Административные наказания, применяемые к юридическим лицам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в действующем Кодексе Российской Федерации (далее – КоАП) об административных правонарушениях значительное место отведено правовым основам назначения административных наказаний юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям).

Содержание работы

Общая характеристика и виды административных
наказаний, применяемых к юридическим лицам 3
Предупреждение, как административная санкция 6
Административный штраф 9
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 12
Административное приостановление деятельности 15
Задача №5. 18
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 45.29 Кб (Скачать файл)

Административные наказания, применяемые к юридическим лицам

План

  1. Общая характеристика и виды административных

наказаний, применяемых к юридическим лицам    3

  1. Предупреждение, как административная санкция  6
  2. Административный штраф     9
  3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения                12
  4. Административное приостановление деятельности               15

Задача №5.                 18

Список использованных источников              21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  и виды административных наказаний, применяемых к юридическим лицам

Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в действующем Кодексе Российской Федерации (далее – КоАП) об административных правонарушениях значительное место отведено правовым основам назначения административных наказаний юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям).

К административным правонарушениям юридических лиц относятся в основном правонарушения, связанные с их предпринимательской и иной организационно-хозяйственной деятельностью.

Это административные правонарушения в следующих областях:

- в области охраны собственности;

- в области охраны  окружающей природной среды и  природопользования;

- в промышленности, строительстве  и энергетике;

- в сельском хозяйстве, ветеринарии  и мелиорации земель;

- в области связи и информации;

- в области предпринимательской  деятельности;

- в области финансов, налогов  и сборов, рынка ценных бумаг;

- нарушения таможенных правил  и другие установленные иными  законодательными актами.

Мерой ответственности применительно к юридическим лицам может служить только административное наказание.

Статья 3.2. КоАП устанавливает десять видов наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений. Но, в силу специфики ответственности юридических лиц, не все из содержащихся в названной статье видов наказаний могут быть применены к юридическим лицам.

Так, в отношении юридических лиц административное законодательство устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение (п. 1 ч. 1 ст. 3.2.; ст. 3.4. КоАП);            

2) административный штраф (п. 2 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.5. КоАП);

3) конфискация орудия  совершения или предмета административного

правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.7. КоАП);

4) административное приостановление  деятельности (п. 9 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.12. КоАП).

Кроме того, необходимо отметить, что ранее КоАП в качестве вида административного наказания, в том числе для юридических лиц, предусматривал так же возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.6. КоАП). Однако Федеральным законом от 28.12.2010 №398-ФЗ указанный вид административного наказания с 01.07.2011 года был исключен из перечня.

Часть 3 ст. 3.2. КоАП регламентирует, что административные наказания, названной выше статьи, устанавливаются только КоАП. Однако законодательство предусматривает, что такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф, могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности, с соблюдением ограничений, установленных КоАП.

Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

Bo-первых, эта  система является единственным  законодательно установленным перечнем  административных наказаний, что  позволяет обеспечить единообразное  понимание и применение данных  средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

Дополнительные наказания могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП.

Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система для юридических лиц включает наказания морального характера (предупреждение) и денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация).

В-пятых, характеризуя административную ответственность юридических лиц как неблагоприятные последствия виновного неисполнения обязанности, нельзя удовлетвориться ее пониманием только как ответственности за противоправное деяние. Применение административного наказания к юридическому лицу осуществляется не только для наказания за вину, но также с целью обеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.

В-шестых, вид и размер административного наказания налагается на юридическое лицо с учетом характера конкретного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, по общим правилам назначения административного наказания (ст. 4.1. КoАП РФ).

2.   Предупреждение, как административная санкция          

Предупреждение является  одни из видов  административных наказаний, применяемых преимущественно к лицам, виновным  в совершении незначительных административных правонарушениях, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера. Критерии установления и применения  предупреждения, как административного наказания законодательно определены в ст. 3.4. КоАП.

Являясь мерой  административной ответственности,  предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»  были внесены изменения статью 3.4. КоАП в части регламентации оснований для применения предупреждения  в качестве меры административного наказания.

Так, предупреждение может быть применено в качестве административного наказания при одновременно соблюдении следующих условий:

- административное правонарушение  совершено впервые;

- отсутствует причинение вреда  или возникновение угрозы причинения  вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного  мира, окружающей среде, объектам  культурного наследия (памятникам  истории и культуры) народов Российской  Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера;

- отсутствует имущественный ущерб.

Также Федеральным законом от 27.07.2010 № 239-ФЗ были  изменены и дополнены отдельные статьи в Особенной части Кодекса. В результате этого  изменения  перечень деяний, имеющих санкции, в которых предупреждение стало альтернативой административному штрафу был существенно расширен.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей КоАП или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Предупреждение, как мера административного наказания предусмотрено за совершение юридическими лицами  административных правонарушений: посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (ст. 6.3 КоАП); в области охраны собственности  (ст.ст. 7.13, 7.18 КоАП); в области охраны окружающей среды и природопользования (ст.ст. 8.1, 8.4, 8.15, 8.25 и др.); в промышленности, строительстве и энергетике (ст.ст. 9.3, 9.4 КоАП); в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (10.1, 10.9-10.13 КоАП); в области предпринимательской деятельности  (ст.ст. 14.1, 14.2, 14.5, 14.8, 14.25, 14.27 КоАП); в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (ст.ст. 15.25, 15.26, 15.27 КоАП); в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (ст.ст. 16.5, 16.10, 16.15, 16.23 КоАП); в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (ст.ст. 18.1-18.3 КоАП); против порядка управления (ст.ст. 19.7, 19.20, 19.22, 19.25 КоАП); посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ст.20.4 КоАП).

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера. Вместе с тем КоАП (ст. 4.3) связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности.

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.

Выразив свое мнение, В.В. Кизилов отметил, что  число  статей с мерой административного наказания, как предупреждение в будущем будет только уменьшаться, и обусловлено это следующими тенденциями: законодатель стимулирует правоприменителя к превращению КоАП в инструмент формирования доходов страны, в российском обществе достаточной высокий уровень правового нигилизма и динамика деликтности  меняется от правонарушений с меньшей степенью опасности  к деликтам  с более вредными последствиями. На данный момент  это направление законотворчества  ещё не проявило себя, к настоящему моменту количество правонарушении  наказуемых предупреждением только увеличивается. Однако эта тенденция, как представляется,  обусловлена обозначенной политикой либерализации законодательства и не основывается на общем анализе исправительного воздействия административных наказаний, не являясь также выражением уголовной политики государства.

В ряде случаев  предупреждение является одни из видов мер государственного принуждения, не связанны с ответственностью (мерой профилактики). Предупреждение как  вид административного наказания следует отличать от предупреждений уполномоченных государственных  органов с указанием об устранении допущенных нарушений или их последствий. Такого рода предписания могут выноситься наряду с применением административного наказания, если то предусмотрено действующим законодательством.

Законодательно сформулирована сравнительно незначительная суровость такого административного наказания, как предупреждение, подразумевает  установление административной ответственности  с его применением за совершение лишь тех административных правонарушений, которые  не представляют существенного вреда общественным отношениям.

3. Административный  штраф

Административный штраф — денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах:

- с указанием пределов  штрафа (относительно-определенная  санкция);

- с точным указанием  размера штрафа (абсолютно-определенная  санкция).

В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП, но и законодательными актами субъектов РФ.

Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны.

Во-первых, он выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда - МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленном законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом РФ.

Во-вторых, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения.

Так, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости похищенного, утраченного и поврежденного имущества; например, ч.1 ст. 15.25 КоАП предусматривает за осуществление незаконных валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации - штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Информация о работе Административные наказания, применяемые к юридическим лицам