Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:04, курсовая работа
Актуальность исследуемой темы обуславливается необходимостью изучения и анализа организационно правовых проблем государственного управления современным здравоохранением, основными из которых являются: во первых, нестабильность, нечеткость, неоднозначность толкования и применения правовых норм, регулирующих отношения в области государственного управления здравоохранением в РФ; во вторых, отсутствие четкого научного подхода к исследованию проблем правового обеспечения медицинской деятельности и ее законодательной регламентации; в третьих, необходимость обстоятельного анализа административно правового статуса органов, осуществляющих государственное управление здравоохранением и учреждений здравоохранения.
Введение.
Глава 1. Административно-правовые основы здравоохранение в РФ
1.1 Система действующего российского законодательства о здравоохранении в Р.Ф.
1.2. Права человека и гражданина в области здравоохранения.
Глава 2 Система органов здравоохранения в РФ
2.1. Место и роль министерства здравоохранения и социального
развития РФ, других федеральных органов исполнительной
власти в регулировании отношений в сфере здравоохранения
2.2. Особенности управления негосударственным сектором
в области здравоохранения
Глава 3 Проблемы практики применения Административно-правовых норм в области здравоохранения.
Заключение.
Список источников и литературы.
К муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.
Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей компетенции.Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Оказание медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Р.Ф.
К частной системе
здравоохранения относятся
Система здравоохранения Российской Федерации призвана обеспечить охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательными актами Российской Федерации, конституциями и законодательными актами субъектов Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2.1. Место и
роль министерства
развития РФ, других федеральных органов исполнительной
власти в
регулировании отношений в
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ здравоохранение является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому отраслью здравоохранения управляют федеральные и субъектов Федерации государственные органы исполнительной власти, а также и муниципальные органы местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности.
Президент РФ определяет
стратегию разработки и руководит
реализацией федеральной
Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения, принимает необходимые меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; определяет порядок и условия предоставления населению платных медицинских услуг; организует, направляет, координирует и контролирует деятельность всех центральных федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к здравоохранению, и определяет их правовой статус; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные и региональные программы развития здравоохранения.
Министерство здравоохранения
и социального развития РФ является
федеральным органом
В систему Министерства
здравоохранения и социального
развития РФ входят: Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Федеральная служба по надзору в
сфере здравоохранения и
Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения и вмешательства в медицинскую деятельность являются: установление порядка «входа» хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования на данном рынке и «выхода» с него; правовое и административное обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, аттестации специалистов; регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги; регулирование статистической и иной отчетности; контроль новых технологий, медицинских манипуляций; создание государственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций; бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных направлений и программ; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением; разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов; другие.
Непосредственное руководство здравоохранением страны как отраслью осуществляет Министерство здравоохранения РФ, являющееся федеральным административным ведомством. Оно проводит государственную политику и осуществляет управление, регулирование и контроль в области охраны здоровья, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.
Минздрав РФ обладает следующими особенностями: имеет полномочия по управлению отраслевой системой медицинских учреждений; ряд его полномочий распространяется и на другие ведомства.
В то же время, в связи с принятием Конституции РФ и федерального закона о принципах местного самоуправления Минздрав утратил ряд рычагов управления. Данные субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям широкие полномочия позволяют говорить о существенном повышении их роли и значимости в решении проблем охраны здоровья граждан и обеспечения их качественной медицинской помощью. За каждым из них должны быть четко закреплены актами различных уровней сфера действия, предмет ведения, полномочия, мера ответственности.
Сфера деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (с изменениями), и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства».
Министерство здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федеральной службы по труду и занятости; Федерального медико-биологического агентства.
Министерство также
Цели и задачи деятельности Министерства заключаются в следующем : - повышение уровня и качества жизни населения, включая: повышение материального уровня жизни населения; улучшение здоровья и формирование здорового образа жизни; обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты); обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития, в части обеспечения эффективной занятости населения и удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах.
Кроме того, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации участвует в достижении следующих стратегических целей страны: повышение эффективности государственного управления (повышение результативности деятельности органов исполнительной власти и повышение использования эффективности бюджетных средств; комплексное внедрение информационных технологий в сферу государственного управления, позволяющее преодолевать ведомственную информационную разобщенность и обеспечивать согласованное и последовательное выполнение ведомствами соответствующих проектов); удовлетворение потребностей граждан в образовании (в части медицинского образования); развитие научного, технического и технологического потенциала и развитие национальной инновационной системы (в части медицинской науки); развитие потенциала международных связей; обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития, в части содействия развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг.
С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на определенный период , а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, главными направлениями работы в сфере ведения Министерства в предстоящий период будут: решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности; содействие росту заработной платы работников; повышение материального уровня жизни пенсионеров; повышение доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; формирование здорового образа жизни; повышение эффективности функционирования системы социального обслуживания населения; улучшение положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов; содействие развитию некоммерческих организаций и благотворительности, направленных на поддержку населения, нуждающегося в социальной помощи; осуществление мер по содействию занятости населения; реализация мер по совершенствованию профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу; создание условий для повышения территориальной мобильности населения.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере, связанными с восстановлением внутреннего спроса в посткризисный период, мерами социальной направленности, прежде всего с увеличением занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения достойных условий для жизни людей и развития социального государства.
2.2. Особенности
управления негосударственным
в области здравоохранения
К частной системе
здравоохранения относятся
В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.
К частному сектору здравоохранения относится осуществление медицинской помощи производителями медицинских услуг, не находящимися в государственной или муниципальной собственности. Прежде всего, следует говорить о так называемых частнопрактикующих врачах, осуществляющих медицинскую деятельность без образования юридического лица, а также различных организациях (от стационаров до отдельных диагностических кабинетов), осуществляющих медицинскую деятельность, и имеющих различные формы собственности: акционерные общества, кооперативы и т.п.
Если при определении частного сектора здравоохранения руководствоваться формой собственности медицинских организаций, то по этому чисто формальному признаку к частному сектору могут быть отнесены некоторые так называемые ведомственные медицинские организации, принадлежащие предприятиям, не являющимся государственными или муниципальными.
Как правило, финансирование
таких частных медицинских
С другой стороны, государственные и муниципальные медицинские учреждения в значительной степени финансируются за счет частных средств граждан или предприятий, осуществляя оказание платных медицинских услуг и работая по договорам добровольного медицинского страхования. Кроме того, не является секретом широкое развитие практики «теневых» платежей пациентов непосредственно врачам и среднему медицинскому персоналу в государственных и муниципальных ЛПУ.