Административно-правовые отношения и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Понятие, сущность и структура административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения и юридические факты.
Виды административно-правовых отношений.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа АП.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)
    1. Административно-правовые отношения и юридические факты.

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это юридические факты–обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны или могут возникнуть правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – события.

Действия являются результатам активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действиявсегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, то есть относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Неправомерные действияне соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их(дисциплинарные или административные проступки). К числу неправомерных юридических фактов относится также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка)11.

События– явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и др.).

    1. Виды административно-правовых отношений.

В зависимости от содержания властных полномочий административно-правовые отношения подразделяются на следующие виды:

а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия «субъект – объект», в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это собственно властеотношения;

б) отношения, складывающаяся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.

Первые прямо выражают сущность управления, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым относятся административно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой «команда – исполнение». Это прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами – руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности, и т.п.

При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (отношения типа «субъект – субъект»). Так, два органа исполнительной власти могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.д. Такие отношения носят вспомогательный характер по сравнению с отношениями первой группы.

Наиболее значительный интерес представляет собой классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Именно в вертикальных отношениях реализуется непосредственно управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой.

Горизонтальность административно-правовых отношений выражается в следующем12:

во-первых, действительным, а не формальным юридическим равенством участников административно-правовых отношений, то есть качеством, традиционно связанным с гражданско-правовыми отношениями, реальным при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, при отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности;

во-вторых, обязательным одновременным наличием в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно юридическому равенству сторон.

в-третьих, отсутствием юридически властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.

В зависимости от содержания выделяют материальные и процессуальные административные правоотношения. К материальным правоотношениям относятся регулируются материальными нормами административного права, а к процессуальным, складывающиеся в сфере государственного управления в связи с разрешением индивидуальных дел и регулируемые административно-правовыми нормами.

По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности.

По направлению деятельности выделяются:

- административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, то есть по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ, правительства республик – субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская районная, сельская администрация);

- административно-правовые  отношения исполнительной власти  отраслевой компетенции в отношении  объектов управления, находящихся  в ее ведении;

- административно-правовые  отношения органов межотраслевой  компетенции подведомственного  характера по решению специальных  вопросов, осуществлению контрольно-надзорных  и координационных полномочий.

Особовыделяются внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, то есть отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала  управления13.

 

 

 

 

 

Список источников и литературы.

  1. Административноеправо: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности ... Авторы: БратановскийС.Н., Зеленов М.Ф., Марьян Г.В. Издательство: Юнити-Дана, 2014. 975 с.
  2. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2010. Т. 2. 572 с.
  3. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. Сущность и основные институты административного права: Учебник. М.: Теис, 2009. 347 с.
  4. Бабаев В.П. Правоотношение. Краснодар, 2009. 211 с.
  5. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2011. 654 с.
  6. Государственное управление и административное право. М.: Юрид. лит., 2008. 239 с.
  7. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: ЭКСМО, 2011. 456 с.
  8. Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 2009. 266 с.
  9. Общее административное право: Учеб. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. 543 с.
  10. Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2010. 478 с.

1 См.: Административноеправо: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности ... Авторы: БратановскийС.Н., Зеленов М.Ф., Марьян Г.В. Издательство: Юнити-Дана, 2014 г. С. 33.

2 Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 2009. С. 85.

3 См.: Государственное управление и административное право. М.: Юрид. лит., 2008. С. 116.

4 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2010. С. 309.

5Бабаев В.П. Правоотношение. Краснодар, 2009. С. 5 – 6.

6Там же. С. 6.

7 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2010. Т. 2. С. 98 – 100.

8См.: Там же. С. 99 – 100.

9 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2011. С. 47.

10 См.: Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: ЭКСМО, 2011. С. 210 – 211.

11Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. Сущность и основные институты административного права: Учебник. М.: Теис, 2009. С. 70.

12См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. Сущность и основные институты административного права: Учебник. М.: Теис, 2009. С. 76.

13 См.: Общее административное право: Учеб. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. С. 93 – 94.

 

 


Информация о работе Административно-правовые отношения и их виды