Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 22:59, курсовая работа
Целью данной работы является максимально полно показать специфику административного наказания как выражения реакции государства на административное правонарушение;
выстроить целостную картину мер юридической ответственности за нарушение правил административно-правового характера.
Введение
1. Понятие и цели административного наказания
1.1 Понятие административного наказания
1.2 Цели административного наказания
2. Система и виды административных наказаний
2.1 Система административных наказаний
2.2 Виды административных наказаний
3. Порядок наложения административных наказаний
3.1 Принципы назначения административных наказаний
3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения
Заключение
Список литературы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ
Кафедра административных и финансово-правовых дисциплин
Административные наказания
Введение
1. Понятие
и цели административного
1.1 Понятие административного наказания
1.2 Цели административного наказания
2. Система
и виды административных
2.1 Система административных наказаний
2.2 Виды административных наказаний
3. Порядок
наложения административных
3.1 Принципы
назначения административных
3.2 Обстоятельства,
смягчающие и отягчающие
3.3 Давностные
сроки назначения
Заключение
Список литературы
Введение
Административные правонарушения самые
распространенные из всех видов противоправных
проявлений, что придает вопросу борьбы
с ними особую значимость. А без эффективно
действующего механизма административной
ответственности нормы, регулирующие
права и обязанности членов общества,
имеют лишь декларативный характер; правоохранительные
органы не способны осуществлять принуждение
к исполнению обязанностей, восстановление
нарушенных прав и наказание нарушителей
правовых запретов.
Целью данной работы является максимально полно показать
специфику административного наказания
как выражения реакции государства на
административное правонарушение;
выстроить целостную картину мер юридической
ответственности за нарушение правил
административно-правового характера.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Понятие и цели
1.1
Понятие административного
Административное наказание в соответствии
с нормой ст. 3.1 КоАП РФ является установленной
государством мерой ответственности за
совершение административного правонарушения
и применяется в целях предупреждения
совершения новых правонарушений как
самим правонарушителем, так и другими
лицами.
Административное наказание, по своей
сути, является санкцией административно-правовой
нормы, применяемой за нарушение предписания
указанной нормы. Содержание административного
наказания составляют определенные принудительные
мероприятия, состоящие, как правило, в
обременении виновного дополнительными
обязанностями либо ограничении его прав
и свобод, влекущие неблагоприятные последствия
для привлекаемого к административной
ответственности.
Суть наказания - кара, определенное возмездие
за неблагоприятное социальное поведение,
имеющее своей целью предупреждение совершения
новых правонарушений.
Термин "административное наказание" обрел свое автономное значение в административном законодательстве недавно (с принятием КоАП РФ), заменив собой правовую категорию "административное взыскание".
На современном же этапе отказ законодателя от термина "административное взыскание" различными учеными-административистами объясняется по-разному. Более развернуто объясняет причину смены терминов Д.Н. Бахрах, акцентируя внимание на том, что "новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности", к числу которых он относит: "применение карательных санкций за совершение правонарушения, составы которых четко закреплены законами, только субъектами публичной власти к лицам, которые не находятся от них в служебной зависимости". [3]
Закон определяет
административное наказание как установленную
государством меру ответственности за
совершение административного правонарушения
(ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).
Признаки административного нарушения:
1) административное
наказание есть установленная
государством мера
2) административное наказание применяется
лишь за совершение административного
правонарушения;
3) административное наказание может быть
применено только к лицу, признанному
виновным в совершении административного
правонарушения;
4) административное наказание есть кара,
которая заключается в обусловленном
им лишении или ограничении прав и свобод
правонарушителя;
5) административное наказание всегда
носит личный характер и не должно затрагивать
интересы третьих лиц;
6) административное наказание применяется
широким кругом органов и должностных
лиц, уполномоченных рассматривать дела
об административных правонарушениях;
7) административное наказание всегда
влечет последствие, при котором нарушитель
и после исполнения административного
наказания считается подвергнутым такому
наказанию.
Все перечисленные признаки административного наказания являются собственно административно-правовыми. Кроме того, следует отметить, что они носят условный характер, поскольку связаны между собой внутренней связью и на практике реализуются вместе и одновременно (особенно первый, второй, третий, четвертый и пятый).
С содержательной же стороны административное наказание может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы так называемые существенные элементы правоограничения.
Существенные
элементы правоограничения указывают,
по сути, на то, что административное наказание:
1) устанавливается и применяется государством
в общественно значимых интересах;
2) применяется только от имени государства;
3) содержит четко определенный объект
(объекты) ограничений с указанием количественных
пределов (максимального, а в необходимых
случаях и минимального) вмешательства
в правовой статус нарушителя;
4) выражает характер не какой-либо, а именно
административной ответственности, что,
впрочем, обеспечивается и рядом других
присущих административным наказаниям
признаков.
В сущности, административное наказание как прерогатива государства выражает прежде всего официальную государственную оценку административных деликтов и лиц, их совершающих. В связи с этим административное наказание есть государственное порицание лица, совершившего административное правонарушение. Однако государственный характер административного наказания означает также и то, что оно устанавливается и применяется государством в общественно значимых интересах, т.е. в интересах хотя и государства, но проистекающих из общественной необходимости.
КоАП РФ определяет также административное наказание как меру ответственности - не всякой, а именно административной. Указание на вид ответственности содержится в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Поэтому административное наказание служит "измерением" административной ответственности лишь тогда, когда оно установлено государством за совершение именно административного правонарушения и включает ограничения прав и свобод лица, не выходящие за пределы минимально и максимально допустимого (общего) уровня административно-карательного воздействия. Выражая общие параметры административно-наказательного воздействия на правонарушителя, административное наказание выступает мерой, завершающей административное преследование, и итоговым показателем административной ответственности.
Вторым признаком административного наказания является то, что оно применяется лишь за совершение административного правонарушения. Существенная особенность данного признака заключается в том, что он используется наряду с таким основным институтом науки административного права, как административное правонарушение.
Административное правонарушение и административное наказание - это понятия взаимозависимые и взаимообусловленные, что не исключает различия между ними. Административное правонарушение определяется административно-деликтным законом в целях обеспечения правильного и обоснованного применения мер административной ответственности.
Закон с
необходимостью связывает с правонарушением
наказание; в понятии правонарушения,
по существу, подразумевается его противоположность
- наказание. То, что составляет содержание
правонарушения, - нарушение субъективного
и объективного права - выступает одновременно
основанием для наказания. В последнем
- суть диалектической связи административного
правонарушения и административного наказания.
А они, будучи самостоятельными понятийными
единицами административно-деликтного
законодательства, таким образом, взаимодействуют
друг с другом в контексте административной
ответственности, элементарными и имманентными
категориями которой они же и выступают.
Третьим признаком административного наказания является то, что оно может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. В этом признаке административного наказания реализуются такие принципы административно-деликтного законодательства, как принцип законности (ст. 1.6 КоАП РФ), принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ), принцип справедливости (ч. ч. 2, 3 и 5 ст. 4.1 КоАП РФ) и, самое главное, принцип вины (ст. 1.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Суть указанного признака в контексте административного наказания состоит в том, что административное наказание может быть назначено при наличии вины лица в совершении административного правонарушения.
Это значит, что административное наказание назначается лишь за те действия, которые предусмотрены административно-деликтным законом в качестве административного правонарушения. Основанием применения к лицу административного наказания является совершение им общественно вредного деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Основным моментом является то, что лицо совершило это деяние виновно и его вина полностью доказана в установленном законом порядке.
Четвертый признак административного наказания - это то, что оно есть кара, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя. Именно в этом на практике выражается сущность наказания, его содержание. Кара с присущими ей характеристиками - традиционный признак наказания.
Таким образом, административное наказание объективно и обязательно причиняет лицу, привлеченному к административной ответственности, определенные лишения и ограничения прав и свобод, но цели причинить ему страдания и тем более умалить его человеческое достоинство или репутацию наказание перед собой не ставит.
Следующий - пятый - признак означает, что административное наказание всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц. Этот признак находится в диалектическом согласии с третьим признаком административного наказания, в соответствии с которым оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения, а не к кому-либо другому. Кроме того, он выступает отличительным признаком карательных мер юридической ответственности, поскольку это положение не применимо к гражданско-правовым санкциям, где их реализация может произойти, например, и после смерти делинквента.
Личный характер административного наказания не утрачивает своего значения и в случаях привлечения к административной ответственности юридических лиц. "Личность" юридического лица проявляется особым образом - через корпоративную обособленность физических лиц, совокупность их экономического потенциала, сосредоточенного на реализации конституционных прав и свобод граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями).
В данном случае юридическое лицо по своей сути является объединением, которое создано гражданами для совместной реализации как личных, так и политических, социально-экономических и культурных прав.
Шестой признак административного наказания заключается в том, что оно применяется широким кругом уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях органов и должностных лиц.
Положительным моментом внесудебного применения административных наказаний является также то, что такие функции являются по своей сути контрольными, надзорными и их реализуют должностные лица, обладающие специальными познаниями в тех отраслях законодательства, нарушение которых и образует составы административных деликтов. Без специальных познаний, которыми должны обладать лица, уполномоченные применять административные наказания, зачастую невозможно верно и полно описать существо специфичных административных правонарушений.