Административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

1.Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Четкое определение круга органов (должностных лиц), правомочных вести производство по делам об административных правонарушениях, имеет важное значение для обеспечения его эффективности. При этом ведущая роль отводится вполне закономерно судьям; их деятельность по рассмотрению и разрешению административных дел характеризуется в качестве существенной гарантии прав привлекаемых к административной ответственности лиц.

Содержание работы

1.Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
2.Объект административных правонарушений.
3.Практическое задание.
4.Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 48.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
  2. Объект административных правонарушений.
  3. Практическое задание.
  4. Список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

 

Четкое определение круга  органов (должностных лиц), правомочных  вести производство по делам об административных правонарушениях, имеет важное значение для обеспечения его эффективности. При этом ведущая роль отводится вполне закономерно судьям; их деятельность по рассмотрению и разрешению административных дел характеризуется в качестве существенной гарантии прав привлекаемых к административной ответственности лиц.

Судьи (в перспективе мировой  судья) районных (городских) судов рассматривают  значительное число административных дел по правонарушениям, посягающим на права граждан (например, нарушение  избирательных прав, законодательства о труде и его охране, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и  пикетировании, принуждение к участию  или отказу от участия в забастовках  и т.п.); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, незаконное врачевание занятие проституцией и  т.п.); собственность (например, уничтожение  или повреждение чужого имущества, мелкое хищение и т.п.); основы коммерческой деятельности например, занятие запрещенными видами такой деятельности и т.п.); финансы и систему налогообложения (например, воспрепятствование обследованию органом налоговой службы или налоговой полиции производственных, складских и иных помещений и т.п.; порядок управления (например, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, представителя органа государственного надзора и т.п.); общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое хулиганство и т.п.).

Установлено, что дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается  административное взыскание в виде административного выдворения из пределов Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, административного ареста либо конфискации или возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специального права, предоставляемого лицу, рассматриваются судьей.

Комиссии по защите прав несовершеннолетних, образуемые главами  районной, городской, районной в городе администрацией совместно с соответствующими органами местного самоуправления, рассматривают  дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также о неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении несовершеннолетних в  употребление спиртных напитков или  одурманивающих веществ.

Дела иного рода, например, о правонарушениях в области  дорожного движения, рассматриваются  комиссиями в тех случаях, когда  орган (должностное лицо), к которому поступило дело, передает его на рассмотрение комиссии.

Органы Федеральной инспекции  труда при Министерстве труда  и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекции) рассматривают дела о нарушениях законодательства о труде и охране труда, а также о непредоставлении информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. От имени Федеральной инспекции дела рассматривают Главный государственный инспектор труда, руководители государственных инспекций труда, государственные правовые инспекторы труда, государственные инспекторы по охране труда.

Органы внутренних дел (милиции) рассматривают значительное количество дел об административных правонарушениях. Например, это дела о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах, о потреблении наркотических средств без назначения врача, о мелком хищении, о незаконном посеве и выращивании наркотикосодержащих растений, о действиях, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и полетов, а также на водном транспорте, о нарушении правил государственной регистрации и прохождения государственного технического осмотра транспортных средств, о превышении установленной скорости движения, о незаконной торговле товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена, о незаконных операциях с иностранной валютой, о нарушении иммиграционных правил, о применении насилия в отношении должностных лиц органа, уполномоченного осуществлять административно-процессуальные действия, о проживании граждан Российской Федерации без удостоверения гражданина (паспорта) или без регистрации, о мелком хулиганстве, о нарушении требований режима чрезвычайного положения, о производстве, продаже, передаче, приобретении, хранении или ношении оружия, запрещенного в Российской Федерации и т.п.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел (милиции) вправе: начальники и заместители  начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных  отделов отделений милиции и  их заместители, начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел  на транспорте, начальники линейных пунктов  милиции, должностные лица Государственной  автомобильной инспекции, а также  другие сотрудники милиции, на которых  возложен надзор за соблюдением соответствующих правил.

Государственные органы, на которых возложено осуществление  контрольно-надзорных функций и  полномочий. Их система крайне разнообразна, часто изменяема, что, естественно, уменьшает возможности реального  и строгого контроля за законностью их действий. В настоящее время к числу таких органов отнесено 51 подразделение государственного аппарата. Все они осуществляют надзор за соблюдением физическими, а нередко и юридическими лицами специальных общеобязательных правил, нарушение которых влечет за собой административную ответственность.

Это, например, органы санитарно-эпидемиологического  надзора, государственного ветеринарного  Надзора, государственного экологического контроля, государственного контроля в сфере охраны и использования  недр. Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации, государственной противопожарной службы, государственной налоговой службы, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, государственного пробирного надзора, Федеральной пограничной службы, миграционной службы, государственной жилищной инспекции и т.д.

  1.  Объект административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного  правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что  в конкретном деянии может отсутствовать  состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава  административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности  от схожих с ним преступлений. В  связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, теоретической конструкции) от элементов  и признаков состава конкретного  админ истрати вного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), данное действие тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.

Однотипные признаки состава  административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например, объектом административного  правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о  религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям  помимо тех, которые посягают на права  граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения в области охраны окружающей природной  среды и природопользования; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные  общественные отношения и есть объект соответствующего административного  правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного  правонарушения, регулируются не только нормами административного права, но в ряде случаев и нормами  конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они  только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава  характеризует проступок как  акт внешнего поведения правонарушителя  и включает, в частности, такие  признаки состава административного  правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Например, нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного  движения выражается в разных противоправных действиях: превышении установленной  скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий  сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Вредными последствиями  таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, помехи другим участникам движения, аварийной ситуации, совершение ДТП.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий  третьей составной частью объективной  стороны правонарушения является и  такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате него вредными последствиями. Установить такую причинно- следственную связь — значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили они в результате противоправного деяния или по другим причинам, каким образом данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет необходимости: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно- следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Такой состав административного  правонарушения, который не предусматривает  наступления в результате его  совершения какого-либо материального  вредного последствия, называется формальным составом. Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав; соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того обстоятельства, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работодателем либо лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет административным правонарушением с формальным составом. Еще один пример административного правонарушения с формальным составом — превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством  об административных правонарушениях  предусмотрено немало и правонарушений с так называемым материальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

В правонарушениях с материальным составом причинно- следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями зачастую далеко не очевидна и требует доказательства. Например, факт наезда водителем, превысившим на 15 км/ч допустимую скорость дорожного движения, на пешехода, в результате чего последнему были причинены легкие телесные повреждения, сам по себе не означает наличия состава проступка, сформулированного в ст. 12.24 КоАП РФ. Здесь в обязательном порядке требуется доказать причинно-следственную связь между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Информация о работе Административные правонарушения