Административно-правовой статус граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Административное право - важнейшая отрасль правовой системы любой страны.

Содержание работы

Введение
1. Административно-правовой статус граждан
1.1 Административно-правовой статус гражданина
2. Особенности административно-правового статуса отдельных категорий граждан
3. Административная ответственность за нарушения прав граждан
4. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая адм.docx

— 35.78 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ ПРАВА  И УПРАВЛЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юридический факультет заочная  форма обучения

Специальность 030501.65 - «Юриспруденция»

Курсовая работа

По дисциплине: Административное право

На тему: Административно-правовой статус граждан

Слушатель Гафаров Руслан Фархатович

курс 2 учебная группа № 1102

Рязань 2008 г.

План

Введение

1. Административно-правовой  статус граждан

1.1 Административно-правовой  статус гражданина

2. Особенности административно-правового  статуса отдельных категорий  граждан

3. Административная ответственность  за нарушения прав граждан

4. Особенности административно-правового  статуса лиц, совершивших преступления  и административные проступки

Заключение

Список нормативных актов  и литературы

Введение

В демократическом государстве  формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви  государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой  большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Административное право - важнейшая отрасль правовой системы  любой страны. Особенно велика его  роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный  состав населения, традиционно большой  объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной  администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права  закрепляет права и обязанности  граждан и иных невластных субъектов  в отношениях с представителями  исполнительной власти, организационные  основы, систему государственной  администрации, полномочия ее структурных  единиц, принципы, методы, формы их деятельности. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании властеотношений. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных/ ст.2 Конституции РФ/, и часто конкретизируют последнее. Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила охоты, дорожного движения. Разнообразными нормативными актами органов исполнительной власти;

1. конкретизируются конституционные  права и обязанности граждан;

2 .первично предоставляются  определенные права;

3. устанавливаются процедуры  реализации прав и обязанностей;

4 .определяются органы, должностные  лица, которые обязаны оказывать  гражданам содействие при осуществлении  прав и обязанностей.

Одно из принципиальных отличий  современного состояния отечественного административного права заключается  в том, что по сравнению с советским  периодом его развития нормы данной отрасли права главным своим  предназначением имеют регулирование  и охрану прав и свобод российских граждан. Вследствие этого многократно  возрастает роль последних в системе  субъектов административного права  России. Не будет преувеличением утверждать, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а  также закрепление мер их защиты от административного произвола  и ведомственных злоупотреблений  ставится во главу угла административно-правового  регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного  права. Перенос центра тяжести административного  законодательства, а создание усилиями органов и должностных лиц  государственного и муниципального управления надлежащих условий для  полноценной реализации прав и свобод российских граждан актуализирует  научное осмысление административно-правового  статуса граждан и его законодательного обеспечения. Однако приходится констатировать, что преимущественное внимание исследователей административного права традиционно  сосредоточено на таких его категориальных (понятийных) составляющих, как государственное  управление, исполнительная власть, органы государственного управления (органы исполнительной власти), государственная  служба, правовые акты управления, административно-правовые методы, административное принуждение, административный процесс, административно-правовые режимы. Не умаляя значение перечисленных  и иных институтов административного  права, все же нельзя не признать, что  они по своей юридической природе  производны от правового статуса  граждан в сфере управления. Именно обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов  местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений.

1. Административно-правовой статус граждан

Права и обязанности граждан  в сфере административного права  в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах. Согласно Конституции - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и «несет равные обязанности», предусмотренные Конституцией.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:

-комплекс их прав и  обязанностей, закреплённых нормами  административного права;

-гарантии реализации  этих прав и обязанностей, включая  их охрану законом и механизм  защиты органами государства  и местного самоуправления;

Правовые акты, относящиеся  к установлению административно-правового  статуса человека и гражданина, могут  быть подразделены в зависимости:

-от принципа разделения  властей - на акты органов законодательной  власти и акты органов исполнительной  власти;

-от юридической силы - на законы и подзаконные акты;

-от характера компетенции  издающих их органов - на акты  органов общей, отраслевой и  межотраслевой компетенции.

В правовых актах не отождествляется  правовой статус личности (человека) и  гражданина Российской Федерации. Гражданин  обладает большим объемом прав и  обязанностей, чем человек как  таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых  прав и обязанностей, принадлежащих  ее гражданам. В формировании и реализации составляющих административно-правового  статуса граждан России, помимо Конституции  Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

-издают правовые акты, влияющие на содержание статуса  граждан, влекущие приобретение  ими прав и обязанностей в  той или иной сфере (например, реализация права на образование  предполагает издание акта о  зачислении в учебное заведение);

-организуют исполнение  законов, имеющих непосредственное  отношение к административно-правовому  положению граждан;

-помогают гражданам в  реализации их конкретных субъективных  прав (например, в вопросах социальной  защиты);

-осуществляют охрану  прав и свобод граждан. Большинство  основных (конституционных) прав  граждан нуждается в административно-правовом  обеспечении. А если они не  подкреплены административно-правовыми  нормами, то зачастую становятся  благими пожеланиями, красивыми  обещаниями. Так, нормы Федерального  закона "О порядке выезда из  Российской Федерации и въезда  в Российскую Федерацию", закрепив  право граждан России на получение  заграничного паспорта, процедуру  его получения и ряд других  вопросов, урегулировали административно-правовой  механизм реализации конституционного  права на выезд из России  и въезд в нее. Статья 33 Конституции  РФ закрепляет право граждан  России обращаться в государственные  и муниципальные органы. Очевидно, что для реализации этого права  нужен федеральный закон, закрепляющий  порядок его осуществления. Необходимо  уточнить круг субъектов соответствующих  отношений: могут ли обращаться  в органы публичной власти  лица, не являющиеся гражданами  России, можно ли обращаться в  частные организации, к тому  же нужно решить вопрос об  ответственности за бюрократическое  отношение к обращениям граждан.  Таким образом, административное  право конкретизирует права и  обязанности граждан, устанавливаемые  конституционным правом, и делает  это при помощи органов государственного  управления и местного самоуправления. Под административной правоспособностью  гражданина понимается признаваемая  за ним законом возможность  быть субъектом административного  права, иметь права и обязанности  административно-правового характера.  Она возникает с момента рождения  гражданина и прекращается с  его смертью. Административная  правоспособность граждан не  может быть отчуждаема и передаваема.  Её объём изменяется лишь законом.  Для отдельных граждан эта  правоспособность может быть  временно ограниченна в случаях  и в порядке, определяемых законодательством,  например, в связи с совершением  уголовного или административного  правонарушения, за которые закон  предусматривает санкции в виде  лишения свободы, лишение специальных  прав и другие правоограничения. Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)

Права и обязанности граждан  по содержанию можно подразделить на две группы:

-статусные, указывающие  на положение гражданина в  социальной структуре страны;

-адекватные тем сферам, в которых права и обязанности  могут реализовываться. Одним  из прав граждан, находящихся  в административной правовой  сфере, является право на хранение  и ношение определённых видов  оружия. Оно реализуется Федеральным  Законом от 13.12.96 "Об оружии" и контролируется органами внутренних  дел. Так, для получения лицензии  на приобретение оружия гражданин  Российской Федерации обязан  представить в орган внутренних  дел по месту жительства заявление  по установленной форме, медицинское  заключение об отсутствии противопоказаний  к владению оружием, связанных  с нарушением зрения, психическим  заболеванием, алкоголизмом или  наркоманией, и документ, подтверждающий  гражданство Российской Федерации.

Административная дееспособность гражданина - признаваемая за ним способность  своими личными действиями: а) приобретать  права и обязанности административно-правового  характера; б) осуществлять их. Такая  дееспособность включает также способность  гражданина лично нести ответственность  за совершенные правонарушения в  соответствии с действующими правовыми  актами. Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут  быть граждане, определяется их административной правоспособностью. Но возникают они  в процессе реализации гражданами своих  субъективных прав и юридических  обязанностей, как по собственной  инициативе, так и в порядке  одностороннего волеизъявления органа государственного управления, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении  субъективных прав инициатива преимущественно  принадлежит гражданам.

1.1 Административно-правовой статус гражданина

Правовой статус гражданина - одна из важнейших политико-юридических  категорий, неразрывно связанных с  социальной структурой общества, уровнем  демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве  представляет собой сложный и  многосторонний конституционно-правовой механизм. Те контакты, которые возникают  между государством и индивидом, а ток же взаимоотношения людей  друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем  единстве правовой статус индивида. Построение правового гражданского общества немыслимо, если частное лицо не занимает в  его правовой системе одну из ведущих  позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже государственных. Три  юридических кита составляют основу цивилизованной человеческой системы - права и свободы человека, приоритет  частного права, независимое и сильное  правосудие. Взаимосвязи государства  и личности нуждаются в четкой упорядоченности и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституции и других, нормативно правовых актах. Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают пристальное внимание специалистов различных отраслей права. Это обусловлено тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой институт. Вместе с тем каждый человек является субъектом правового общения, как в целом, так и отдельных областях. Поэтому его статус в той или иной области регулируются нормами той или иной отрасли права. Согласно Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Эти конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством.

По своей юридической  природе права, свободы, обязанности  и ответственность граждан в  сфере управления ничем не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и  ответственности, которыми граждане обладают во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Все  граждане России равны перед законом  независимо от происхождения, социального  и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения  к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Основные права, свободы и обязанности  граждан определены Конституцией, конституциями  республик в составе России, российским законом о гражданстве, законами о гражданстве республик в  составе Российской Федерации. Их конкретизация содержится в административном и ином законодательстве. Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР, образования СНГ, принятия российского Закона «О гражданстве» всех лиц по признаку гражданства необходимо поделить на шесть групп: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, почетные граждане, граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме России), иностранцы и лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть различия. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих и временно прибывших иностранцев не идентичны. Но это уже внутриродовые особенности. Сейчас можно говорить о трех категориях граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством) и о трех категориях лиц («ближнего» и «дальнего зарубежья», лицах без гражданства), не имеющих российского гражданства. С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

1. Конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав. Они являются вторичными по отношению к конституционным правам, производными от них, условно их можно назвать конституционно-административными;

2. Права, регулируемые  только нормами административного  права, получившие первичное закрепление  в источниках административного  права (чисто административные).

Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены  административно-правовыми нормами, то зачастую становятся благими пожеланиями, красивыми обещаниями. Таковой является, например, ч. 1 ст. 59. Конституции, в которой  сказано о праве на замену военной  службы альтернативной гражданской  службой, хотя еще не принят закон  об альтернативной военной службе. В этом и других случаях административное законодательство должно уточнить, кто  имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализации, механизм осуществления, ответственность  за нарушение права. Так, нормы Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", закрепив право граждан  России на получение заграничного паспорта, процедуру его получения и  ряд других вопросов, урегулировали  административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд  из России и въезд в нее. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право  граждан России обращаться в государственные  и муниципальные органы. Очевидно, что для реализации этого права  нужен федеральный закон, закрепляющий порядок его осуществления. Необходимо уточнить круг субъектов соответствующих  отношений: могут ли обращаться в  органы публичной власти лица, не являющиеся гражданами России, можно ли обращаться в частные организации, к тому же нужно решить вопрос об ответственности  за бюрократическое отношение к  обращениям граждан.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан