Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа
Целью работы является изучение административно-правового статуса предприятий и учреждений.
Цель определяет основные задачи работы:
-выделить особенности административно-правового статуса предприятий.
-охарактеризовать административно-правовой статус учреждений;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ ……… 5
1.1 Предприятия как организации в административном праве …………….... 5
1.2 Особенности административно-правового статуса предприятий ……….. 8
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧРЕЖДЕНИЙ ………. 15
2.1 Учреждения как организации …………………………………….……….. 15
2.2 Особенности административно-правового статуса учреждений ……….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ ……… 5
1.1 Предприятия как организации в административном праве …………….... 5
1.2 Особенности административно-правового статуса предприятий ……….. 8
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧРЕЖДЕНИЙ ………. 15
2.1 Учреждения как организации …………………………………….……….. 15
2.2 Особенности административно-правового статуса учреждений ……….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 29
В административном праве выделяются различные субъекты. Субъект административного права всегда является субъектом права. Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
В административном праве советского периода утвердилась позиция о закреплении за предприятиями и учреждениями административно-правовых функций. В настоящее время признается, что предприятия и учреждения, как и другие субъекты административного права, имеют особый административно-правовой статус, что определяет актуальность работы.
Особенности
административно-правового
Особый статус в административных правоотношениях имеют различные учреждения. Особенности их статуса определяются тем, что они, являясь некоммерческими организациями, создаются государством или органами местного самоуправления и в ряде случаев могут быть наделены определенными административными функциями. В целом административно-правовой статус предприятий и учреждений определяется Гражданским Кодексом РФ (далее ГК РФ), федеральными законами (в частности особое значение имеют Федеральный закон "О некоммерческих организациях", Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), законами субъектов Федерации и иными нормативными актами (постановлениями Правительства РФ, положениями, уставами и т. п.).
Надо отметить, что вопрос традиционно статус предприятий и учреждений включается в административно-правовой статус субъектов административного права.
При этом специальных исследований, а также журнальных публикаций по данной теме практически нет. Большой интерес по данной теме работы таких авторов как А.П. Алехина, Л. Попов, А.А. Кармолицкий, Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов и ряда других.
В целом
значимость административно-правового
статуса предприятий и
Исходя
из актуальности, целью работы является
изучение административно-правового
статуса предприятий и
Цель определяет основные задачи работы:
-выделить
особенности административно-
-охарактеризовать
административно-правовой
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Предприятие, как отмечается в литературе, это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В отличие от учреждений предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Предприятие – "это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли".
В Гражданском
кодексе РФ обозначены государственные
и муниципальные унитарные
Главное
отличие унитарного предприятия
в том, что оно не наделено правом
собственности на закрепленное за ним
собственником имущество с
Надо
отметить, что в ГК РФ предприятие
рассматривается также как
Следовательно, понятие предприятия, по ГК РФ, является сугубо специальным, основанным на особенностях гражданско-правового режима имущества, закрепленного за ним собственником, и на признании предприятием определенного имущественного комплекса.
Однако коммерческие организации являются субъектами и объектами других отраслей права (административного, финансового, трудового и др.). Поэтому в правовых актах термин "предприятие" часто употребляется в качестве родового понятия, охватывающего все виды коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовых форм как юридических лиц.
Одной из форм акционерных обществ в нашей стране, выступает акционерное общество работников (народное предприятие). Деятельность данного вида акционерных обществ регулируется Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".
Согласно п. 2 ст. 4 указанного Федерального закона работникам народного предприятия (создаваемого в виде закрытого акционерного общества) должно принадлежать свыше 75% акций уставного капитала народного предприятия. Работник народного предприятия может иметь такое количество акций, которое равно доле оплаты его труда в общей сумме оплаты труда работников за предшествующие созданию народного предприятия 12 месяцев. Договором о создании народного предприятия может быть установлен иной порядок определения доли акций, которой может обладать в момент его создания работник преобразуемой коммерческой структуры (п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"). Также в настоящее время выделяются микропредприятия, малые предприятия, и средние предприятия, согласно Закону "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" .
Предприятия могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они подразделяются в зависимости от видов собственности -на частные, государственные и муниципальные. Государственные предприятия могут быть федеральными и субъектов Российской Федерации (казенные предприятия могут быть только федеральными).
В литературе
делаются попытки разделить предприятия
по организационно-правовой форме и по
отраслевой производственно-
По организационно-правовой форме различаются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество; производственный кооператив; потребительский кооператив; унитарные предприятия и др.
По отраслевой
производственно-
По общему правилу предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов исполнительной власти в качестве их составных элементов.
Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе (например, предприятия железной дороги).
Предприятие создается его собственником. Учредительным документом предприятия является устав или учредительный договор. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица. Для осуществления отдельных видов деятельности предприятию необходимо получение специального разрешения государства -лицензии.
Ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа; по истечении срока, на который оно было создано; по решению суда (в случае признания его банкротом, деятельности, запрещенной законом, недействительной регистрации и др.). Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий осуществляет специальный государственный орган -Федеральная антимонопольная служба.
Таким образом,
в настоящее время предприятие
это самостоятельный
Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий, независимо от форм собственности, устанавливают:
-общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;
-порядок производства государственной регистрации юридических лиц и основания отказа в регистрации;
-общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.
Предприятия, как и учреждения и иные некоммерческие организации обязаны соблюдать природоохранительное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и правила об охране здоровья работников предприятий и других организаций, законодательство о пожарной безопасности, и др.
Компетентные органы исполнительной власти осуществляют контроль (надзор) за соблюдением предприятиями и учреждениями законодательства. Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством. В частности, могут приостановить работу предприятий и других организаций, привлекать к административной ответственности, налагать административные наказания.
Как субъект права предприятие является юридическим лицом. В статье 48 ГК РФ юридическим лицом называется организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Особым административно-правовым статусом обладают унитарные предприятия (государственные или муниципальные предприятия).
В целом выделяются два вида унитарных предприятий:
-Унитарное
предприятие, основанное на
Информация о работе Административно-правовой статус предприятия