Административные наказания: понятие, цели, виды, система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение административных наказаний по российскому административному законодательству. При изучении данного вопроса я поставила для себя следующие задачи:
- дать понятие административных наказаний и охарактеризовать основные их виды;
- изучить порядок наложения административных наказаний, смягчающие и отягчающие обстоятельства;
- рассмотреть новые виды административных наказаний, их особенности и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. Понятие и цели административного наказания…………………………………………...4-8
1.1. Понятие и признаки административного наказания………………………………...4-6
1.2. Цели административного наказания………………………………………………….7-8
2. Система и виды административных наказаний………………………………………….9-26
2.1. Система административных наказаний……………………………………………..9-12
2.2. Виды административных наказаний………………………………………………13-26
3. Порядок наложения административных наказаний……………………........................27-31
3.1. Принципы назначения административных наказаний……………………………27-28
3.2. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность……………………………………………………………………………..29-30
3.3. Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения……………………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………………………...32
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

     Административный порядок применяется при совершении нарушения режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1), а также при нарушении режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4) должностными лицами Федеральной пограничной службы.

     Иностранный гражданин и лицо без гражданства, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и незаконно находящиеся в Российской Федерации, подлежат учету, фотографированию и обязательной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в банк данных.

     Административное выдворение как административное наказание применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые на законном основании пересекают Государственную границу РФ. Административное выдворение нельзя смешивать с мерой административного пресечения, применяемой уполномоченными должностными лицами в отношении граждан, незаконно проникших на территорию России. В таких случаях речь идет о пресечении попыток незаконного проникновения и пребывания на территории Российской Федерации.

     Также нельзя отождествлять данное наказание с депортацией. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2005 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация – это принудительная высылка иностранного гражданина и лица без гражданства из России в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в стране, т.е. мера административного принуждения пресекательного характера. Депортация применяется при несоблюдении иностранным гражданином обязанности выехать за пределы Российской Федерации в трехдневный срок при сокращении срока проживания или временного пребывания в России, а также в случаях аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство в пятнадцатидневный срок. Во всех названных случаях у лица нет права на дальнейшее пребывание в стране.

     Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, как административное выдворение, оно закрепляется, как дополнительное наказание наряду со штрафом, которое судья (должностное лицо) может присоединить к основному. 19

     Последствия применения такой меры административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства довольно серьезные. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что в течение пяти лет с момента исполнения данного наказания они лишаются права въезда на территорию России. Таковы же последствия и депортации.

8. Дисквалификация  заключается в лишении гражданина  права занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

      До 2002 г. такое наказание в административном праве было неизвестно. Однако по правовой природе это наказание очень похоже на уголовную санкцию: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В то же время, у этой меры административной ответственности есть много общего с лишением специального права. Но между ними существуют и серьезные различия.

     Во-первых, речь идет о временном лишении разных прав, так как специальные права предоставляются гражданам в рамках разрешительной системы. Возможностью реализации таких прав обладают не все субъекты, они являются элементом специального административно-правового статуса личности. В административном порядке гражданин может быть лишен права на управление транспортным средством и охоту. А дисквалификация касается конституционных прав, которыми обладает каждый гражданин. По содержанию эти права связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, с возможностью участвовать в управлении. Однако следует заметить, что дисквалификация не предусматривает запрет занятия предпринимательской деятельностью в целом, а только специальными ее видами.

     Во-вторых, дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет, а лишение специального права – от месяца до двух лет.

     В-третьих, по применению лишения специального права имеется колоссальный опыт, а практика дисквалификации только начала формироваться.

      Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, причем как федеральным, так и мировым, а, кроме того, данную меру может назначить и судья арбитражного суда. 20

     Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

     В практике часто встает вопрос о применимости данной санкции в отношении лиц, осуществляющих функции управления в иностранном юридическом лице либо в совместных предприятиях. Представляется, что никаких препятствий по данному поводу законодатель не установил и суд вправе назначать данное наказание и в отношении этих субъектов.

     Дисквалификация является основным административным наказанием и может быть назначена не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся нарушении – в течение года со дня обнаружения правонарушения.

    Статьями Особенной части КоАП дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др.21

9. Административное  приостановление деятельности как  вид административного наказания состоит в принудительном прекращении предпринимательской деятельности, деятельности по эксплуатации приборов, механизмов, производственных объектов, зданий, сооружений, а также отдельных видов деятельности по производству каких-либо работ (например, ремонтных), оказанию услуг (образовательных, медицинских и т.п.).

     Этот вид административного наказания дополнил систему административных наказаний КоАП РФ Федеральным законом от 9 мая 2005 г. №45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

     Административное приостановление деятельности налагается как на граждан, осуществляющих предпринимательскую или иную, подлежащую административному приостановлению, деятельность без образования юридического лица, так и на осуществляющих подобную деятельность организации, предприятия и учреждения, имеющих статус юридического лица.22

     Административное приостановление деятельности применяется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической, техногенной, экологической, пожарной и иных видов общественной безопасности, причем в случаях, когда имеются достаточные основания полагать о наличии лишь угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы.

     КоАП предусматривает применение административного приостановления деятельности в случаях умышленного совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, например, при получении дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП), но при условии, если извлечение доходов связано с организацией или содержанием притонов для занятия проституцией, квалифицируемого по ст. 241 «Организация занятия проституцией» УК РФ.

     Наказанию в виде административного приостановления деятельности подлежат физические и юридические лица, совершившие административные правонарушения области противодействия финансированию терроризма, т.е. финансированию заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

     Данный вид наказания назначается судьей только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

     Срок назначения наказания в виде административного приостановления деятельности не может превышать 90 суток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок наложения  административных наказаний 

3.1. Принципы  назначения административных наказаний

    Глава 4 КоАП РФ называется «Назначение административного наказания». Заголовок начинающий эту главу ст. 4.1 КоАП РФ такой: «Общие правила назначения административного наказания». В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие общие правила (принципы) наложения административных наказаний, а не процессуальные нормы.

    Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

    Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.23 Лицо не обязано доказывать свою невиновность.

    Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что виновному может быть назначено только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей административную ответственность. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

а) в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти  ни один правоприменитель;

б) в каждой правовой норме закреплены вид и размеры  наказаний;

в) за административное правонарушение может быть наложено только одно основное административное наказание;

    Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.24

    Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную  ответственность 

    Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

    Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

- раскаяние  виновного; 

- добровольное  сообщение лицом о совершенном  им административном правонарушении;

- предотвращение  виновным вредных последствий  правонарушения;

- совершение  административного правонарушения  в состоянии сильного душевного  волнения (аффекта) либо при стечении  тяжелых личных или семейных  обстоятельств; 

- совершение  административного правонарушения  несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Данные обстоятельства являются основанием для выбора менее строгого наказания в пределах санкции нарушенной нормы. Указанные обстоятельства не образуют исчерпывающий перечень. Орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например, преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

    Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

- продолжение  противоправного поведения, несмотря  на требования уполномоченных  на то лиц прекратить его; 

- повторное  в течение года совершение  однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;

Информация о работе Административные наказания: понятие, цели, виды, система