Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:09, курсовая работа
Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.
Введение
Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений.
Участники (субъекты) административно-правовых отношений.
Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Заключение
Список используемой литературы
Особенностью
юридических фактов по административному
праву является то, что основным
видом правомерных действий служат
правовые акты субъектов исполнительной
власти, имеющие индивидуальный, т.е.
относящийся к конкретному
Под неправомерными
действиями понимаются те, которые
не соответствуют требованиям
Под событиями понимаются явления, не зависимые от воли людей (например, достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия, смерть, стихийное бедствие)14.
Совершенно
очевидно, что перечисленные и
другие факты в каждом конкретном
случае могут иметь различные
юридические последствия, то есть, порождать,
изменять определенные права и обязанности,
а также ответственность
В содержании
административного
Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям, исходя из вышеуказанного материала юридические факты классифицируются следующим образом:
1) по
характеру порождаемых
2) по
характеру действия - факты однократного
действия (истечение срока, нанесение
материального ущерба) и факта-состояния
(состояние в родстве,
3) по
характеру связи с
4) с точки
зрения соответствия правовым
предписаниям деяния можно
Неправомерные юридические факты действия называются правонарушениями.
Признаки (состав) правонарушения:
а) субъект правонарушения (тот, кто нарушил) должен быть
б) объект правонарушения (тот, на кого направлено) должен быть
в) вина субъекта должна быть доказана и определена (умысел или неосторожность)
г) наличие внешних признаков деяния (вещественные доказательства).
Только совокупность всех признаков может определить нарушение.
Если принять в соображение как различие событий и действий, так и различие правомерных и неправомерных фактов, то получим четыре категории юридических фактов:
1) правомерные события;
2) правомерные действия;
3) неправомерные события
4) неправомерные действия.15
Такая классификация юридических фактов представляет, однако, некоторые неудобства. Дело в том, что не при всяком правомерном действии имеет значение внутренняя сторона. Многие правомерные действия людей юридически рассматриваются совершенно, так же как и события, так что внутренняя сторона их не имеет никакого значения. Будут ли они сознательными действиями или нет - юридическое значение их остается совершенно одинаковым. Например, уничтожение собственной вещи одинаково влечет за собой прекращение права на нее, все равно, будет ли оно уничтожено сознательно или нет, и то же самое последствие наступило бы и в том случае, если бы вещь погибла случайно, в силу действия сил природы. Поэтому все такие правомерные действия, для юридических последствий которого безразлична их внутренняя сторона, относятся к числу событий и вместе с ними называются юридическими фактами в тесном смысле, a в особую группу выделяются только те правомерные действия, юридическое значение которых обусловлено намеренным их совершением. Эти действия технически называются юридическими действиями. Надобно заметить также, что неправомерные события имеют юридическое значение лишь настолько, насколько ими порождается длящееся неправомерное состояние, требующее восстановления права. Поэтому вместо неправомерных событий говорят обыкновенно о неправомерном, состоянии. Наконец, неправомерные действия короче называются правонарушениями.
Таким образом, с указанными изменениями мы получаем следующие четыре категории юридических фактов:
1) собственно юридические факты;
2) юридические действия;
3) неправомерные состояния;
4) правонарушения.
Юридическими
фактами в тесном смысле слова
называются такие события и действия,
которые не представляют собою ничего
противного требованиям юридических
норм и которым независимо от намеренности
их совершения присвоено определенное
юридическое значение, заключающееся
или в установлении новых прав
и обязанностей, или в изменении
и прекращении уже
5) в зависимости
от волевой направленности
6) в зависимости
от степени сложности
Особенностью
юридических фактов по административному
праву является то, что основным
видом правомерных действий служат
правовые акты субъектов исполнительной
власти, имеющие индивидуальный, то
есть, относящийся к конкретному
адресату и делу, характер. Прямое их
юридическое последствие - возникновение,
изменение или прекращение
Административная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц - с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность. Общим объектом регулирования административно правовых норм, как и иных правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно правовом отношении его стороны осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объектом правоотношения являются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) - его предметом. Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия. Объекты правоотношения подразделяются на непосредственные и отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений (равно как и других видов правоотношений) является поведение человека, его действия, деяния. А через управляемые действия (поведение, деяния) оказывается опосредованное воздействие (влияние) как на предметы материального мира, так и на продукты духовного творчества.
Заключение.
Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие
отношения
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные
управленческие отношения организационного
характера, возникающие в сфере "внутренней"
жизни общественных объединений
и других негосударственных
Виды
административно правовых отношений
различаются по содержанию, соотношению
прав и обязанностей их участников,
характеру порождающих
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуалъное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.
Нормами административного права точно определяется между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Сфера государственного управления является той областью деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их называют или органами государственного управления, или органами исполнительной власти. Таким образом, в административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление. Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность; административной правоспособности и дееспособности субъекта; юридического факта (фактов), то есть, основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Основанием для возникновения административных правоотношений выступают юридические факты, то есть такие жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение. Такие факты являются юридическими, потому что, во-первых, на их наличие указывает норма права, во-вторых, с наступлением этих фактов закон связывает наступление определенных юридических последствий: возникновение, изменение, прекращение.
По волевому признаку они делятся на события и действия. События - это такие юридические факты, которые не зависят от воли субъектов правоотношений (смерть человека, стихийное явление, истечение срока давности и др.). Действия, в отличие от событий, зависят от воли и сознания человека, поскольку они осуществляются им с определенной целью.
Действия бывают:
- правомерными:
юридические акты
- неправомерные:
административные проступки; дисциплинарные
проступки, за которые, по
Литература
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля,20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля 2005 г)