Административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы связана с необходимостью по-нимания природы и причин административных правонарушений, факторов, способствующих развитию этих явлений, необходимостью формирования правовых основ противодействия антиобщественному поведению и выработки эффективных мер профилактики правонарушений. Правовое регулирование в этой области должно строиться в контексте административной реформы, проводимой в России, и являться существенной составляющей правовой политики государства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административных правонарушений 5
1.1. Понятие административного правонарушения 5
1.2. Разграничение административных правонарушений от иных
правонарушений 11
Глава 2. Юридический анализ состава административного
правонарушения 14
2.1. Понятие состава административного правонарушения 14
2.2. Объективные признаки административного правонарушения 16
2.3. Субъективные признаки административного правонарушения 21
Заключение 27
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая - адм. праовнарушение.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Теория права  подразделяет все правонарушения на преступления и проступки. Среди последних принято выделять административные, дисциплинарные. Трудовой кодекс РФ (ст. 192, 193) использует такое название: «дисциплинарный проступок». Слово «проступок» более соответствует положениям теории права. После принятия КОАП РФ в других правовых актах можно использовать только название «административное правонарушение».

Только совокупность всех элементов юридического состава административного правонарушения позволяет квалифицировать совершенное деяние в качестве противоправного деяния, за совершение которого КОАП РФ предусмотрена определенная мера административного наказания. Не установление хотя бы одного из элементов будет свидетельствовать об отсутствии в деянии состава административного правонарушения, а значит и о невозможности привлечения лица к административной ответственности.

 

1.2. Разграничение административных  правонарушений от иных правонарушений

 

По главному, материальному признаку - степени общественной опасности - все правонарушения подразделяются на преступления и административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты.

Преступление в отличие от административного  правонарушения обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями, мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего деяние.

Как отмечает, А. Медведев административные правонарушения отличаются от преступлений меньшей степенью общественной опасности. Он также отмечает, что административные правонарушения и преступления можно и должно разделять лишь по степени их общественной опасности10

И.А. Мартынов, напротив, отмечает, что  общественная опасность не может  быть положена в основу разграничения преступления и административного правонарушения. Данная позиция основывается на том, что «общественная опасность»11. не является признаком преступления.

Э.А. Васильев, развивая основные учения об административных правонарушениях и преступлениях, отмечает, что административные правонарушения обладают признаками общественной опасности и отличаются от преступлений по степени общественной опасности. В то же время Э.А. Васильев отмечает, что административные правонарушения вредны для общества, но не общественно опасны12

В научной литературе отмечается, что формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления и административного правонарушения, является характер их противоправности и наказуемости.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим КОАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административные правонарушения следует отличать от иных непреступных правонарушений, и прежде всего от дисциплинарных проступков. Административные правонарушения и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются, отмечает П. Анисимов13. Различие между ними проявляется при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний распорядок, установленный на конкретных предприятиях или в учреждениях, на отношения служебной дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений по общему правилу не являются.

Административные правонарушения - деяния (действие или бездействие), предусмотренные нормами административного права, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде определены в нормах трудового и административного права. Описание конкретных признаков таких деяний эти нормы не содержат.

Кроме того, административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных норм, регулирующих поведение всех лиц, независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу: дисциплинарный проступок - это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены как на служащего определенной организации, предприятия. В отличие от административных правонарушений дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарные взыскания. Дисциплинарные взыскания отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений, правовыми последствиями их применения, порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право применять их.

Административное правонарушение - это деяние, за которое предусмотрены административная ответственность, административные наказания, состоящие как в имущественных, в частности административный штраф, так и в неимущественных ограничениях правонарушителя, в частности предупреждение, административный арест и др.

 Совершенствования предписаний КОАП РФ, касающихся закрепления обстоятельств, смягчающих административную ответственность, от должной организации административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти зависит эффективность производства по делам об административных правонарушениях, а также защита прав граждан и иных субъектов административно-юрисдикционного процесса.

 

 

 

 

Глава 2. Юридический анализ состава административного правонарушения

 

2.1. Понятие  состава административного правонарушения

 

Не каждое деяние, даже содержащее такие признаки административного правонарушения, как противоправность, виновность и наказуемость, является административным правонарушением. Поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности, от схожих с ним преступлений.

Определения  общих для всех    административных   правонарушений черт  описывается через понятие  « состав  правонарушения». Данная конструкция имеет не только теоретический характер, но и практическое значение, поскольку  понятие состава   правонарушения помогает  в процессе правоприменения определить, имеется или отсутствует  противоправное деяние в конкретном поведении субъекта права. Поэтому  в теории права должны быть четко сформулированы  характеристики правонарушения.

Выделение содержательных признаков, достаточных для отграничения  правонарушения   от иных отклонений от правопорядка производится путем  определения его  юридически значимых признаков.  Для  решения этой  задачи в юридической науке и практике служит конструкция юридического состава правонарушения, представляющего  собой совокупность необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства условий или элементов (и их признаков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения14.

Состав  правонарушения - это совокупность установленных  законом объективных и субъективных признаков, характеризующих определенное деяние как  правонарушение данного вида. В статьях Особенной  КОАП РФ  содержится  описание признаков конкретных правонарушений. Эти признаки в своей совокупности характеризуют совершенное деяние  как  правонарушение определенного вида.

Ю. Кувшинов  отмечает, что практическое значение состава административного правонарушения состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квалификации конкретных административных правонарушений, то есть административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т. е. квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона15.

По особенностям конструкции  состава административного правонарушения различаются материальные и формальные составы. Материальными называются составы, в которых содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий - деяние, или описывается действие само по себе обязательно влекущее вредное последствие.

Формальными составами  называются те, в которых нет обязательного признака наступления вредных материальных последствий ( например, нарушение паспортного режима).

Конкретное  административное правонарушение и  его состав  соотносятся друг с другом как реальное явление (правонарушение) и понятие об этом явлении (состав), указывает П.П. Серков. Правонарушение  - это определенное общественно  вредное явление  реальной  действительности, обладающее  множеством  индивидуальных  признаков. Состав  - это совокупность предусмотренных законом лишь наиболее существенных и типичных признаков необходимых для признания  определенного  деяния, то есть правонарушения16

Под составом административного  правонарушения  понимают установленную правом совокупность признаков,  при наличии которых конкретное деяние  является  административным  правонарушением. Только наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии — единственное основание наступления административной ответственности за его совершение.

Все признаки состава  правонарушение подразделяются на четыре  группы, характеризующие  основные  его элементы: объект  и объективную сторону, субъект и субъективную  сторону   правонарушения. Признаки, характеризующие объект и объективную сторону  правонарушения называют объективными признаками  его состава. Признаки, характеризующие субъект и субъективную сторону называют субъективными признаками.

 

 

2.2.    Объективные признаки административного правонарушения

 

Объект административного  правонарушения — общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. К административным правонарушениям, помимо тех, которые посягают на права граждан относятся также правонарушения: в области охраны окружающей природной среды и природопользования; в области дорожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, и многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.

Общепринято выделять общий, родовой и непосредственный объект правонарушения. В административном праве долгое время (до 1985 г), пишет Г. Мельничук, не выделялся общий объект, под которым понимают общественные отношения одного вида, которые являются частью родовых и включают в себя наиболее родственные отношения17. Общим объектом любых административных правонарушений является вся совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях, которая представлена в статье 1.2 КОАП РФ, а именно: «права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства»18.

Объединение определенной группы административных правонарушений в конкретную  главу  КОАП  РФ означает, что родовым объектом данных правонарушений является совокупность общественных отношений, регулирующая определенный вид  деятельности.

Непосредственный  объект - конкретные общественные отношения, на которые посягает правонарушение, именно в целях их охраны законодатель издаёт соответствующие административно-правовые нормы. Непосредственный объект иногда совпадает с предметом правонарушения.

Общественные  отношения, выступающие как объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев — конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права, но охраняются они только нормами КОАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами и законов КОАП РФ или  законами субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, а, следовательно, и нет состава административного правонарушения.

Объективная сторона  административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия. Нарушение водителями транспортных средств  Правил дорожного движения (гл. 12 КОАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение дорожно-транспортного происшествия.

Кроме противоправного  деяния и наступивших вредных  последствий составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате его вредными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь, пишет Д. Бахрах, значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили ли они действительно в результате совершения противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние повлияло на величину этих последствий19. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет нужды: наступившие вредные последствия в основном нематериальны и проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно-следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Информация о работе Административные правонарушения