Административные правонарушения. Виды административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:24, реферат

Описание работы

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы".

Файлы: 1 файл

Реферат по ПОПД.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

Объективную сторону административного проступка характеризует совокупность внешних признаков и обстоятельств поведения нарушителя (наличие противоправного действия или бездействия, противоправных последствий, причиной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившими последствиями). При этом для состава административного проступка в отдельных случаях, предусмотренных законом, не требуется наличия всех указанных признаков. Есть административные проступки, которые не сопровождаются причинением вредных последствий материального характера. Они противоправны и вредны объективно, самим фактом совершения запрещенных правом действий - сквернословие или появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, нарушение правил паспортной системы и т.д. Для таких проступков характерно и отсутствие причинной связи.

В то же время административная ответственность может наступить  и за причинение вреда. При этом обязательным элементом состава проступка  будет наличие противоправных последствий  и причинной связи между ними и противоправным деянием. Причинение вреда может сопровождать как  противоправное действие, так и противоправное бездействие.

Субъектами административного правонарушения признаются:             а) физические лица; б) организации, т. е. юридические лица.

Среди физических лиц различаются  а) граждане; б) другие, весьма разнообразные  категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового  положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежностью к религиозным  объединениям.

Для отдельной категории  лиц эти факторы обуславливают  дополнительные основания для административной ответственности, для других - ограничение применению ее мер.

К числу первой группы относятся  должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением  установленных правил, обеспечение  и выполнение которых входит в  их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Ко второй группе относятся  военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 14-летнего  возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест  и т. п. Кодекс РФ об административных правонарушениях в общей форме  определяет, что административной ответственности  подлежат вменяемые лица, достигшие  к моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3).

Административная ответственность  граждан наступает за нарушение  ими своих обязанностей в отдельных  сферах внешнего государственного управления. При этом объектом их противоправных посягательств и являются общественные отношения в этих сферах управления.

Субъективная  сторона - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения проступка. Ее образует: вина нарушителя, цель и мотив совершенного деяния.

Вина может выражаться в форме умысла или неосторожности. В ст.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано, что административное правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и  желало их или сознательно допускало  наступление этих последствий.

Неосторожная вина в административных правонарушениях, как правило, выражается в форме небрежности, характеризующейся  тем, что в результате легкомыслия или неосмотрительности нарушитель не сознает антиобщественный характер своего поведения, хотя в силу определенного возраста, умственного развития, жизненного опыта он мог и должен был сознавать, что его действия являются антиобщественными и противоречат требованиям правовых норм (ст. 2.2 КоАП РФ).

При установлении формы вины в значительной части административных проступков устанавливается лишь отношение  нарушителя к фактически совершенным  им действиям (мелкому хищению, нарушениям правил хранения огнестрельного оружия, правил противопожарной безопасности, карантинных правил и т.п.) и не рассматривается его отношение  к вредным последствиям, поскольку  они не всегда могут восприниматься как реальный результат антиобщественного  поведения.

Однако для установления формы вины при совершении отдельных  проступков решающее значение имеет  отношение нарушителя не только к  своим действиям, но и к их последствиям. Например, отношение к последствиям своих действий гражданина, допустившего проживание в занимаемом им жилом  помещении лиц без паспорта, без  прописки или регистрации. Антиобщественная сущность этого правонарушения состоит  не только в нарушении правил паспортной системы, но и с предоставлением  возможности укрываться от органов  следствия и правосудия лицам, скрывающимся от ответственности перед законом.

Для того чтобы привлечь нарушителя к административной ответственности, необходимо доказать вину лица, совершившего правонарушение. Одновременно требуется  установить также форму вины: умысел или неосторожность. Это важно  для квалификации проступка и особенно при определении меры наказания.

Наряду с обязательными  признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе.

Таким образом, выяснение  общего состава административного  право- нарушения (проступка) имеет весьма важное практическое значение. Во-первых, оно ориентирует органы, устанавливающие административную ответственность, на то, чтобы формулируемые ими конкретные составы административных проступков соответствовали его общим признакам. Во-вторых, общий состав не позволяет правоохранительным органам при оценке деяний, которые квалифицируются как административные правонарушения, отнести к разряду преступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды административных наказаний 

Установление перечня  видов административных наказаний  и правил их применения относится  к ведению Российской Федерации  и устанавливается только КоАП РФ.

В настоящее время КоАП РФ устанавливает девять видов административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому  лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц  могут применяться все эти  виды административных наказаний; в  отношении юридических лиц —  только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения и административное приостановление деятельности.

Административные наказания  в виде предупреждения и административного  штрафа могут предусматриваться  как КоАП РФ, так и законами субъектов  Федерации об административных правонарушениях, остальные – только КоАП РФ.

При этом семь из девяти предусмотренных  КоАП РФ видов наказаний назначаются  судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. Только предупреждение и административный штраф, а в отдельных случаях  – административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства применяются в административном порядке. В то же время эти наказания являются наиболее часто применяемыми.

В соответствии с КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут  устанавливаться и применяться  только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства может устанавливаться  и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Рассмотрим подробнее  виды административных наказаний.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением  как мерой административного  пресечения. Устные предупреждения, которые  в качестве административно-пресекательной меры должностные лица выносят гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения  соответствующего письменного постановления.

По своему содержанию предупреждение – мера морально-правового воздействия, однако оно влечет за собой те же неблагоприятные правовые последствия, что и все другие административные наказания, то есть состояние административной наказанности. А это, в свою очередь, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность за очередное административное правонарушение.

Административный  штраф – это денежное взыскание с физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение.

Административный штраф  выражается в рублях и устанавливается  для граждан в размере, не превышающем  пяти тысяч рублей; для должностных  лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

– стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения;

– сумме неуплаченных и  подлежащих уплате на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения налогов, сборов или  таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных  и (или) зачисленных с невыполнением  установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной  в установленном порядке, либо сумме  денежных средств, не зачисленных в  установленный срок на счета в  уполномоченных банках, либо сумме  денежных средств, не возвращенных в  установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного  административного штрафа;

– сумме выручки правонарушителя  от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления  административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного  штрафа не может быть менее ста  рублей.

Размер административного  штрафа, исчисляемого исходя из стоимости  предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или  стоимости внутренних и внешних  ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных  с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной  в установленном порядке, либо суммы  денежных средств, не зачисленных в  установленный срок на счета в  уполномоченных банках, либо суммы  денежных средств, не возвращенных в  установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный  размер стоимости предмета административного  правонарушения либо соответствующей  суммы или стоимости. 

Размер административного  штрафа, исчисляемого исходя из суммы  выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы  выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного  правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель  не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Информация о работе Административные правонарушения. Виды административных наказаний