Административно-правовой статус государственных служащих: понятие и признаки
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 07:59, лекция
Описание работы
Государственные и муниципальные служащие по действующему законодательству — граждане России, осуществляющие профессиональную служебную деятельность (исполняющие профессиональные обязанности) по занимаемым должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должности муниципальной службы является обязательным и определяющим признаком понятия, соответственно, государственного или муниципального служащего.
10) выезжать в служебные командировки
за границу за счет физических
и юридических лиц, за исключением
служебных командировок, осуществляемых
в соответствии с международными
договорами Российской Федерации
или на взаимной основе по
договоренности федеральных органов
государственной власти и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации с государственными
органами иностранных государств,
международными и иностранными
организациями;
11) принимать участие в забастовках;
12) использовать свое служебное
положение в интересах политических
партий, общественных, в том числе
религиозных, объединений для пропаганды
отношения к ним. В государственных
органах не могут образовываться
структуры политических партий,
религиозных, общественных объединений,
за исключением профессиональных
союзов.
2. Государственный служащий обязан
передавать в доверительное управление
под гарантию государства на
время прохождения государственной
службы находящиеся в его собственности
доли (пакеты акций) в уставном
капитале коммерческих организаций
в порядке, установленном Федеральным
законом.
Гарантии государственным служащим.
Денежное содержание государственного
служащего
Для обеспечения правовой и социальной
защищенности гражданских служащих, повышения
мотивации эффективного исполнения ими
своих должностных обязанностей, укрепления
стабильности профессионального состава
кадров гражданской службы и в порядке
компенсации ограничений, установленных
законодательством, Федеральный закон
№ 79-ФЗ декларирует гарантии гражданским
служащим (ст. 52), вычленяя из них основные
и дополнительные. К основным относятся:
1) равные условия оплаты труда,
а также сопоставимые показатели
оценки эффективности результатов
профессиональной служебной деятельности
при замещении соответствующих
должностей гражданской службы;
2) право гражданского служащего
на своевременное и в полном
объеме получение денежного содержания;
3) условия прохождения гражданской
службы, обеспечивающие исполнение
должностных обязанностей в соответствии
с должностным регламентом;
4) отдых, обеспечиваемый установлением
нормальной продолжительности служебного
времени, предоставлением выходных
дней и нерабочих праздничных
дней, а также ежегодных оплачиваемых
основного и дополнительных отпусков;
5) медицинское страхование гражданского
служащего и членов его семьи;
6) обязательное государственное
социальное страхование на случай
заболевания или утраты трудоспособности
в период прохождения гражданской
службы либо сохранение денежного
содержания при временной нетрудоспособности,
а также на время прохождения
медицинского обследования в
специализированном учреждении
здравоохранения;
7) выплаты по обязательному государственному
страхованию в случаях, порядке
и размерах, установленных законодательством;
8) возмещение расходов, связанных
со служебными командировками;
9) возмещение расходов, связанных
с переездом гражданского служащего
и членов его семьи в другую
местность при переводе гражданского
служащего в другой государственный
орган;
10) защита гражданского служащего
и членов его семьи от насилия,
угроз и других неправомерных
действий в связи с исполнением
им должностных обязанностей;
11) государственное пенсионное
обеспечение граждан Российской
Федерации, проходивших государственную
службу, и их семей.
При определенных условиях гражданским
служащим могут предоставляться дополнительные
государственные гарантии гражданских
служащих. Таковыми является право на:
1) профессиональную переподготовку,
повышение квалификации и стажировку
с сохранением на этот период
замещаемой должности гражданской
службы и денежного содержания;
2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое
в связи с исполнением должностных
обязанностей, в зависимости от
категории и группы замещаемой
должности гражданской службы, а
также компенсация за использование
личного транспорта в служебных
целях и возмещение расходов,
связанных с его использованием;
3) замещение иной должности гражданской
службы при реорганизации или
ликвидации государственного органа
либо сокращении должностей гражданской
службы;
4) единовременную субсидию на
приобретение жилой площади один
раз за весь период гражданской
службы. Могут предоставляться и
иные государственные гарантии.
Гарантию нормального гражданского существования,
проживания до явки на государственную
службу из дома, расположенного не в служебном
помещении, тоже государство должно обеспечить
всем комплексом социально-экономических
и идеологических условий. Кражи государственных
служащих с целью получения дохода демонстрирует
практика последнего времени. Метод кражи
государственного служащего и его выкуп
- проявился и расцвел во времена режима
Б. Н. Ельцина. Вот одна из заметок, опубликованных
в газете:
"В Чечне в заложники "просто
так" не попадают: бандиты действуют
со стопроцентной уверенностью.
Очевидно, они прознали, что у
похищенных имелись денежные
знаки или их родственники
где-нибудь в Москве имеют хорошо
налаженный бизнес.
Май 1997 г. - за журналистов НТВ Елену Масюк,
Илью Мордюкова и Дмитрия Ольчева было
выплачено 2 млн долларов.
Май 1998 г. - за полномочного представителя
Президента РФ в Чечне Валентина Власова,
по неподтвержденным данным, заплатили
4 млн долларов.
Март 1999 г. - за генерал-майора Шпигуна
требовали 15 млн долларов. Он погиб".
Не обеспечить зашитой своего представителя
- верх цинизма властей по отношению к
государственным служащим.
Главным материальным стимулом повышения
качества труда государственного служащего
является уровень жалованья. Принцип платности
работы в государственных органах возник
как результат классовой борьбы: могут
обходиться без государственного содержания
только состоятельные люди, а в этом случае
они проводят на государственной должности
интересы имущих классов, которые могут
не совпадать с интересами бедного населения
и даже государства в целом. Бесплатное
выполнение государственных функций предусматривает
только Устав Римской курии (ст. 21). Но уже
в Законе о чистке государственного аппарата
в Иране возможности работать в государственном
органе бесплатно не предусматривается,
что более роднит иранский закон с принципами
законодательства в этом вопросе основных
стран континентальной системы права.
Зарплата является естественным стимулом
государственному служащему для надлежащего
выполнения им своих обязанностей и для
роста в квалификации и по службе.
Денежное содержание является основным
средством материального обеспечения
и стимулирования профессиональной служебной
деятельности государственного служащего
по замещаемой должности гражданской
службы. Оно состоит из месячного оклада
гражданского служащего в соответствии
с замещаемой им должностью гражданской
службы и месячного оклада гражданского
служащего в соответствии с присвоенным
ему классным чином гражданской службы,
которые составляют оклад месячного денежного
содержания гражданского служащего, а
также из ежемесячных и иных дополнительных
выплат (ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов
за классный чин федеральных государственных
гражданских служащих устанавливаются
указом Президента Российской Федерации,
а за классный чин государственных гражданских
служащих субъекта Российской Федерации
- нормативным правовым актом субъекта
Российской Федерации.
Тарифная система оплаты труда, установленная
ст. 143 Трудового кодекса РФ, в новом законодательстве
о государственной службе больше не упоминается.
Этим подчеркивается особый характер
служебной деятельности государственного
служащего, отличающийся от правового
регулирования трудовых отношений. Вместе
с тем применение Единой тарифной сетки
является обязательным для всех учреждений,
организаций и предприятий, находящихся
на бюджетном финансировании, - предписывается
постановлением Правительства РФ от 14
октября 1992 г. № 785 "О дифференциации
в уровнях оплаты труда работников бюджетной
сферы на основе Единой тарифной сетки"1.
В соответствии со статьей 13 Федерального
закона № 79-ФЗ гражданский служащий получает
денежное содержание за счет средств федерального
бюджета или бюджета субъекта Российской
Федерации.
Из зарубежных образцов правового регулирования
оплаты труда государственного служащего
лучшим мне представляется шкала заработных
плат по Общей шедуле в США, включенная
в Свод законов США и представляющая собой
таблицу, где по вертикали определены
ступени государственного служащего,
а но горизонтали стаж его службы, в этой
таблице уровни заработной платы возрастают
но диагонали, причем заработная плата
1-й ступени при стаже до 1 года (секретарша)
отличается от зарплаты высокопоставленного
служащего с 10-летним стажем менее чем
в 10 раз. Прямое закрепление таких ставок
и открытое их опубликование сокращает
возможности спекуляций на таком серьезном
для служащего вопросе, создает надежные
стимулы роста и повышения квалификации
служащим. В законодательстве США наиболее
простым образом решен вопрос и об уровнях
служебной лестницы.
Неоднозначной является оценка позиции
Г. Попова, одного из идеологов перестройки
и приватизации общенародного имущества.
Он считал, что взятка - это зарплата чиновника.
И это он говорил в положительном плане
как руководство к действию. Можно воспринять
его тезис в том плане, что заработная
плата государственного служащего должна
быть эквивалентна или превышать сумму
той взятки, на которую готов пойти посетитель
государственного учреждения. Тогда государственный
служащий не станет покушаться на взятку
в опасении потерять свое служебное место.
Это и есть "рыночный" механизм ценообразования,
в данном случае рабочей силы, государственного
служащего.
В качестве гарантии охраны труда и здоровья
государственному гражданскому служащему
устанавливается ежегодный оплачиваемый
отпуск, который состоит из основного
оплачиваемого отпуска и дополнительных
оплачиваемых отпусков.
Стадии, этапы прохождения государственной
службы.
1. Поступление на службу, конкурс,
назначение на должность либо
избрание.
4. Перемещение по службе: квалификационные
экзамены, классные чины, конкурсы
на продвижение, на служебный
рост, зачисление в кадровый резерв.
5. Прекращение государственной
службы.
Поступление граждан на гражданскую
службу.
На гражданскую службу вправе поступать
граждане Российской Федерации, достигшие
возраста 18 лет, владеющие государственным
языком Российской Федерации и соответствующие
квалификационным требованиям. Предельный
возраст пребывания на гражданской службе
– 65 лет.
Поступление гражданина на службу осуществляется
по результатам конкурса. Положение о
конкурсе на замещение вакантной должности
государственной гражданской службы Российской
Федерации, определяющее порядок и условия
его проведения, утверждается указом Президента
Российской Федерации. Конкурс заключается
в оценке профессионального уровня претендентов.
Гражданин, поступающий на гражданскую
службу, заключает служебный контракт
о прохождении гражданской службы или
замещении должности, и обязуются исполнять
должностные обязанности в соответствии
с должностным регламентом и соблюдать
служебный распорядок государственного
органа. Служебным контрактом устанавливаются
права и обязанности сторон. Содержание
и форма служебного контракта устанавливаются
правовым нормативным актом государственного
органа.
Аттестация государственного служащего.
Аттестация гражданского служащего проводится
в целях определения его соответствия
замещаемой должности гражданской службы,
Аттестации не подлежат гражданские служащие,
замещающие должности гражданской службы
категорий "руководители" и "помощники
(советники)", в случае, если с указанными
гражданскими служащими заключен срочный
служебный контракт. Аттестация гражданского
служащего проводится один раз в три года,
может проводится внеочередная аттестация.
Для проведения аттестации гражданских
служащих правовым актом государственного
органа формируется аттестационная комиссия.
В состав аттестационной комиссии включаются
представитель нанимателя и (или) уполномоченные
им гражданские служащие (в том числе из
подразделения по вопросам государственной
службы и кадров, юридического (правового)
подразделения и подразделения, в котором
гражданский служащий, подлежащий аттестации,
замещает должность гражданской службы),
представитель соответствующего органа
по управлению государственной службой,
а также представители научных и образовательных
учреждений, других организаций, приглашаемые
органом по управлению государственной
службой по запросу представителя нанимателя
в качестве независимых экспертов – специалистов
по вопросам, связанным с гражданской
службой, без указания персональных данных
экспертов. Число независимых экспертов
должно составлять не менее одной четверти
от общего числа членов аттестационной
комиссии.