Очевидно, что без административно-правовой
поддержки очень трудно и даже
невозможно было бы реализовать права
на образование, бесплатную медицинскую
помощь, благоприятную окружающую среду,
равный доступ к государственной
службе, обеспечение жильем. Хотя и
в меньшей степени, в административно-правовом
обеспечении нуждаются право
на объединение, право проводить
забастовки, право на предпринимательскую
деятельность. Для реализации конституционных
прав закреплены административные права
граждан на административную жалобу,
на оружие, на заграничный паспорт,
на поступление в школу, вуз, на государственную
службу, на скорую помощь, на обеспечение
бесплатными лекарствами. К числу
административных относятся права
граждан на охоту, рыбную ловлю, управление
транспортными средствами, на получение,
замену паспорта гражданина России, на
защиту в производстве по административным
правонарушениям и др. Административное
право регулирует также права
отдельных категорий граждан: беженцев,
вынужденных переселенцев, детей- сирот,
студентов, военнослужащих, работников
милиции. С точки зрения механизма реализации
можно выделить права абсолютные (безусловные)
и относительные. К абсолютным относятся
права, которыми лица пользуются по своему
усмотрению, а субъекты власти обязаны
создать условия и не мешать их реализации,
защищать их. Это, например, право на административную
жалобу, выбор имени, трудоустройство,
пользования публичными библиотеками,
получения общего среднего образования.
Реализация абсолютных прав зависит, главным
образом или даже исключительно, от воли
гражданина. Относительными следует считать
такие права, для реализации которых нужен
акт государственного органа. Например,
приказ о назначении на должность, лицензия
на осуществление деятельности. Воля гражданина
должна быть опосредована волей субъекта
власти, актом применения права. По кругу
лиц, которым права предоставляются, и
основаниям их возникновения можно различать
общие и специальные права. Последние
чаще всего являются льготами, которые
даются по признакам:
-социально-демографическим
(больным, многодетным, вынужденным
переселенцам и т. д.);
-общественно полезной
деятельности (ветеранам, военнослужащим,
Героям России, государственным
служащим и др.).
По содержанию различаются
такие группы прав граждан, как:
-на социально-политическую
активность, участие в государственных
делах. Это права на государственную
службу, внесение предложений, получение
информации в установленной форме,
право организовывать, участвовать,
выходить из общественных объединений,
пресекать противоправные действия,
учреждать газету и др.;
-на государственное участие,
содействие, помощь компетентных
организаций. Речь идет, например,
о праве пользоваться бесплатными
благами (библиотеками и др.), получать
организационную (в трудоустройстве,
например), техническую, санитарно-эпидемиологическую,
медицинскую и иную помощь;
-на защиту. Основные формы
его реализации: 1) административная
жалоба, 2) жалоба (иск) в суд, 3) защита
в административно-юрисдикционном
производстве, 4) необходимая оборона (в
том числе право на газовое оружие), 5) право
на помощь негосударственных организаций
(коллегий адвокатов, обществ защиты прав
потребителей, профсоюзов и др.).
Среди административно-правовых
обязанностей индивидуальных субъектов
можно выделить абсолютные и относительные.
Абсолютные не зависят от каких- то конкретных
обстоятельств, они безусловны, возлагаются
на каждого (соблюдение правил регистрационного
учета, дорожного движения, санитарии
и т. д.). Относительные обязанности возникают
из правомерных действий, направленных
на приобретение прав и пользование ими.
Среди них можно различать: 1) обязанности
пользователя (читателя государственной
библиотеки, студента государственного
вуза, рыболова, пассажира и др.); 2) обязанности
лица, получившего разрешение на совершение
определенных действий, владение определенным
имуществом (водителя, собственника газового
оружия, частного детектива и др.).
В третью группу следует
выделить обязанности, которые порождаются
неправомерными действиями. В их числе:
-обязанности выполнять
законные требования представителей
власти (предъявлять документы, пройти
в РОВД и т. д.);
-обязанности претерпевать
меры принуждения (задержание, арест
имущества, лишение прав, конфискация
и др.);
-обязанности по исполнению
взысканий и иных мер воздействия,
применяемых уполномоченными субъектами
(уплатить штраф, возместить ущерб,
принести извинение, выполнить
наряд вне очереди).
По критерию первичности
источника норм, закрепляющих административно-правовую
обязанность, нужно выделить обязанности,
конкретизирующие конституционные (конституционно-административные)
и чисто административные. Так, обязанности
соблюдать правила воинского
учета, являться по вызову в военкомат,
поступать и учиться в учебных
заведениях, дающих основное общее
образование, не загрязнять водоемы, леса
и др. -- являются конституционно-административными.
Чисто административные обязанности --
соблюдение правил регистрационного учета,
санитарии, пожарной безопасности, дорожного
движения, правила пользования библиотеками,
архивами, осуществление лицензируемых
видов деятельности, выполнение учебных
планов и соблюдение правил внутреннего
распорядка в учебных заведениях. Среди
административно-правовых обязанностей
по критерию защиты их правовыми санкциями
можно выделить не обеспеченные и обеспеченные
санкциями- А среди обязанностей второй
группы полезно различать те, которые
обеспечены административными, дисциплинарными,
уголовными, гражданско-правовыми санкциями.
В некоторых случаях (например, нарушения
правил дорожного движения) обязанность
может быть обеспечена разными санкциями.
А обязанность иметь, получать основное
общее образование санкциями вообще не
защищена. Для укрепления административно-правового
статуса гражданина важное значение имеет
идея Кодекса о том, что единственным источником
законодательства об административной
ответственности (по аналогии с уголовным
законодательством) является закон. Этим
исключается возможность установления
административной ответственности указами.
2. Особенности
административно-правового статуса
отдельных категорий граждан
Несмотря на то, что Конституция
Российской Федерации устанавливает
равенство прав и свобод всех граждан
России, может быть узаконено неравенство
отдельных категорий людей в
зависимости от различных обстоятельств.
Имеются существенные особенности
в правовом статусе вынужденных
переселенцев, беженцев, безработных
и некоторых других категорий
граждан. Так, Закон РФ от 19.04.91 (ред.
от 20.04.96) "О занятости населения
в Российской Федерации” определяет
правовые, экономические и организационные
основы государственной политики содействия
занятости населения, в том числе
гарантии государства по реализации
конституционных прав граждан Российской
Федерации на труд и социальную защиту
от безработицы. Федеральный Закон
от 19.02.93 (ред. от 28.06.97) "О беженцах"
определяет основания и порядок
признания беженцем на территории Российской
Федерации, устанавливает экономические,
социальные и правовые гарантии защиты
прав и законных интересов беженцев
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, общепризнанными принципами
и нормами международного права
и международными договорами Российской
Федерации. Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95)
"О вынужденных переселенцах"
определяет статус вынужденных переселенцев,
устанавливает экономические, социальные
и правовые гарантии защиты их прав
и законных интересов на территории
Российской Федерации в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными
договорами Российской Федерации.
3. Административная
ответственность за нарушения
прав граждан
Рассматривая административно-правовой
статус граждан РФ, необходимо отметить
каким образом нормами административного
права предусмотрена защита продекларированных
прав и свобод. Например, в соответствии
со статьёй 33 Конституции РФ граждане
Российской Федерации имеют право
обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и органы
местного самоуправления. Эта формула
включает в себя право жалобы граждан.
Более полно право граждан
обжаловать в судебные органы решения
и действия, нарушающие их права
и свободы, реализуется в Законе
РФ от 27.04.93 (ред. от 14.12.95) "Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан”. В
соответствии с этим законом “каждый
гражданин вправе обратиться с жалобой
в суд, если считает, что неправомерными
действиями (решениями) государственных
органов, органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений или должностных
лиц, государственных служащих нарушены
его права и свободы. Ответственность
государственного служащего наступает
в связи с его обязанностью
признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и
гражданина в соответствии со статьей
5 Федерального закона "Об основах
государственной службы Российской
Федерации". Действие статей настоящего
Закона в отношении государственных
служащих распространяется также на
муниципальных служащих в случае
приравнивания их федеральным законодательством
к государственным служащим. В
том случае, если гражданину должностными
лицами органов власти и управления
причинён ущерб, он вправе обратиться
в вышестоящий орган или в
суд с заявлением о возмещении
ущерба. Статья 53 Конституции РФ устанавливает,
что: «Каждый имеет право на возмещение
государством вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов
государственной власти или их должностных
лиц» Статья 16 ГК РФ детализирует приведенную
статью Конституции и устанавливает, что
«убытки, причиненные гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления или
должностных лиц этих органов. В том числе
издания не соответствующего закону или
иному правовому акту акта государственного
органа или органа местного самоуправления,
подлежат возмещению Российской Федерацией,
соответствующим субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием».
4. Особенности административно-правового
статуса лиц, совершивших преступления
и административные проступки
Действующим административным
законодательством установлены
различные ограничения для лиц,
совершивших преступления. Они непосредственно
не связаны с уголовным наказанием.
Часть из них распространяется на
лиц, привлекаемых к уголовной ответственности,
часть -- на лиц, отбывающих наказания,
часть -- на лиц, имевших судимость.
Так, гражданин, который имел
или имеет судимость, не может
быть принят на службу в органы внутренних
дел, в таможенные органы, а в связи
с осуждением за преступление он подлежит
увольнению со службы. Лицо не может
быть принято на службу в органы
и учреждения прокуратуры и находится
на этой службе, если оно имеет или
имело судимость. Не подлежат призыву
и не могут добровольно поступить
на военную службу граждане, привлекаемые
к уголовной ответственности
или имеющие судимость за совершение
преступления. Говоря об ограничениях
в выборе вида деятельности, нужно
также отметить, что лицензии на
занятие частной детективной
и охранной деятельностью не могут
быть выданы тем, кто имеет судимость
за совершение умышленного преступления.
За лицами, совершившими тяжкие преступления,
может быть установлен административный
надзор органов милиции, что уже
само по себе означает установление специального
административно-правового статуса
поднадзорного. Статьей 50 Федерального
закона «О наркотических средствах
и психотропных веществах» предусмотрено,
что после освобождения из мест отбывания
лишения свободы лиц, совершивших
тяжкие преступления, связанные с
незаконным оборотом наркотических
средств, по решению суда за ходом
их социальной реабилитации может быть
установлено наблюдение. Такое наблюдение
предусматривает «запрет посещения
определенных мест, ограничение пребывания
вне дома после определенного
времени суток или ограничение
выезда в другие местности без
разрешения органа внутренних дел». В
ст. 10 этого Закона сказано: «При выдаче
юридическому лицу лицензии на вид
деятельности, связанный с оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, учитывается заключение органов
внутренних дел об отсутствии у работников,
которые в силу своих служебных
обязанностей получат доступ непосредственно
к наркотическим средствам и
психотропным веществам, непогашенной
или неснятой судимости за преступление
средней тяжести, тяжкое либо особо
тяжкое преступление либо за преступление,
связанное с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ...» На
основании ст. 59 иностранным гражданам
и лицам без гражданства, совершившим
преступления, связанные с оборотом наркотиков,
может быть не разрешен въезд в Россию.
Они могут быть также выдворены за пределы
России. Граждане, осужденные по решению
суда к исправительным работам, не могут
быть признаны безработными. Учредителем
средства массовой информации не может
выступать гражданин, отбывающий наказание
в местах лишения свободы. Право гражданина
России на выезд за границу может быть
временно ограничено, если он:
-задержан по подозрению
в совершении преступления либо
привлечен в качестве обвиняемого
-- до вынесения решения по делу
или вступления в законную
силу приговора суда;
-осужден за преступление
-- до отбытия наказания или
освобождения от него.
Ряд установленных федеральным
законодательством ограничений
касается как лиц, совершивших преступления,
так и лиц, совершивших административные
проступки. Например, лицензия на приобретение
оружия гражданам России не выдается,
если они имеют судимость за совершение
умышленного преступления, отбывают
наказание за совершенное преступление,
а также -- совершившим в течение года
повторно административное правонарушение,
посягающее на общественный порядок или
установленный порядок управления.
Заключение
В последнее время совершенствуется
деятельность государственных, общественных
органов, должностных лиц и органов
местного самоуправления в работе по
улучшению приема населения, своевременному
и правильному рассмотрению предложений,
заявлений, жалоб граждан и, наконец,
выявлению и устранению причин, вызывающих
жалобы. Однако количество откликов на
происходящие в стране политические
и экономические события неуклонно
растет, увеличивается и поступление
коллективных обращений, все чаще граждане
предъявляют свои требования в форме
акции, забастовки, митинга, голодовки
и т. д. На это все нельзя закрывать
глаза и в первую очередь высшим
органам государственной власти.
Непринятие мер, не реагирование на все
происходящее сегодня, может привести
к социальному взрыву.… Ведь все чаще
в выступлениях граждан звучат политические
требования: смена курса реформ, смена
правительства, отставка Президента и
т. д. Совершение лицом административного
проступка также вносит изменения в его
общий статус. К нарушителю могут быть
применены установленные законами меры
процессуального принуждения (задержание,
личный досмотр, изъятие имущества и документов
и др.), к нему могут быть применены административные
взыскания, лишающие его временно определенных
прав, а виновный обязан претерпевать
осуществляемое законно принудительное
воздействие. У гражданина, привлеченного
к административной ответственности,
возникает на срок не менее года состояние
наказанности. А это может повлечь иные
неблагоприятные последствия:
-признание второго нарушения
повторным, а значит, влекущим более суровое
взыскание;
-лишение права получить
лицензию на приобретение газового
оружия;
-задержку присвоения
очередного звания;
-отзыв лицензии. Например,
лицензия на осуществление деятельности
в качестве таможенного перевозчика
отзывается в случае неоднократного
совершения таможенных правонарушений.