Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 13:58, контрольная работа
Понятие, сущность и структура административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения и юридические факты.
Виды административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это юридические факты–обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны или могут возникнуть правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – события.
Действия являются результатам активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.
Правомерные действиявсегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений.
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, то есть относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.
Неправомерные действияне соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их(дисциплинарные или административные проступки). К числу неправомерных юридических фактов относится также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка)11.
События– явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и др.).
В зависимости от содержания властных полномочий административно-правовые отношения подразделяются на следующие виды:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия «субъект – объект», в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это собственно властеотношения;
б) отношения, складывающаяся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.
Первые прямо выражают сущность
управления, а вторые связаны с этой сущностью,
но прямо ее не выражают. К первым относятся
административно-правовые отношения,
которые могут быть выражены формулой
«команда – исполнение». Это прежде всего
отношения между вышестоящими и нижестоящими
звеньями механизма исполнительной власти,
между должностными лицами – руководителями
и подчиненными им по службе работниками
административно-
При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (отношения типа «субъект – субъект»). Так, два органа исполнительной власти могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.д. Такие отношения носят вспомогательный характер по сравнению с отношениями первой группы.
Наиболее значительный интерес представляет собой классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Именно в вертикальных отношениях реализуется непосредственно управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.
Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой.
Горизонтальность административно-правовых отношений выражается в следующем12:
во-первых, действительным, а не формальным юридическим равенством участников административно-правовых отношений, то есть качеством, традиционно связанным с гражданско-правовыми отношениями, реальным при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, при отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности;
во-вторых, обязательным одновременным наличием в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно юридическому равенству сторон.
в-третьих, отсутствием юридически властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.
В зависимости от содержания выделяют материальные и процессуальные административные правоотношения. К материальным правоотношениям относятся регулируются материальными нормами административного права, а к процессуальным, складывающиеся в сфере государственного управления в связи с разрешением индивидуальных дел и регулируемые административно-правовыми нормами.
По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности.
По направлению деятельности выделяются:
- административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, то есть по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ, правительства республик – субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская районная, сельская администрация);
- административно-правовые
отношения исполнительной
- административно-правовые
отношения органов
Особовыделяются внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, то есть отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления13.
Список источников и литературы.
1 См.: Административноеправо: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности ... Авторы: БратановскийС.Н., Зеленов М.Ф., Марьян Г.В. Издательство: Юнити-Дана, 2014 г. С. 33.
2 Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 2009. С. 85.
3 См.: Государственное управление и административное право. М.: Юрид. лит., 2008. С. 116.
4 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2010. С. 309.
5Бабаев В.П. Правоотношение. Краснодар, 2009. С. 5 – 6.
6Там же. С. 6.
7 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2010. Т. 2. С. 98 – 100.
8См.: Там же. С. 99 – 100.
9 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2011. С. 47.
10 См.: Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: ЭКСМО, 2011. С. 210 – 211.
11Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. Сущность и основные институты административного права: Учебник. М.: Теис, 2009. С. 70.
12См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. Сущность и основные институты административного права: Учебник. М.: Теис, 2009. С. 76.
13 См.: Общее административное право: Учеб. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. С. 93 – 94.
Информация о работе Административно-правовые отношения и их виды