Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 22:59, курсовая работа
Целью данной работы является максимально полно показать специфику административного наказания как выражения реакции государства на административное правонарушение;
выстроить целостную картину мер юридической ответственности за нарушение правил административно-правового характера.
Введение
1. Понятие и цели административного наказания
1.1 Понятие административного наказания
1.2 Цели административного наказания
2. Система и виды административных наказаний
2.1 Система административных наказаний
2.2 Виды административных наказаний
3. Порядок наложения административных наказаний
3.1 Принципы назначения административных наказаний
3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения
Заключение
Список литературы
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Назначается данный вид административного наказания только судьей в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижения цели административного наказания.
3. Порядок наложения
3.1 Принципы назначения
Наказание за административное правонарушение
назначается в пределах, установленных
нормативным актом, предусматривающим
ответственность за совершенное правонарушение,
в точном соответствии с Кодексом об административных
правонарушениях, законодательными актами
субъектов РФ.
Общие правила назначения административных
наказаний конкретизируют принципы равенства
перед законом, презумпции невиновности,
законности, индивидуализации ответственности
с учетом характера правонарушения и личности
нарушителя.
Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Законность
применительно к назначению административных
наказаний заключается в том, что судья,
орган, должностное лицо, рассматривающий
дело об административном правонарушении,
может назначить виновному только то наказание,
которое установлено законодательным
актом и только в пределах их компетенции
и санкции конкретной правовой нормы,
предусматривающей ответственность за
административное правонарушение.
При этом законность назначения административного
наказания обеспечивается рядом правовых
гарантий:
1) в Кодексе
об административных
2) в каждой правовой норме (статье Кодекса)
закреплены вид и размеры наказаний;
3) за административное правонарушение
может быть наложено из предусмотренного
санкцией правовой нормы ряда альтернативных
наказаний только одно основное административное
наказание;
4) назначение административного наказания
в рамках санкции определяется компетенцией
органа и должностным положением правоприменителя;
Законом устанавливается, какой орган
и какого ранга должностное лицо может
назначить за определенное правонарушение
указанное наказание;
5) законом установлено правило, согласно
которому за одно и то же административное
правонарушение на виновного может быть
наложено только одно основное либо основное
и дополнительное наказания, установленные
за данное правонарушение. При этом не
исключается сочетание мер административной,
дисциплинарной, материальной ответственности,
если они предусмотрены нормативными
актами.
При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Индивидуализация
административного наказания выражается
в том, что при его назначении учитывается
характер правонарушения, личность нарушителя,
степень его вины, имущественное положение,
обстоятельства, смягчающие и отягчающие
ответственность.
Индивидуализация наказания предполагает
смягчение или усиление его на основе
оценки всех обстоятельств дела и личности
виновного. Орган (должностное лицо), рассматривающий
дело об административном правонарушении,
избирает прежде всего вид наказания,
указанный в санкции нормы. Особенно это
важно при альтернативных санкциях, предусматривающих
возможность применения различных видов
наказаний. Затем он определяет его размер,
но при этом не вправе превысить установленный
санкцией нормы предел или снизить его
ниже минимума.
Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.
Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для правонарушителя возместить причиненный им имущественный ущерб и моральный вред.
Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину или организации, то судья при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.
Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или должностным лицом вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского судопроизводства.[4]
3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
Особую роль при назначении обоснованного
и справедливого административного наказания
играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие
ответственность за административные
правонарушения.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
Данные
обстоятельства не могут учитываться
как отягчающие в случае, если они предусмотрены
в качестве квалифицирующего признака
административного правонарушения соответствующими
нормами об административной ответственности
за совершение административного правонарушения.
Перечень обстоятельств, отягчающих административную
ответственность, не может быть расширен
юрисдикционными органами и их должностными
лицами: он является исчерпывающим, в отличие
от перечня смягчающих обстоятельств.
При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.[4]
3.3 Давностные сроки
назначения административного
При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) - двух месяцев со дня его обнаружения.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о защите прав потребителей, таможенного законодательства и на некоторые другие случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.
За административные
правонарушения, влекущие применение
административного наказания в виде дисквалификации,
лицо может быть привлечено к административной
ответственности не позднее одного года
со дня совершения административного
правонарушения, а при длящемся административном
правонарушении - одного года со дня его
обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного
дела либо прекращения уголовного дела,
но при наличии в действиях нарушителя
признаков административного правонарушения
административное наказание может быть
назначено в названные выше сроки, исчисляемые
со дня принятия решения об отказе в возбуждении
уголовного дела либо о его прекращении.
Кодекс об административных правонарушениях
определяет срок погашения административного
наказания, т.е. прекращения состояния
административной наказанности нарушителя.
Лицо считается не подвергавшимся административному
наказанию, если в течение года со дня
окончания исполнения постановления о
назначении наказания не совершило нового
административного правонарушения со
всеми вытекающими отсюда юридическими
последствиями. Следовательно, совершение
этим лицом административного правонарушения
за пределами истекшего давностного срока
для погашения наказания не может рассматриваться
как повторное и выступать отягчающим
ответственность обстоятельством. [4]
Заключение
В результате написания данной работы
можно сделать следующие выводы.
Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая только к лицу, признанному виновным в совершении такого правонарушения, и заключающаяся в обусловленном ею лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие, как правило, в обременении виновного дополнительными обязанностями либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия для привлекаемого к административной ответственности.
Целями административного наказания являются предупреждение совершения новых правонарушений как правонарушителями, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В правовом (узком) понимании система административных наказаний представляется как относительно самостоятельная и устойчивая в структуре административного принуждения упорядоченная по критерию сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых обусловлены единством функционального назначения административного наказания в административно-наказательной политике государства.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения
или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного
физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы
Российской Федерации иностранного гражданина
или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
1) раскаяние
лица, совершившего административное
правонарушение;
2) добровольное сообщение лицом о совершенном
им административном правонарушении;
3) предотвращение лицом, совершившим административное
правонарушение, вредных последствий
административного правонарушения, добровольное
возмещение причиненного ущерба или устранение
причиненного вреда;
4) совершение административного правонарушения
в состоянии сильного душевного волнения
(аффекта) либо при стечении тяжелых личных
или семейных обстоятельств;
5) совершение административного правонарушения
несовершеннолетним;
6) совершение административного правонарушения
беременной женщиной или женщиной, имеющей
малолетнего ребенка.