Административно-правовой статус иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

С распадом Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик привело к росту интенсивности международных отношений Российской федерации с другими государствами. В особенности с бывшими союзными республиками в различных областях, что стало причиной значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих в Россию.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные положения иностранных граждан 5
1.1 Правовое положение иностранных граждан. 5
1.2 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан в РФ. 8
Глава 2. Миграционные службы и сокращение срока пребывания граждан 18
2.1 Федеральная миграционная служба 18
2.2 Ответственность иностранных граждан и сокращение срока пребывания 25
Заключение 27
Библиографический список источников 28

Файлы: 1 файл

Административно-правовой статус иностранных граждан.docx

— 54.15 Кб (Скачать файл)

Различия в правовом положении  имеются не только между гражданами и иностранными гражданами, но и  между разными категориями иностранных  граждан. В целом, различают иностранных  граждан:

  • Временно пребывающих  в Российской Федерации;
  • Временно проживающих на территории Российский Федерации;
  • Постоянно проживающих на территории. 

У каждой категорий иностранных  граждан имеется некоторые особенности  правового положения.

Временно пребывающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или  в порядке, не требующем получения  визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или  разрешения на временное проживание. Основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем поучения визы, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Приглашение на въезд в РФ выдается Министерством иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или ее территориальным органом. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина  в целях обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом Министерства внутренних дел по ходатайству образовательного учреждения.  Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.7

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации  определяется сроком действия выданной ему визы, который  не может превышать  девяносто суток  для иностранных  граждан, прибывших  в Российской Федерации в порядке, не требующем  получения визы, за исключением случаев, когда иностранный гражданин   заключил трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Федерального закона ( продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год), и  случаев   предусмотренных  Федеральным  законом.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации  может быть продлен либо сокращен  федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных  дел, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции  или его территориальными органами в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Срок временного пребывания  отдельных  категорий временно пребывающих  в Российской Федерации иностранных  граждан может быть  увеличен до ста восьмидесяти суток или  сокращен  как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации  Правительством Российской Федерации в целях  обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса  трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан  Российской Федерации, а также в  целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.  Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации  по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим  Федеральным законом или международным  договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему  продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное  проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление  и иные документы, необходимые для  получения им разрешения на временное  проживание в порядке, предусмотренном  федеральным законом.8

 

Временно проживающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Под понятием  разрешение на временное проживание  понимается  подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину территориальным  органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации  квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории  РСФСР и состоявшему в прошлом  в гражданстве СССР или родившемуся  на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным  и имеющему дееспособных сына  или дочь, состоящих в гражданстве  Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы одного  нетрудоспособного родителя, состоящего  в гражданстве Российской Федерации;

4) состоящему в браке с гражданином  Российской Федерации, имеющим  место жительства в Российской  Федерации;

5) осуществившему инвестиции в  Российской Федерации в размере,  установленном Правительством Российской  Федерации;

6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

7) являющемуся участником Государственной  программы по оказанию содействия  добровольному переселению в  Российскую Федерацию соотечественников,  проживающих за рубежом, и членам  его семьи, переселяющимся совместно  с ним в Российскую Федерацию

8) в иных случаях, предусмотренных  федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан  в России» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета  квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания  отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание9

Срок  действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Под понятием вид на жительство понимается  документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Вид на жительство  может быть выдан  иностранному гражданину по его заявлению в  территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции  в  течение срока действия разрешения на временное проживание и при  наличии законных  оснований, при  условии, что иностранный гражданин  проживал в Российской Федерации  не менее одного года на основании  разрешения на временное проживание и обратился с заявлением в  территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции, не позднее, чем за шесть  месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.10

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению  иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений  срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан  в России» устанавливаются основания  отказа в выдаче либо аннулирования  вида на жительство.

 

 

 

Глава 2. Миграционные службы и  сокращение срока пребывания

граждан

2.1. Федеральная миграционная служба

 

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные  функции, функции по контролю, надзору  и оказанию государственных услуг  в сфере миграции.  ФМС России в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

ФМС является подведомственной МВД федеральной  службой, руководство деятельностью  которым  осуществляет Президент  Российской Федерации. На основании  статьи 7 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти»  Положения о федеральных  органах исполнительной власти (Положение  о Федеральной миграционной службе (в ред. Указов Президента РФ от 21.03.2007 N 403, от 20.04.2007 N 516)  утверждаются Президентом  Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от  19 июля 2004 года N 928 "Вопросы Федеральной  миграционной службы" (в редакции Указов Президента РФ от 06.10.2004 N 1285,от 07.05.2005 N 516, от 21.12.2005 N 1497, от 01.08.2006 N 820, от 21.03.2007 N 403, от 20.04.2007 N 516),  а руководитель ФМС и его заместители назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом Российской Федерации.11

Статья 13 Указа Президента Российской Федерации  от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» содержит положение об образовании Федеральной Миграционной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, с передачей  ей правоприменительных функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции, причем  под функциями по контролю и надзору понимаются:

  • осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

под правоприменительными функциями  понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение  реестров, регистров и кадастров, а  под функциями по оказанию государственных  услуг понимается осуществление  федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых  на установленных федеральным законодательством  условиях неопределенному кругу  лиц.12

Положение «О Федеральной миграционной службе» содержит основные задачи этого  федерального органа исполнительной власти, которые она осуществляет  во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями  непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения:

1) реализация общей стратегии  государственной политики в установленной  сфере деятельности;

2) осуществление регистрационного  учета граждан Российской Федерации  по месту пребывания и по  месту жительства в пределах  Российской Федерации и контроля  за соблюдением гражданами и  должностными лицами правил регистрации  и снятия с регистрационного  учета граждан Российской Федерации;

3) оформление и выдача иностранным  гражданам и лицам без гражданства  документов для въезда в Российскую  Федерацию, проживания и временного  пребывания в Российской Федерации;

4) осуществление контроля за  соблюдением иностранными гражданами  и лицами без гражданства установленных  правил проживания и временного  пребывания в Российской Федерации;

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан