражданами
должностным лицом может выступать наделенный
публичной властью (т. е. правом отдавать
указания, обязательные к исполнению,
лицам, не состоящим в его служебном подчинении,
—гражданам) представитель государственной
или муниципальной власти (милиционер,
военнослужащий внутренних войск при
исполнении служебных обязанностей по
охране общественного порядка, оперативные
работники некоторых правоохранительных
органов и др.).
Должностные лица многочисленных государственных контрольно-инспекционных органов (государственных инспекций),
пользующихся правом применения мер административного
предупреждения, пресечения и административных
взысканий, тоже составляют особую и специфичную
группу государственных служа должностных
лиц, исчерпывающий перечень которых дан
КоАП РФ.
Статья 11. Ограничения, связанные с государственной
службой
1. Государственный служащий не
вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, кроме педагогической,
научной и иной творческой
деятельности;
2) быть депутатом законодательного
(представительного) органа Российской
Федерации, законодательных (представительных)
органов субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской
деятельностью лично или через
доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления
коммерческой организацией, если
иное не предусмотрено Федеральным
законом или если в порядке,
установленном Федеральным законом
и законами субъектов Российской
Федерации, ему не поручено участвовать
в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем
по делам третьих лиц в государственном
органе, в котором он состоит
на государственной службе либо
который непосредственно подчинен
или непосредственно подконтролен
ему;
6) использовать в неслужебных
целях средства материально-технического,
финансового и информационного
обеспечения, другое государственное
имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации
и выступления в качестве государственного
служащего;
8) получать от физических и
юридических лиц вознаграждения
(подарки, денежное вознаграждение,
ссуды, услуги, оплату развлечений,
отдыха, транспортных расходов и
иные вознаграждения), связанные
с исполнением должностных обязанностей,
в том числе и после выхода
на пенсию;
ГАРАНТ:
Согласно ГК РФ, введенному
в действие с 1 марта 1996 г., не допускается
дарение, за исключением обычных подарков,
стоимость которых не превышает пяти МРОТ, государственным
служащим и служащим органов муниципальных
образований в связи с их должностным
положением или в связи с исполнением
ими служебных обязанностей
9) принимать без разрешения Президента
Российской Федерации награды, почетные
и специальные звания иностранных
государств, международных и иностранных
организаций;