Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 07:13, контрольная работа
Цель реферата - изучить понятие и виды административно- правовых режимов.
Задачи работы:
- исследовать понятие и признаки административно- правовых режимов;
- рассмотреть классификацию административно- правовых режимов;
Введение 3
1.Понятие и признаки административно- правовых режимов 4
2.Виды административно- правовых режимов 6
2.1.Классификация административно- правовых режимов 6
2.2. Административно- правовые режимы обеспечения стабильности государства 6
2. 3. Административно-правовые режимы для граждан 10
2. 4. Учетно - легализирующие режимы 11
2. 5. Административно- функциональные режимы 14
Заключение 18
Литература 19
План
Автором выбрана тема реферата «Понятие и виды административно- правовых режимов», так как регулирование социально- экономических процессов приобретает в современный период особо актуальное значение. Оно позволяет создавать благоприятные правовые условия для деятельности субъектов права. Административно-правовое регулирование, как его разновидность, обеспечивает выражение и приоритет публичных интересов, применяя императивные, властные методы. Разновидности очевидны, поскольку приходится учитывать динамизм и многогранность объектов регулирования и, соответственно, способов воздействия административно-правовых режимов на них.
Цель реферата - изучить понятие и виды административно- правовых режимов.
Задачи работы:
- исследовать понятие и
- рассмотреть классификацию
- проанализировать
При написании реферата были использованы следующие источники, дающие представление о понятии, признаках и видах административно- правовых режимов: Кодекс об административных правонарушениях, учебники Бровко И.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. «Административное право», Тихомиров Ю.А. «Административное право и процесс», «Административное право России» под редакцией Д.Н. Бахрах, статья Матузова Н.И., Малько А.В. «Правовые режимы: вопросы теории и практики».
Понять природу административно-правовых режимов лучше всего можно с помощью общих характеристик правового режима.
Н.И. Матузов u A.B. Малько рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права[5]. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы «распорядок» действия права, это - функциональная характеристика права. Такая чрезмерно широкая характеристика как бы стирает грань между известными категориями права и затрудняет выделение специфических признаков правового режима. Автор же к ним относит установление режимов в законодательстве и обеспечение их государством, целевую ориентацию на регулирование конкретных областей общественных отношений во временных и пространственных границах, особое сочетание юридических средств, создание конкретной степени благоприятности или неблагоприятности для субъектов права. Отсюда и много оснований для классификации правовых режимов.
Д.Н. Бахрах различает общий режим деятельности государственной администрации и специальные административно-правовые режимы[2]. Они как бы дополнительно вводятся для обеспечения правового порядка специальными или тематическими законами преимущественно запрещающими и обязывающими нормами, установлением зонирования, режимных правил жизнедеятельности, закреплением особого статуса объекта (носителя режима). Режимы федеральные, региональные и местные иногда совмещаются.
Безусловно, охарактеризованные выше природа, признаки и виды административно-правовых режимов весьма конструктивны и полезны для теории и практики. И все же попытаемся дополнить анализ в данной сфере. Поясним, прежде всего, цель административно-правовых режимов, которые нельзя отождествлять ни с общим правовым регулированием, ни с процессом реализации права. Они представляют собой особый вид регулирования, в рамках которого создается и используется специфическая комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения того или иного государственного состояния. Оно поддерживается, сохраняется и меняется с помощью параметров, которые являются обязательными.
Назначение административно-правовых режимов — регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. К таким средствам относятся: а) правовые акты и нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах; б) уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим; в) детальная, своего рода операциональная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой; г) строгая система контроля и ответственности за деятельностью в рамках административно-правового режима; д) более широкое применение ограничительно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права; е) наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.п.). Как видно, административно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов права в разных сферах государственной жизни. Он устанавливается в законах и подзаконных актах и направлен на их строго целевую и функциональную деятельность на тех участках, где нужны дополнительные средства для поддержания требуемого государственного состояния.
Административно-правовые режимы регулируются двояким образом. Они являются либо составной частью более общих тематических законов и подзаконных актов, либо выражаются в специальных актах. Один или несколько специальных актов такого рода создают юридическую основу для серии конкретно-оперативных распорядительных указаний, приказов и распоряжений. Их связь и последовательность принятия и реализации крайне необходимы, поскольку в противном случае не удается обеспечить юридико- операциональную деятельность граждан и юридических лиц.
Разнообразие административно-правовых режимов побуждает нас дать их классификацию. По критерию цели режимов их можно разделить на три большие группы. Первая группа охватывает административно-правовые режимы для определенных государственных состояний (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных границ, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности, включая протекционизм и др.). Вторая группа включает в себя функциональные административно-правовые режимы, призванные обеспечивать функции управления и сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологической и т.д.). Третья группа режимов включает легализующие режимы, касающиеся как официальной регистрации юридических и физических лиц, так и регламентации нормативных требований к видам деятельности. Четвертая группа охватывает режимы в экстремальных условиях — технические и природные катастрофы, антикризисные режимы борьбы с терроризмом. Ниже все они рассматриваются подробно.
Административно-правовые режимы призваны регулировать разные «государственные состояния» и способы функционирования государства.
Согласно ст. 88 Конституции РФ Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение[6,с.298]. Об этом незамедлительно сообщается палатам Федерального Собрания. Совет Федерации утверждает Указ Президента о введении чрезвычайного положения. Обстоятельства и порядок введения предусматриваются соответствующим федеральным конституционным законом.
Выделим следующие характеристики чрезвычайного положения: а) это особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, б) это режим, допускающий ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей, в) ограничения устанавливаются законом, г) это временная мера, вводимая в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя, скорейшей нормализации обстановки.
В ФКЗ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении» урегулированы основания введения чрезвычайного положения — попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, межнациональные конфликты, блокада, а также стихийные бедствия, эпидемии, аварии[6,с.312]. Предусмотрены особые формы государственного управления. К ним относятся наделение государственных органов чрезвычайными полномочиями, перевод их в прямое подчинение Президенту, создание специальных временных органов, штабов или комендатур, обязательность актов указанных органов, возможность использования сил и средств органов внутренних дел соответствующей территории.
Применяемые меры означают особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения, усиление охраны общественного порядка и особых объектов, запрещение публичных акций, ограничение свободы печати, проверку документов и др. В случаях необходимости могут применяться такие меры, как временное выселение граждан, введение особого порядка распределения продуктов питания, мобилизация ресурсов предприятий, организаций, отстранение от работы руководителей государственных учреждений. Вместе с тем регулируются гарантии прав и ответственность граждан и должностных лиц.
Следовательно, режим чрезвычайного положения допускает использование как традиционных, так и особых административно-правовых мер.
Еще одной разновидностью административно-правового режима является обеспечение мобилизационной системы страны.
В 1997 г. принят ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», регулирующий комплекс взаимосвязанных мероприятий. Принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются: централизованное руководство; заблаговременностъ, плановость и контроль; комплексность и взаимосогласованность. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят 24 элемента: нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации; определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время; проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени; подготовка Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации; проведение мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время[6,с.314].
Можно обнаружить элементы административно-правовых режимов в законах, посвященных обороне и безопасности страны. В этих сферах нужны подвижные «запасные» регуляторы для определенных ситуаций. Так, в ФЗ «Об обороне» (1996 г.) разд. V посвящен состоянию войны, военному положению, мобилизации, территориальной обороне, гражданской обороне. Каждое из этих государственных состояний вводится в конституционном порядке, в соответствии с законом, Президентом с участием Совета Федерации. 30.01.2002 г. принят ФКЗ «О военном положении».
Более отчетливо рассматриваемые элементы закреплены в Законе РФ 5.03.1992 г. «О безопасности». Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст. 3) [6,с.343].
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4).
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные,, общественные и иные, организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Еще одну политико-нормативную характеристику
государства ~ охрану государственных
границ - можно обнаружить в рамках конституционно-
Другая правовая характеристика состояния государства содержится в таможенных режимах. Напомним, что таможенное законодательство, состоящее из ТК РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе» и других правовых актов, регулирует порядок обеспечение таможенных границ и таможенного пространства государства .