Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан
Нормы международного и российского права утверждают права и свободы человека как высшую ценность общества и государства. В ст. 2 Конституции РФ говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Файлы: 1 файл

Административное Право.docx

— 48.91 Кб (Скачать файл)

Таким образом можно сделать вывод о том, что административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан  эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях  и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением  уголовного или административного  правонарушения, за которые закон  предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных  прав и другие правоограничения. Так ст.118 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает лишение гражданина права управлять транспортным средством на срок до шести месяцев за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение лёгких телесных повреждений. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов срока их действия.

Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и  свобод, не подлежащих ограничению (право  на жизнь, на неприкосновенность частной  жизни, свобода совести и др.)

Однако, деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закреплённую Конституцией Российской Федерации. При этом конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они находят своё отражение в административно-правовых.

Права и обязанности граждан  по содержанию можно подразделить на две группы :

  • статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;
  • адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.

Административное право  влияет на осуществление конституционных  прав, обязанностей и свобод граждан  в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются  вне каких-либо правоотношений. Однако, равенство административной правоспособности граждан России, как общей способности иметь права нести обязанности, не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Во взаимодействии с управленческими  структурами реализуются прежде всего следующие права и обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации :

Статья 22. Каждый имеет право  на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем  лиц иначе как в случаях, установленных  федеральным законом, или на основании  судебного решения.

Статья 27. 1. Каждый, кто законно  находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно  выезжать за пределы Российской  Федерации. Гражданин Российской  Федерации имеет право беспрепятственно  возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 30 Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Статья 31 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование.

Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей.

2. Граждане Российской  Федерации имеют право избирать  и быть избранными в органы  государственной власти и органы  местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме.

4. Граждане Российской  Федерации имеют равный доступ  к государственной службе.

5. Граждане Российской  Федерации имеют право участвовать  в отправлении правосудия.

Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления.

Статья 53 Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 59 1.Защита Отечества  является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской  Федерации несет военную службу  в соответствии с федеральным  законом.

3. Гражданин Российской  Федерации в случае, если его  убеждениям или вероисповеданию  противоречит несение военной  службы, а также в иных установленных  федеральным законом случаях  имеет право на замену ее  альтернативной гражданской службой.

Одним из прав граждан, находящихся  в административной правовой сфере, является право на хранение и ношение  определённых видов оружия. Оно реализуется  Федеральным Законом от 13.12.96 "Об оружии" и контролируется органами внутренних дел.

Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в  орган внутренних дел по месту  жительства заявление по установленной  форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим  заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство  Российской Федерации.

Лица, впервые приобретающие  огнестрельное гладкоствольное  длинноствольное оружие самообороны, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, газовые пистолеты  и револьверы, сигнальное оружие, за исключением лиц, имеющих разрешения на хранение или хранение и ношение  оружия, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного  обращения с оружием по программе, которую определяет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Лица, впервые приобретающие  спортивное огнестрельное гладкоствольное  оружие и охотничье оружие, при  получении документа, удостоверяющего  право на охоту, обязаны по месту  жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием  в организациях, которым предоставлено  такое право Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной  с Министерством внутренних дел  Российской Федерации.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ИХ ОСОБЕННОСТИ

Несмотря на то, что Конституция  Российской Федерации устанавливает  равенство прав и свобод всех граждан  России, может быть узаконено неравенство  отдельных категорий людей в  зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности  в правовом статусе вынужденных  переселенцев, беженцев, безработных  и некоторых других категорий  граждан.

Так, Закон РФ от 19.04.91 (ред. от 20.04.96) "О занятости населения  в Российской Федерации” определяет правовые, экономические и организационные  основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе  гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Статья 3 данного закона устанавливает следующий порядок  и условия признания граждан  безработными :

1. Безработными признаются  трудоспособные граждане, которые  не имеют работы и заработка,  зарегистрированы в органах службы  занятости в целях поиска подходящей  работы, ищут работу и готовы  приступить к ней. При этом  не учитывающая выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Порядок регистрации безработных  граждан определяется Правительством Российской Федерации.

2.Решение о признании  инвалида безработным принимается  органами службы занятости в  соответствии с Федеральным законом  "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации".

3. Граждане, которым в  установленном порядке отказано  в признании их безработными, имеют право на повторное обращение  в органы службы занятости  через две недели для решения  вопроса о признании их безработными.

 

Федеральный Закон от 19.02.93 (ред. от 28.06.97) "О беженцах" определяет основания и порядок признания  беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и  законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами  международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Беженец - это лицо, которое  не является гражданином Российской  Федерации и которое в силу  вполне обоснованных опасений  стать жертвой преследований  по признаку расы, вероисповедания,  гражданства, национальности, принадлежности  к определенной социальной группе  или политических убеждений находится  вне страны своей гражданской  принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

2. Лицо, ходатайствующее  о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином  Российской Федерации и заявляет  о желании быть признанным  беженцем по обстоятельствам,  предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

иностранных граждан, прибывших  или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

лиц без гражданства, прибывших  или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих  на территории Российской Федерации  на законном основании;

 

Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95) "О вынужденных переселенцах" определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами  международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

1. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам,  предусмотренным пунктом 1 настоящей  статьи, вынужденным переселенцем  признается:

1) гражданин Российской  Федерации, вынужденный покинуть  место жительства на территории  иностранного государства и прибывший  на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской  Федерации, вынужденный покинуть  место жительства на территории  одного субъекта Российской Федерации  и прибывший на территорию  другого субъекта Российской  Федерации.

3. Вынужденным переселенцем  также признается иностранный  гражданин или лицо без гражданства,  постоянно проживающие на законных  основаниях на территории Российской  Федерации и изменившие место  жительства в пределах территории  Российской Федерации по обстоятельствам,  предусмотренным пунктом 1 настоящей  статьи.

4. Вынужденным переселенцем  признается также гражданин бывшего  СССР, постоянно проживавший на  территории республики, входившей  в состав СССР, получивший статус  беженца в Российской Федерации  и утративший этот статус в  связи с приобретением гражданства  Российской Федерации, при наличии  обстоятельств, препятствовавших  данному лицу в период действия  статуса беженца в обустройстве  на территории Российской Федерации

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН

Рассматривая административно-правовой статус граждан РФ необходимо отметить каким образом нормами административного  права предусмотрена защита продекларированных прав и свобод. Например, в соответствии со статьёй 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан.

Более полно право граждан  обжаловать в судебные органы решения  и действия, нарушающие их права и свободы реализуется в Законе РФ от 27.04.93 (ред. от 14.12.95) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”. В соответствии с этим законом “каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи  с его обязанностью признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Информация о работе Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права