Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:20, контрольная работа
Реформирование российского государства и общества требуют новых подходов к фундаментальным категориям науки государственного управления. Это касается как сущности и содержания, так и методов, средств, форм, целей, приоритетов управленческого воздействия, что находит свое отражение в административно-правовой науке и в действующем законодательстве России.
Переход от административно-командной системы управления к демократической делает актуальным поиск новых форм и средств государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Определение административного договора 5
1.1. Понятие административного договора 5
1.2. Признаки административного договора 7
Глава 2. СТРУКТУРА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ДОГОВОРА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Определение административного договора 5
1.1. Понятие административного договора 5
1.2. Признаки административного договора 7
Глава 2. СТРУКТУРА
И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ДОГОВОРА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование российского государства и общества требуют новых подходов к фундаментальным категориям науки государственного управления. Это касается как сущности и содержания, так и методов, средств, форм, целей, приоритетов управленческого воздействия, что находит свое отражение в административно-правовой науке и в действующем законодательстве России.
Переход от административно-командной системы управления к демократической делает актуальным поиск новых форм и средств государственного управления.
Среди последних выделяется административный договор, сочетающий в себе одновременно и формально-юридическое равенство контрагентов, и прерогативные полномочия государственно-властного участника, реализующего публичные задачи и функции.
Сегодня государственные
органы и организации заключают
множество договоров и
Актуализация вопроса об административном договоре на фоне уже проведенных и осуществляемых реформ российской государственности обусловлена также усилением договорных начал в публично-правовых отношениях.
Сегодня публично-правовые установления все более направлены не только на традиционное укрепление дисциплины, усиление ответственности в сфере исполнительной власти, но и на создание правовых механизмов для решения управленческих задач, выполняемых путем установления договорных инструментов со стороны государственной администрации.
Таким образом, особый интерес на сегодняшний день приобретает проблема административного договора как одна из новых и перспективных административно-правовых форм осуществления управленческих действий со стороны государства.
Поэтому цель данной работы - рассмотреть понятие административного договора и его роли в регулировании управленческих отношений.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДОГОВОРА
1.1. Понятие и признаки административного договора
Определение административного договора с точки зрения его сущности и содержания упирается прежде всего в проблемы чисто методологического характера. Очевидно, что понятие административного договора будет зависеть от того, с какой стороны рассматривается это сложное явление: как юридический факт, правоотношение, документ, вид сделки, источник права, юридическое средство индивидуального регулирования, форму, результат или акт государственного управления.
Многозначность термина
свидетельствует о сложности
и системности
Договор как общеправовая категория традиционно определяется через волевое соглашение двух или более субъектов права, влекущее установление, изменение или прекращение определенных правоотношений. При этом договор, основанный на правовых нормах, является правовым актом, заключение и вступление в юридическую силу которого влечет правовые последствия для его участников или третьих лиц.
В отличие от правовых актов односторонне-волевого характера (судебных решений, административных актов, жалоб, исковых заявлений, завещаний и так далее) договор, в том числе и административный, всегда представляет собой многосторонний акт, выражающий согласование, интеграцию, взаимодействие воли договаривающихся субъектов.
Административный договор представляет собой вид сделок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. Такие договоры довольно часто называются соглашениями. Согласно более полному определению, административный договор, по мнению данного ученого, – это основанный на административно правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников. [2 - с. 340]
А. В. Демин дает следующие определения административного договора: отталкиваясь от понятия публично-правового договора, он утверждает, что «под административным договором понимаются все публично-правовые договоры, заключаемые органами государственной власти и местного самоуправления, за исключением международных и процессуальных…», при этом под публично-правовым договором он понимает «волевое соглашение не менее двух субъектов публичного права, заключенное на основании норм публичного права в общественных (общегосударственных) интересах, правовой режим которого содержит элементы, выходящие за рамки частного (гражданского) права. [3 - с. 16]
Следовательно, по его мнению, административные договоры могут заключаться как между самими государственными властными субъектами между собой, и тогда они называются «внутриаппаратными», «внутриорганизационными», так и между государственно-властными субъектами, с одной стороны, и гражданами, организациями – с другой, тогда они называются «внешними».
Не смотря на разность
точек зрения перечисленных авторов,
из их определений выводится
В Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти заключают соглашения о сотрудничестве, основываясь на полномочиях, предоставленных им нормами административного права. Нередко в этих соглашениях указывается, что они заключены на основе действующего законодательства, определяющего, с одной стороны, полномочия органов управления, а с другой – права и обязанности граждан и объединений во взаимоотношениях с исполнительной властью.
При этом, следует различать
понятия «административные
Важно отметить, что административно-правовые договоры заключаются тогда, когда у властных субъектов появляется своеобразный правовой коридор, выражающийся в некоторой свободе действий в рамках своих полномочий и для реализации поставленных государством в лице законодательных и вышестоящих исполнительных органов задач. Когда орган исполнительной власти начинает искать наилучший из возможных путь творческой реализации своих полномочий, использование административно-договорного института приходится очень кстати. В связи с этим, не менее важно понимание административного договора как «особой формы правового опосредования регулятивных отношений, используемой в тех случаях, когда субъекты управления какими-то отдельными сторонами своей деятельности оказываются юридически равными и возникает необходимость целенаправленной координации их работы».
1.2. Признаки административного договора
В теории административного
права вопрос о признаках административного
договора является дискуссионным. Это вполне
объяснимо, ибо, как уже было отмечено,
в России пока не создано глубоких и всесторонних
правовых основ административного договора,
да и само это понятие нигде в законодательстве
не встречается. Например, А. П. Коренев
и
А. А. Абдурахманов выделяют следующие
его признаки:
Указанные авторы определяют административный договор как «основанное на нормах административного права соглашение, понимаемое как взаимное и согласное проявление воли сторон относительно единой цели между двумя или более формально равными субъектами, имеющее своим предметом совершение управленческих либо организационных действий, в котором хотя бы одна из сторон является органом государственного управления либо его законным представителем». [5 - с. 86]
Признаки административного
договора во многом совпадают с признаками
публично-правового договора. Это и обязательное наличие
в качестве одной из сторон органа государственной
власти, и наличие публичного интереса
(«государственной нужды», «федеральной
нужды», «национальных интересов Российской
Федерации», «интересов общества» и так
далее). Однако, конкретизируя эти положения,
следует отметить, что «предмет административных
договоров всегда составляют социальные
проблемы, так или иначе связанные с деятельностью
администрации».
[1 - с. 345]
В качестве некоторых существенных признаков, характеризующих содержание административного договора, можно было бы указать следующие:
Из вышеуказанных признаков следует, что даже при горизонтальных связях участники административных договоров находятся в неравном положении.
Неравенство субъектов административно-договорных отношений заключается в том, что обязательные (особые, специальные, отличительные) и не подлежащие обсуждению административные (управленческие) условия в административном договоре устанавливаются органами исполнительной власти (органами государственного управления, местного самоуправления), то есть порядок заключения и выполнения административных договоров пронизывает административный режим, характеризующийся специфическими правовыми средствами и методами. Поэтому другая сторона в договоре вправе либо принять данные условия, либо отказаться от них и не заключать административный договор.