Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 06:46, курсовая работа
Российская Конституция 1993 г. закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для нее материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Введение………………………………………………………..………………....…….3
Глава 1. Граждане как субъекты административного права.......................................5
1.1 Права и свободы граждан Российской Федерации......................................5
1.2 Обязанности граждан Российской Федерации.............................................7
1.3 Гарантии прав и свобод граждан Российской Федерации..........................9
Глава 2. Административно-правовой статус гражданина........……………..….......14
2.1 Административно-правовой статус гражданина ...............................……14 14
2.3 Административная ответственность за нарушения прав граждан.......…22
Заключение……………………..……………………………………………….....…..26 .
Список использованной литературы…….…………………………………….….....28
Наконец, четвертый уровень
административно-правового
К числу особенностей
административно-правового
Ст. 3.8 КоАП РФ определяется один из видов административных наказаний, которые могут применяться только к физическим лицам, т.е. к гражданам в широком значении. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.
Лишение специального права
в виде права управления транспортным
средством не может применяться
к лицу, которое пользуется транспортным
средством в связи с инвалиднос
Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (в данном случае статус охотника является не факультативным, а социальным. Это, прежде всего, касается представителей малочисленных народов Севера, традиционный уклад которых во многом основан на охоте и ее результатах).
Наиболее распространенный случай - лишение права управления транспортным средством за управление им в состоянии опьянения. В соответствии с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет лишение такого права на срок от полутора до двух лет, а передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - на срок от полутора до двух лет (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ).
Вторым примером административных наказаний, применение которых возможно только в отношении физических лиц, является административный арест. В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 суток, а за нарушение режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток13.
Административный арест
назначается судьей, причем лишь
В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.
Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции Российской Федерации ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.
В-третьих, административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных актов. Например, если ранее подавляющая часть прав и обязанностей граждан в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом Российской Федерации «О полиции».
В-четвертых, административно-правовой
статус граждан становится по содержанию
значительно полнее, богаче, разнообразнее, расширяется
диапазон его регулирования во многих
сферах экономической, политической, социальной
жизни. Подтверждением этого важного положения
являются, например, Закон Российской
Федерации «О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.15, отменивший прописку и установивший
взамен нее регистрацию граждан и уведомительный
порядок ее реализации; Федеральный закон
«О порядке выезда из Российской Федерации
и въезда
в Российскую Федерацию» от 15 августа
1996 г.16, который установил право граждан Российской
Федерации свободно выезжать за пределы
России
и беспрепятственно возвращаться в свою
страну; Федеральный закон «О защите прав
потребителей» от 9 января 1996 г. (в ред.
от 7 февраля 1992 г.
В-пятых, значительно
повышается роль суда в защите прав
граждан в сфере
Конкретизируя, дополняя,
детализируя нормы
2.2. Административная ответственность за нарушения прав граждан
Рассматривая административно-
Действующим административным законодательством установлены различные ограничения для лиц, совершивших преступления. Они непосредственно не связаны с уголовным наказанием. Часть из них распространяется на лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, часть - на лиц, отбывающих наказания, часть - на лиц, имевших судимость.
Так, гражданин, который
имел или имеет судимость, не может
быть принят на службу в органы внутренних
дел, в таможенные органы, а в связи
- задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
- осужден за преступление - до отбытия наказания или освобождения от него.
Ряд установленных федеральным законодательством ограничений касается как лиц, совершивших преступления, так и лиц, совершивших административные проступки. Например, лицензия на приобретение оружия гражданам России не выдается, если они имеют судимость за совершение умышленного преступления, отбывают наказание за совершенное преступление, а также - совершившим в течение года повторно административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления.
Заключение
На территории Российской Федерации гражданами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства (или апатриды). Все граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, вероисповедания, пола, расы, языка, образования, а также характера и рода занятий, места жительства и других обстоятельств. Государство наделяет граждан определенными правами для удовлетворения разнообразных жизненных потребностей человека и в то же время накладывает на них соответствующие обязанности, которые они несут перед обществом и выполнение которых обязательно для всех. Результатом отражения отношений между гражданином и государством (обществом) является юридическое закрепление правового положения личности. Административно-правовой статус граждан является частью их правового статуса и характеризуется совокупностью прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.
Основы административно-
В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Содержанием административно-правового статуса гражданина являются:
Информация о работе Административно-правовой статус гражданина