Административные правлонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования заключаются в комплексном общетеоретическом анализе понятия правонарушения, его объективной и субъективной стороны, обобщение выводов отраслевых юридических наук по данной проблематике, разработка рекомендация по совершенствованию законодательства и практически его применения.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач: выяснить и уточнить понятие правонарушения;
разработать и уточнить понятие объективной и субъективной стороны правонарушения, их соотношение;
выявить соотношение правонарушения и состава правонарушения;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……… 3
1 Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в законодательстве России…….…………
5
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения…………………. 5
1.2 Классификация правонарушений……………………………………………… 10
1.3 Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений……………………………………………………………………. 15
2 Анализ состава административного правонарушения………………………… 21
2.1 Понятие состава административного правонарушения. Объект, объективная сторона правонарушения ……………………………….…….…… 21
2.2 Анализ субъективной стороны административного правонарушения и его субъекта……………………………………………………….…….……………… 40
Заключение…………………………………………………………………………. 50
Глоссарий…………………………………………………………………………… 54
Список использованных источников……………………………………………… 56
Приложение А. Состав правонарушения………………………………………… 61
Приложение Б. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении……………………………………………………………………..
64
Приложение В. Представление об устранении нарушений требований ФЗ «Об ограничении курения табака»………………………………………………………
67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ админитр..doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Например, КоАП предусматривает  ответственность за получение дохода от занятия проституцией (статья 6.12 КоАП) В этом случае цель (получение дохода) выступает в качестве конститутивного признака состава, а ее отсутствие исключает возможность признания названных действий административными правонарушениями. В иных случаях, когда в КоАП или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правонарушителем при определении вида и размера административного наказания.

Понятие субъекта административного  правонарушения включает в себя совокупность указанных в законе признаков, которые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением.

Эти признаки подразделяются на общие и специальные. Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица. В соответствии с КоАП РФ  об административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В связи с чем, обязательным признаком субъекта административного правонарушения является достижение лицом, совершившим деяние, возраста 16 лет.

Вменяемость лица - второй обязательный признак субъекта административного  правонарушения. Вменяемость - это способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины. Только вменяемое лицо способно сознавать характер своих деяний, предвидеть их вредные последствия и относиться к ним сознательно (желать, допускать или рассчитывать на их предотвращение).

КоАП России определяет, что не подлежит административной ответственности  физическое лицо, которое во время  совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия), либо руководить  ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8. КоАП РФ).

Это значит, что совершенное  таким лицом противоправное деяние законодателем не рассматривается  как административное правонарушение.

Юридический критерий невменяемости  отражает степень влияния психического заболевания на способность лица осознавать совершаемые действия, руководить ими.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что для  признания лица невменяемым необходима совокупность как медицинского, так  и юридического критерия. Наличие  психического заболевания автоматически не предопределяет невменяемость лица им страдающего.

Вопрос о невменяемости  такого лица решается применительно  к конкретному совершенному им деянию. Так, лицо, страдающее каким-то психическим  заболеванием, может не осознавать общественной опасности одних действий, но осознанно воспринимать характер других.

Специальные признаки субъекта административного правонарушения присущи лишь некоторым составам административных правонарушений, поэтому по отношению к общим признакам субъекта они могут рассматриваться как факультативные признаки, указание на которые содержатся в статьях Особенной части КоАП, устанавливающих ответственность определенных категорий лиц за совершенные ими деяния.

Специальные признаки отражают либо особенности  должностного положения лица, либо иные особенности правового статуса лица, прямо указанные в правовой норме, формулирующей состав административного правонарушения: военнообязанные, иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 2.4 КоАП России).

Законодательству об административных правонарушениях известны составы правонарушений, субъект которых характеризуется либо только общими признаками, либо помимо них еще и наличием и специальных признаков. Применительно к составам первой группы говорят, что субъект этих правонарушений - общий. Характеризуя субъект административного правонарушения второй названной группы составов, его именуют специальным. В ряде составов административных правонарушений может содержаться указание как на общий, так и на специальный субъект.

Субъектами административного правонарушения являются не только физические, но и юридические лица. Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом и лица без гражданства.

Особым субъектом административного  правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов  внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам. Однако, за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности, правил рыболовства и охоты, охраны рыбных запасов, таможенных правил, административных правонарушений в области налогов и сборов и финансов и некоторых других они несут ответственность на общих основаниях. Исключение из этой общей нормы (ст. 2.5 КоАП) состоит в том, что к указанным лицам не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того административный штраф.

По мнению А.Ю. Якимова  «под субъектом правонарушения целесообразно понимать абстрактное лицо (физическое или юридическое), предусмотренное правовыми нормами».27 А.С. Дугенец считает, что изложенное уточнение имеет принципиальное значение, так как в системе субъектов административных отношений должна присутствовать четкая организация, которую призваны обеспечить упомянутые А.Ю. Якимовым правовые норма».28

Принципиальной новеллой КоАП является отнесение к субъектам  правонарушений юридических лиц, которые, согласно ст. 2.10 КоАП подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ или соответствующими законами субъекта федерации.

Они несут административную ответственность не только за собственные  действия (бездействие), связанное с неисполнением, либо ненадлежащем исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила. Так, согласно постановлений, вынесенных заместителем прокурора Промышленного района г. Самара, признаны административным правонарушением нарушения трудового законодательства и нарушение продавцом правил торговли, выразившихся в продаже несовершеннолетней бутылки пива и пачки сигарет.29

Юридическое значение состава  административного правонарушения состоит в том, что установление в деянии лица всех его признаков дает основание заключить совершение лицом административного правонарушения и позволяет осуществить квалификацию деяния.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут быть определены как элементы, которые выходят за рамки состава административного правонарушения, но, тем не менее, характеризуют субъект административного правонарушения, его объективные признаки, указывает В.В. Обыденнов.30

На основе ч.1 и ч.2 ст. 2.2 КоАП РФ Е.В. Газетдинов выделяет особенности субъективной стороны правонарушений в области предпринимательской деятельности. «Умышленная форма вины является доминирующей в составах правонарушений в области предпринимательской деятельности, что является закономерным по двум причинам: во-первых – обуславливается спецификой правонарушений – любая предпринимательская деятельность не лишена корыстных мотивов извлечения прибыли; во-вторых – предполагается, что хозяйствующие субъекты действуют профессионально, обладая специальными знаниями и технологиями, поэтому неосторожная форма вины используется лишь в некоторых составах правонарушений в области предпринимательства».

Кроме того, он обращает внимание, что «конструктивным признаком  ряда состава деяний, предусмотренных  главой 14 КоАП РФ является цель. Таким образом, по мнению Е.В. Газетдинова, законодатель косвенно ввел в составы такой признак, как умысел, преднамеренность действий, направленных на достижение названных в статьях целей».31

Толкование ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ приводит к выводу, что единственным обстоятельством, имеющим значение при решении вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности, является факт наличия или отсутствия у этого лица возможности соблюдения правил и норм, охраняемых административными санкциями.

Анализируя нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации И.В. Панова обращает внимание, что «его нормы позволяют считать и застройщика и подрядчика надлежащими субъектами административной ответственности».32

Однако, в силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство объекта капитального строительства. Непосредственное осуществление строительства другим лицом по договору подряда не влечет утрату застройщиком своего статуса.

Исследование позволяет  сделать выводы, что состав правонарушения – это теоретическая конструкция, абстракция, сформулированная учеными  –юристами, а правонарушение – факт реальной действительности. Именно из этой предпосылки следует исходить выявляя соотношение правонарушения и состава правонарушения. Состав  правонарушения раскрывает и дополняет ряд признаков и характеристик самого правонарушения. Так, объект правонарушения конкретизирует признак общественной опасности, выражающейся в дезорганизации и нарушении общественных отношений и причинении вреда.

Общественная  опасность находит свое выражение  в субъективных признаках состава  правонарушения (форме вины, мотивах, целях и т.д.). Деяние, как признак  правонарушения, раскрывается и посредством субъективной стороны правонарушения, так как оно неотделимо от субъекта и связано с психикой последнего.

Следует также отметить, что при применении административной ответственности в отношении  юридических лиц весьма проблематичным представляется соблюдение важнейших принципов законности и индивидуализации. В коллективах работает определенное количество работников, характеризующихся как положительно, так и отрицательно. Нельзя утверждать об одинаковом отношении их к совершенному коллективом проступку. Назначение в данном случае административной ответственности приобретает характер формальности в определении содержания и характера вины.

Более того, в данном случае уместно вспомнить имеющейся  отечественный опыт. Административная ответственность юридических лиц хорошо известна отечественному законодателю и правоприменителю.

Ее реализация сопровождалась определенного рода правовыми и организационными проблемами, что в конечном итоге послужило основанием для ее отмены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г.

«Административная ответственность  юридических лиц в виде штрафа заведомо асоциальна и по большому счету бессмысленна, так как по существу уводит от всякой ответственности  действительно виновных -должностных  лиц и прежде всего руководителей. Чаще такая ответственность перекладывается на «рядовых» и не могущих быть виновными по своему положению в каком-либо трудовом коллективе (сообществе) и не стимулирует виновных руководителей к принятию мер по улучшению организационной работы, в том числе для установления действительно виновных лиц».33

С учетом изложенного, представляется необходимым исключить  из КоАП РФ статью 2.10, как не отвечающую общим положениям института юридической  ответственности в российском праве. Ответственность всегда характеризуется индивидуальностью и в случаях привлечения к ответственности юридического лица нельзя установить наличие ряда юридических фактов, например, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, без чего применение административной ответственности представляется незаконным, а вынесенное при этом постановление подлежит отмене.

 

Заключение

 

Действующие в России различные юридически обязательные правила к которым относятся  и нормы, изложенные в Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.

Обязательные  правила адресованы широкому кругу  субъектов. Один – всем гражданам  и юридическим лицам, другие –  работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи – должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.

Одна из существенных особенностей общеобразовательных  правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в КоАП, где в статье 2.1. сформулировано официальное определение такого правонарушения: «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Информация о работе Административные правлонарушения