Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 07:13, контрольная работа
Цель реферата - изучить понятие и виды административно- правовых режимов.
Задачи работы:
- исследовать понятие и признаки административно- правовых режимов;
- рассмотреть классификацию административно- правовых режимов;
Введение 3
1.Понятие и признаки административно- правовых режимов 4
2.Виды административно- правовых режимов 6
2.1.Классификация административно- правовых режимов 6
2.2. Административно- правовые режимы обеспечения стабильности государства 6
2. 3. Административно-правовые режимы для граждан 10
2. 4. Учетно - легализирующие режимы 11
2. 5. Административно- функциональные режимы 14
Заключение 18
Литература 19
В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов:
1) основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит;
2) экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад);
3) завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства;
4) специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные ре-жимы.
Внешнеторговая деятельность любого государства предполагает ее эффективное регулирование. Для нашей страны общий правовой режим регулирования в соответствии с конституционными положениями введен ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Субъекты административного права должны действовать в соответствии с законодательными нормами, причем выполнение их обязанностей, обеспечение гарантий для граждан и строгая ответственность призваны создать постоянные режимы для удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав.
Конституционный статус гражданина един на территории всей страны. Статусная регистрация и учет гарантируют начальное проживание и деятельность, защиту прав и законных интересов. Этому служит государственная регистрация актов гражданского состояния - рождения, заключения и расторжения брака, усыновления или удочерения, установление отцовства, перемены имени, смерти гражданина. Это - юридические факты, порождающие наступление, изменение или прекращение правоотношений. Органы ЗАГСа вносят соответствующие записи в актовые книги и выдают гражданам свидетельства на основании этих записей. Регистрация актов гражданского состояния за границей производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Статья 47 ГК РФ предусматривает принятие Закона об актах гражданского состояния. И все же государственные органы устанавливают порядок регистрации, формы записей.
В административном праве существует разрешительный режим, который отличает его от других режимов. Он применяется в отношении граждан и юридических лиц. Данный режим означает подачу ими заявлений о разрешении совершить или совершать определенные действия; решение соответствующих должностных лиц или органов дать разрешение или отказать в нем; легальную возможность лица приобрести желаемое право или совершить действия (приобрести огнестрельное оружие и т.п.), нести дополнительные обязанности. Действие разрешения прекращается в связи с определенными юридическими фактами — отказ заявителя, совершение им противоправных действий и т.д. Государственный орган осуществляет административный надзор за деятельностью лиц в данной сфере.
В условиях свободно складывающихся рыночных отношений и их известной хаотичности легализация субъектов права и осуществляемых ими видов деятельности является крайне необходимой. Собственно говоря, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей служит легальным официальным признанием их правоспособности и способом удостоверения законности их действий, способствует учету и полной, достоверной информации об участниках экономической и иной деятельности, их динамике. Происходит первичная легитимация предпринимателей, означающая их государственный учет как субъектов, сбор публично-достоверных данных об их положении, контроль за законностью возникновения, изменения и прекращения статуса предпринимателя.
Использование государством разрешительных процедур позволяет дать оценку способности лица осуществлять определенную деятельность. Этому служат такие режимы, как лицензирование, регистрация, разрешение, квотирование, аккредитация, экспертиза, экзамен, сертификация, стандартизация, конкурс, оценка, согласование и утверждение, аттестация. Тем самым государство обеспечивает защиту прав граждан, интересы потребителей и безопасность общества в целом .
Государственная регистрация как правовой институт характеризуется следующими признаками: а) установление ее требований и процедур прежде всего законами; б) государственное признание законности или незаконности действий юридического и физического лица; в) обязательность осуществления регистрации для соответствующего органа и хозяйствующих субъектов; г) обладание юридико-информационной ценностью.
Большое значение имеет легализация сделок с недвижимостью. Принят ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливающий, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является обязательной. Регистрации подлежат не только вещные права на недвижимость, но и сервитут, залог, доверительное управление, аренда, арест имущества, а также заявления третьих лиц о праве требования на указанное имущество.
В последние годы вошло в оборот понятие «лицензирование хозяйственной и иной деятельности». С одной стороны, это связано со стимулированием инициативы в развитии полезных видов деятельности, освоении новых услуг и т.п., а с другой, — с заинтересованностью общества и государства в официальном признании этих видов работ, услуг. Налицо обеспечение публичного, общезначимого интереса и контроль за его реализацией.
Новшеством является переход к техническому регулированию. ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия[6,с.347].
Используются следующие основные понятия: аккредитация; безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; декларирование соответствия; декларация о соответствии; знак обращения на рынке; идентификация продукции; контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов; международный стандарт; национальный стандарт.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность, термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.
Еще одной разновидностью легального признания видов деятельности является выдача разрешений органами исполнительной власти и должностными лицами. Разрешения даются для совершения определенных действий субъектами права и служат для них легальным основанием. Без разрешений такие действия юридически не основательны. Императивная норма порождает затем много других норм — гражданско-правовых, трудовых и т.п.
Разновидностью административно-правового режима является стандартизация. Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг; единства измерений, экономии ресурсов; безопасности хозяйственных объектов.
Важным административно-правовым регулятором является официально установленное единство измерений в стране. Назовем в связи с этим Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Им установлены единицы величин, средства и методики выполнения измерений. Функционируют Государственная метрологическая служба и иные службы для обеспечения единства измерений. Государственный метрологический контроль включает: утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений; в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.
Выделение нами указанной разновидности режимов объясняется их предметной специализацией. С помощью норм административного права создаются режимы, ориентированные на обеспечение выполнения определенных функций и действий государственных органов, предприятий и учреждений, а также граждан. Выражение в них публичного интереса способствует строго целевой направленности деятельности субъектов права, оберегающей и их собственные интересы. Такие режимы могут быть либо нормальными, постоянно применяемыми в рамках того или иного круга правового регулирования, либо специальными, вводимыми для достижения специализированного порядка действий и поддержания состояния отрасли, территории и т.п. на нормальном уровне.
К первой группе относятся режимы, устанавливаемые правилами деятельности как своего рода стандартами обслуживания и функционирования.
Это правила оказания услуг телефонной, телеграфной связи, ветеринарных, коммунальных, гостиничных услуг и т.п. Их обычно утверждают подзаконными актами. Мы отсылаем читателя к коллекции подобных правовых правил.
Другая группа функциональных режимов вводится либо периодически, либо при возникновении определенных юридических фактов. Обычно это режимы более узкие по объему регулирования и своеобразные по более жестким методам регулирования. С их помощью обеспечивается своего рода цикличность и операциональность юридических действий всех субъектов права.
Существуют виды административно-функциональных режимов, «включенных» в рамки общего правового регулирования. В системе налогового законодательства можно без труда обнаружить порядок льготного налогообложения. Упрощенный и стимулирующий режим установлен для субъектов малого предпринимательства.
Существующий порядок защиты прав потребителей включает в себя несколько «мини-режимов». Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» установлен обязательный информационный режим, включающий в себя право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе. Этот режим включает такие элементы, как права и обязанности участников, последовательность их действий, нормативные требования. Так, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
Императивные нормы призваны защищать личные и публичные интересы, и жаль, что они применяются не всегда последовательно и в полном объеме.
Нормативно-регулирующую деятельность осуществляют не только органы исполнительной власти. Важен объем деятельности у ЦБР, сочетающего в себе признаки финансово-самостоятельной и государственной регулирующей организации. Иллюстрацией могут послужить разные виды принимаемых им актов, через призму которых отражается то или иное нормативно-регулирующее воздействие, обеспеченное императивными нормами.
Экологические требования к любой деятельности выступают ныне как один из основных социальных критериев ее эффективности. Нормы собственно экологического законодательства — ФЗ «Об охране окружающей среды», земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, водах и охране животного мира - достаточно строги. Их объединяют общие положения: а) экономические меры рационального природопользования и охраны природы. К ним относятся взимание платы за пользование природными ресурсами, за сбросы и выбросы загрязняющих веществ, материальное поощрение коллективов и работников за положительные результаты в охране природы, налоговые и кредитные льготы при внедрении малоотходных и безотходных технологий, надбавки к ценам на экологически чистую продукцию, меры ответственности за вред, ущерб; б) закрепление права граждан на благоприятную окружающую среду и его гарантии; в) проведение экологической экспертизы; г) приостановление, закрытие экологически вредного производства; д) установление ответственности граждан, должностных лиц, хозяйствующих субъектов за экологические правонарушения, преступления; е) эффективная система управления и контроля; ж) объявление зон экологического бедствия.
Юридическим и физическим лицам нужно хорошо усвоить прежде всего положения ФЗ «Об охране окружающей среды», воспринимая их не как второстепенные, «напоминающие» о себе штрафами и т.п., а в качестве ориентирующих и стимулирующих норм.
Экономическая и иная деятельность должна строго сообразовываться с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В противном случае ею может быть нанесен серьезный ущерб населению. Поэтому ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает строгие санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. Статьи 8 и 9 посвящены правам, а ст.10-11 — обязанностям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц: выполнять нормы санитарного законодательства, проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, информировать специальные органы об аварийных ситуациях, осуществлять гигиеническое обучение работников.
Еще один функциональный аспект административно-правовых режимов можно без труда обнаружить в рамках механизма регулирования таких культурно-экологических зон, как национальные парки и природные парки. Применительно к порядку обеспечения их сохранности ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлены режимы особой охраны. Статья 15 посвящена режиму особой охраны территорий национальных парков, ст. 21 — режимам особой охраны природных парков. Они включают в себя различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов[6,с.346].
Действует особый режим в чрезвычайных ситуациях, введенный ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Вводимая законом единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, административно-функциональные режимы позволяют с помощью специальных норм вводить более предметный порядок деятельности, как постоянный, так и временный.
Таким образом, административно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов права в разных сферах государственной жизни. Правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.