Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 16:11, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается во всестороннем, комплексном научном анализе административных отношений.
В соответствии с этим ставятся и конкретные задачи исследования. Они сводятся к тому, чтобы:
• провести анализ понятия механизма административно-правового регулирования и его элементов;
• исследовать понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения;
• проанализировать виды административных правоотношений;
• исследовать основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов………………………………………………………………….…………6
Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения………………………………………………………………11
Виды административных правоотношений……………………………..16
Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве…………………………………………………………………………………22
Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов……………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Актуальность темы исследования обусловлена
потребностью исследования административных отношений
- своеобразной и многочисленной группы
реально существующих отношений, обладающих
отрицательным зарядом общественной энергии,
отношений, которые регулируются запретительными
нормами материального административного
права и реализуются с помощью норм права
административно-
Комплексный характер исследуемой проблемы предполагает необходимость обращения к различным отраслям юридических знаний, равно как и к научным трудам в области философии, социологии, теории систем.
Очевидно, что все вопросы не могут быть раскрыты без обращения к положениям, имеющим общетеоретическое и методологическое значение.
Широкий круг авторов, чьи труды составили методологическую основу для исследования, равно как и тех, чьи работы в той или иной мере касались проблем административной деликтности, административных правоотношений и административно-процессуальных отношений, свидетельствует о несомненной актуальности избранной темы. Однако в отечественной литературе административная деликтность (как социально-правовое явление) и административные отношения (как правовая категория) рассматриваются лишь как самостоятельные проблемы. Между тем сама природа их детерминации свидетельствует о необходимости комплексного их исследования.
Состояние научной разработанности темы. Интересными работами представлена библиография по проблемам административных правоотношений (Д.Н.Бахрах, К.С.Бельский, Ю.М.Козлов, Н.Г.Салищева, В.Д.Сорокин, Ю.Н.Старилов, М.С.Студеникина, Ю.А.Тихомиров, А.Ю.Якимов, О.М.Якуба и др.).
Исследование современных аспектов правоотношений, невозможно и без обращения к фундаментальным трудам дореволюционных российских ученых - юристов и философов, в которых осмысливались особенности российской политико-правовой действительности, в их числе произведения Н.Н.Алексеева, П.И.Новгородцева, К.Л.Петражицкого, Г.Ф.Шершеневича и другие.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации административных отношений, в сфере государственного управления.
Предметом исследования являются правовые и организационные основы по реализации органами исполнительной власти и местного самоуправления и их должностными лицами полномочий в сфере административных отношений.
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается во всестороннем, комплексном научном анализе административных отношений.
В соответствии с этим ставятся и конкретные задачи исследования. Они сводятся к тому, чтобы:
• провести анализ понятия механизма административно-правового регулирования и его элементов;
• исследовать понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения;
• проанализировать виды административных правоотношений;
• исследовать основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве;
• проанализировать административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов.
В юридической науке понятие "механизм правового регулирования" активно используется с 1960 года. Его введение явилось следствием того, что разработка отдельных правовых явлений (актов, норм, правоотношений и т. п.) и исследование их влияния на общественные отношения не всегда давали желаемый результат. В реальной действительности данные явления не существуют изолированно друг от друга, они постоянно взаимодействуют и именно во взаимодействии оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения.
Природа механизма правового регулирования, его структура и т. д. в целом достаточно глубоко и всесторонне проанализированы в общетеоретической литературе.
Вместе с тем значение этого понятия, безусловно, не сводится к оперированию им в общей теории права. Наибольшую практическую значимость использование этого понятия могло бы дать при разработке конкретных отраслевых проблем.
Предлагаемое исследование направлено на разработку проблемы механизма правового регулирования в рамках административного права.
Многогранность проблемы механизма административно-правового регулирования следует рассматривать с уяснения его понятие и структуры.
Впервые в юридическую литературу термин "механизм правового регулирования" ввел и раскрыл его содержание С. С. Алексеев. "Под механизмом правового регулирования следует понимать взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения".1
Механизм административно-правового регулирования, являясь частью системы механизма правового регулирования в целом, содержит, по существу, тот же набор правовых средств (нормы, правоотношения, акты применения права), с помощью которых осуществляется упорядочивающее воздействие на общественные явления.
Вместе с тем механизму административно-правового регулирования присущи свои специфические особенности, которые позволяют выделить его в самостоятельный блок. Данные особенности можно рассматривать:
в вертикальном разрезе, где составляющие его правовые средства расположены в соответствующем их назначению, иерархическом порядке - административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, административно-правовые акты;
в горизонтальном срезе. В этом случае механизм правового регулирования предстает в виде единого образования, состоящего из отдельных, самостоятельных и практически равноправных блоков, являющихся отраслевыми механизмами правового регулирования. При этом каждый отраслевой блок несмотря на специфическое юридическое своеобразие, относительную автономность (сферевую, структурную и функциональную) тем не менее представляет собой составную часть общего механизма правового регулирования, отражающую его особенности через предмет, метод и систему.
Исследование механизма административно-правового регулирования предполагает в первую очередь уяснение круга общественных отношений, составляющих его предмет. В самом предмете (т. е. в регулируемых общественных отношениях) заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации. Именно содержание однородной группы общественных отношений определяет в конечном итоге и специфику правового регулирования.
Вопрос о предмете административного права дискуссионный.
К предмету административного права можно отнести:
управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере "внутренней" жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.
Д.Н. Бахрах в предмет административного права включает:2
внутриаппаратные отношения, связанные с организацией исполнительной власти, организацией службы, компетенцией органов и служащих, с формами и методами внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах;
взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.
Ю.А.Тихомиров к предмету административного права относит организацию и функционирование государственного управления, регулирование функционально-юридических режимов, обеспечение юрисдикционно-охранительной деятельности и участие в данных сферах граждан.
Административно-правовое регулирование, его механизм есть форма юридического опосредствования отношений, в которых одна сторона выступает в роли управляющего, а другая — управляемого. Такого рода отношения всегда предполагают известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, т.е. речь идет о "юридически неравном положение сторон".
Это неравенство может выступать и в виде прямого подчинения одной стороны правоотношения другой; и в виде наделения одного из двух равных субъектов надведомственными и координирующими полномочиями, что ставит его в особое положение; и в виде ведущего положения одной из равных сторон в принимаемом совместном решении и т. д.
К особенностям административно-правового регулирования можно отнести следующие:
Во-первых, вообще для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания.
Во-вторых, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение.
В-третьих, у управляющей стороны есть такие юридически-властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например, у нижестоящего исполнительного органа).
В-четвертых, властность и односторонность, как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, в виде соответствующих разрешений).
Таким образом, суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему: а) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой; б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия; в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения; г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.
Элементами механизма правового регулирования являются:
1. нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;
2. акты толкования норм
3. акты применения норм
4. административно-правовые
5. правосознание, юридические факты, законность.3
Информация о работе Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов